Оглавление
3#2023
Оглавление
Города и районы Самарской области
Звезда
Сельское хозяйство Самарской области
Среда обитания
Юбилей
Экспертный совет
Год педагога и наставника

Опора на наставников

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2023 (ноябрь)

В Год педагога и наставника Благотворительный фонд «Радость», имеющий многолетний опыт наставничества в работе с воспитанниками и выпускниками интернатных учреждений, принял участие в реализации проекта Общественной организации приёмных семей Самарской области «О.П.О.Р.А: Опыт. Поддержка. Опека. Развитие. Адаптация». Проект, ставший победителем первого конкурса Фонда президентских грантов 2023 года среди некоммерческих организаций по направлению «Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства», направлен на оказание социальной поддержки и подготовки к взрослой жизни подростков, лишённых родительской опеки.

Благотворительный фонд «Радость»

Основная задача проекта – вовлечение социально активных граждан в систему индивидуального наставничества для успешной социализации и адаптации к самостоятельной жизни подростков и молодых людей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проект «О.П.О.Р.А»

Благотворительный фонд «Радость» на протяжении полутора десятилетий оказывает поддержку семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию: помогает в лечении и реабилитации детей-инвалидов, патронирует детские дома и интернаты, поддерживает талантливых и одарённых детей, реализует множество других социально значимых и благотворительных программ и проектов.

Одним из ведущих направлений деятельности фонда последних лет стало комплексное сопровождение выпускников всех форм попечения и защита их прав и интересов, а с 2020 года фонд – официальный поставщик социальных услуг по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории региона.

«По нашему опыту, – рассказывает директор Благотворительного фонда «Радость» Светлана Ивановна Полдамасова, – эффективным инструментом в работе с детьми и подростками является наставничество, в ходе которого у подростков естественным образом формируются здоровые установки и важные жизненные навыки. Наставник делится личным опытом и служит примером для своего подопечного, становясь со временем «близким взрослым» подростку, но главная задача наставника – принятие и поддержка ребёнка, лишённого родительского участия.

Участие фонда в проекте «О.П.О.Р.А» – возможность тиражирования своего опыта по развитию наставничества, а целевой группой проекта стали как воспитанники приёмных семей, детских домов и интернатов, так и уже совершеннолетние молодые люди, живущие самостоятельно».

«Трудности социализации таких детей по-прежнему остаются одной из острых социальных проблем, – рассказывает Элла Викторовна Штырлова, руководитель центра постинтернатного сопровождения БФ «Радость». – Нередко дети-сироты воспринимают вступление во взрослую жизнь как полное освобождение от запретов и ограничений. У ребят появляется множество соблазнов, это период проб и ошибок. Часто только попав в сложную жизненную ситуацию, подросток начинает осознавать причины своих трудностей и искать пути их преодоления. Но адаптация таких подростков крайне затруднена, поскольку, даже вполне устроившись в жизни, они остаются лишёнными главного: дружбы, искренности, простоты и теплоты отношений, близкой эмоциональной связи, привязанности. Поэтому наличие взрослого наставника, который может дать своему подопечному образец позитивного и доверительного общения, вовремя подсказать, посоветовать, а главное поддержать, имеет большое значение».

Волонтёрами-наставниками могут быть люди разного возраста, уровня образования, религиозных убеждений, имеющие самый разный жизненный опыт, и в том числе позитивный опыт выхода из сложных жизненных ситуаций. «Главное, что объединяет этих людей, – социальная активность, высокая мотивация к деятельности и жизнеспособность, искреннее желание помогать, – отмечает Элла Штырлова. – Очень желателен для наставника опыт родительства, в том числе воспитания приёмных детей. Наставниками могут быть и люди с инвалидностью, которые лучше других понимают проблемы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Фонд «Радость» уже имеет хороший опыт по подбору наставников детям с социально значимыми заболеваниями и ментальными нарушениями».

Благотворительный фонд «Радость»

Важно указать, что участниками проекта «О.П.О.Р.А» стали не только воспитанники и выпускники сиротских учреждений, волонтёры-наставники, но и приёмные родители, воспитывающие подростков, а в число целей и задач проекта входит оказание замещающим семьям дополнительных социальных услуг, содействие развитию у них навыков социально-поддерживающего поведения во взаимоотношениях с детьми и подростками в период взросления.

Как отметила Светлана Полдамасова, «актуальность и социальная значимость проекта связана как с возможностью использования ресурсов самой семьи, воспитывающей приёмного ребёнка, так и объединения усилий приёмных родителей и наставника для решения проблем взросления детей-сирот, нуждающихся в получении позитивного опыта, поддержки и помощи в адаптации к быстро меняющимся условиям жизни».

Наставнические пары

Программа «Наставничество: 1+1» – одна из ведущих в проекте «О.П.О.Р.А». Её реализация включает поиск и привлечение волонтёров-наставников, поддержание на протяжении длительного времени неформального и доверительного общения наставников с их подопечными.

С учётом жизненного опыта и индивидуальных особенностей взрослых и детей формируются пары «наставник – ребёнок», для каждой из которых разрабатываются индивидуальные планы наставничества. Общение в парах находит практическое воплощение в различных формах взаимодействия подростка и взрослого: совместном досуге, экскурсиях, занятиях спортом и творчеством, посещениях культурных мероприятий.

«Как и многие специалисты нашего фонда, я сама являюсь наставником для подростка и хорошо знаю, насколько большие возможности для получения нового опыта открываются перед детьми в таком общении, – продолжает Элла Штырлова. – Даже простой человеческий разговор по душам для многих из детей – настоящее событие. А ещё наставник помогает своему подопечному скорректировать зачастую искаженное представление об окружающем мире и ненавязчиво сориентировать его в нём. Но, конечно, наставник – это не педагог, не воспитатель, не приёмный родитель и тем более не спонсор своего подопечного.

По словам Светланы Полдамасовой, фонд старается помочь наставникам в их миссии, проводит работу по профилактике эмоционального выгорания, поскольку наставники, как и педагоги, и врачи, и юристы, – люди помогающих профессий. С этой целью в течение года проводятся групповые мероприятия, поездки, экскурсии, походы с участием всех наставнических пар. «Например, мы побывали в винновском Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре, в историко-этнографическом клубе «Русская слобода», а совсем недавно совершили пешую прогулку в Сокольи горы, – говорит Элла Штырлова. – Таким образом укрепляются взаимоотношения как внутри каждой пары, так и между всеми наставническими парами. Мы как одна большая семья».

БФ «Радость» осуществляет профессиональное сопровождение наставнических пар на всём протяжении их существования. Оно предусматривает обучение и подготовку волонтёров к наставнической деятельности, групповое и индивидуальное консультирование наставников, социальную и правовую поддержку, анкетирование и опросы участников программы.

Благотворительный фонд «Радость»

Перспективы проекта

Реализация программы наставничества, как и проекта в целом, будет осуществляться на протяжении текущего года по июль 2024 года. Однако специалисты рассчитывают, что проект станет долгосрочным и будет развиваться в последующем.

«Практика нашей работы показывает, что в значимом взрослом нуждается едва ли не каждый подросток или молодой человек с опытом воспитания вне родной семьи, – продолжает Элла Штырлова. – На сегодняшний день на постинтернатном сопровождении в фонде состоят 420 получателей социальных услуг, и их число растёт, но всех их «обеспечить» наставниками мы в ближайшее время не сможем. Сейчас у нас активно действует 21 пара, еще 15 наставников прошли обучение уже в рамках проекта «О.П.О.Р.А» и приступили к общению с подопечными. То есть всего 36 пар. В нашей базе данных уже есть несколько кандидатов в наставники, и по мере набора группы (а это 12–15 человек) мы начнём их обучение. Учитывая то, что из всех заявленных кандидатов примерно половина в конечном итоге становятся наставниками, актуальность дальнейшего развития проекта и в целом системы наставничества в работе с детьми-сиротами будет только расти».

Сегодня БФ «Радость» заключил договоры о сотрудничестве и взаимодействии со всеми детскими домами и интернатами в регионе. Фонд постоянно получает от организаций запросы на обеспечение воспитанников и выпускников наставниками. Есть «заявки на наставников» и от профильных ведомств. Знают о проекте и проявляют к нему интерес и сами воспитанники социальных учреждений.

«Очень нужны наставники сиротам, в том числе на выходе из постинтернатного сопровождения, – подытоживает Светлана Полдамасова. – Сегодня всё больше распространяются различные формы наставничества. Так, в Самарской области достаточно активно развивается сопровождаемое проживание. Наставничеством должны быть обеспечены также семьи с детьми-инвалидами, семьи, в которых детям присвоен паллиативный статус. Эта работа нуждается в системном подходе и качественном развитии. И во всех этих направлениях мы активно работаем».

Автор: Алексей Сергушкин


Автор:Алексей Сергушкин