- «Барышня и хулиган» – премьера в уникальном формате
- «Мастер и Маргарита» – разговор о высоких смыслах
- Неповторимое очарование Волжского хора
- Танец есть Жизнь
- Пешком по Бродвею. Прогулка третья
- Самарская область стала обладателем Гран-при выставки «Золотая осень»
- Юбилейная XXV Поволжская агропромышленная выставка
- Агрохолдинг «Василина» – уверенность в будущем села
- Профессионал из Богдановки
- 30 лет гимназии «Перспектива»
- Бенефис Натальи Носовой
- Хранители традиций
- Воспитываем профессионалов и патриотов
- Главное богатство – люди
- Призваны защищать, помогать и развивать
- «Галактика» будущего
- Школа, у которой есть душа
- Традиции наставничества Самарского государственного колледжа
- Учить здесь и сейчас
- В атмосфере сотрудничества, взаимопонимания и поддержки
- В помощи – сила
- Опора на наставников
- Профессионализм, творчество, наставничество
- Симбиоз опыта и творческого поиска
- Под крылом наставничества
- Опыт наставничества Детского сада №1
- Наставники с большой буквы
- Тренер – это призвание
- «Олимп» – центр спортивного притяжения
Профессионализм, творчество, наставничество
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2023 (ноябрь)
Чапаевская средняя общеобразовательная школа №3 – одна из лучших в регионе по рейтингу эффективности деятельности Юго-Западного управления министерства образования и науки Самарской области. Однако достижения школы определяются не только сухими цифрами показателей, но и дружным творческим коллективом педагогов, которые успешно реализуют на практике свои передовые идеи, в том числе в наставничестве.
Школа имеет хорошую материально-техническую базу: два просторных здания, спортзалы, современные компьютерные классы. В этом году на базе школы открылся Центр детских инициатив – новое пространство для творчества, общения, идей и их реализации.
В структуру ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск входят три дошкольных учреждения: детский сад №19 «Колокольчик», детский сад №31 «Сказка», детский сад №7 «Ягодка» и два структурных подразделения дополнительного образования технической (мини-кванториум «Квантум-3») и спортивной («ДЮСШ №2») направленности. Общая численность обучающихся и воспитанников ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск составляет 2306 человек.
Многие успехи и достижения учащихся и педагогов школы связаны с именем Елены Александровны Кочетковой, которая 18 лет является директором. Именно под её началом здесь сложился дружный профессиональный коллектив с высоким интеллектуальным потенциалом и стремлением к творчеству. Сея «разумное, доброе, вечное», учителя дают новые знания, обеспечивают гармоничное развитие ребёнка, раскрывают в нём всё самое лучшее.
«Я могу сказать много добрых слов о каждом из 40 педагогов школы, – говорит Елена Александровна. – Стабильный коллектив регулярно пополняется молодыми кадрами, продолжающими традиции школы. В Год педагога и наставника мы отдаём дань уважения нашим наставникам. В моей жизни таким человеком была Ольга Васильевна Губачева, учитель русского языка и литературы, ветеран педагогического труда, которая привила мне любовь к книге, к вдумчивому и осознанному чтению, воспитала желание учиться и постигать новое. К сожалению, её уже нет с нами, но именно она оставила в моей душе неизгладимый след и добрую память о себе».
Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога-профессионала с высоким творческим потенциалом, занимающего активную гражданскую позицию, умеющего взять ответственность за порученное дело, повести за собой молодых коллег. Такие люди, безусловно, есть и в чапаевской школе №3. Здесь успешно реализуются все основные направления наставнической работы: «учитель – учитель», «учитель – ученик» и «ученик – ученик».
Школа для молодых педагогов
В условиях реформирования системы образования актуальной задачей для школ и дошкольных учреждений становится привлечение и удержание молодых педагогов. В чапаевской ГБОУ СОШ №3 её успешно решают с применением системы наставничества «учитель – учитель», которая способствует быстрой адаптации специалиста в коллективе, ускоряет процесс профессионального становления и развития педагога и формирования у него мотивации к саморазвитию и самореализации.
Одна из наставнических пар существует в СП «Детский сад №31 «Сказка», где роль наставника выполняет Светлана Анатольевна Новикова – опытный воспитатель с большим стажем педагогической работы.
«Моя цель как педагога-наставника – максимально эффективно использовать профессиональные творческие качества молодого педагога в соответствии с требованиями федерального госстандарта дошкольного образования, – говорит Светлана Анатольевна. – Я помогаю молодому специалисту правильно организовать работу с детьми и родителями, консультирую по методическим вопросам, объясняю и на личном примере показываю, как справляться со сложными ситуациями. Я уверена, что наставничество взаимно и строится на принципах партнёрства. Именно при таком взаимодействии молодой педагог полностью погружается в профессию, развивается, не боясь неудач, а наставник вдохновляется для продолжения своего дела».
Светлана Новикова написала несколько статей о своём опыте наставничества. Она – неоднократный участник конкурса «Наставник в системе образования Самарской области». В окружном этапе конкурса в 2021 году она заняла 1-е место, а в 2022 году – 2-е место в номинации «Наставник в дошкольном образовательном учреждении». Эффективность её наставничества несомненна: после года совместной работы подопечная Светланы Анатольевны получила первую квалификационную категорию.
Туризм как средство воспитания
В другом структурном подразделении ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск – «Детский сад №19 «Колокольчик» – трудится инструктор по физической культуре Светлана Владимировна Моторина, ставшая в 2023 году лауреатом областного конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года» в специальной номинации «Физинструктор года». Попасть в тройку сильнейших воспитателей-физинструкторов Самарской области Светлане Владимировне во многом помогла представленная на суд жюри конкурса собственная профессиональная инновационная форма работы.
«На конкурсе я представила нашу «Школу туризма», в которой мы знакомим воспитанников с различными видами туризма как спортивно-прикладного направления, – рассказывает она. – На занятиях мы часто выходим с ребятами на природу, совершаем пешие прогулки, играем в спортивные игры. Попутно дети учатся проходить простейшие полосы препятствий, оказывать первую помощь в походных условиях, пользоваться туристической амуницией: укладывать рюкзак, ставить палатку, вязать узлы и многое другое. Излишне говорить, насколько детям это интересно».
Светлана Моторина подчёркивает, что физвоспитание – неотъемлемая часть гармоничного развития личности. Занятия физкультурой, спортом и здоровый образ жизни с ранних лет способствуют духовно-нравственному развитию, укреплению уверенности в себе, целеустремлённости, дисциплинированности.
«Туризм, как форма работы с дошкольниками, помогает активно вовлекать родителей в образовательно-воспитательный процесс, в наши походы, – отмечает Светлана Владимировна. – Личный пример не только воспитателя, но и мамы с папой для ребёнка очень важен. Это хороший стимул и лучшая форма наставничества».
Математика и многое другое
Школьные учителя чапаевской ГБОУ СОШ №3 – настоящие профессионалы, успешно освоившие все направления наставнической работы. Пример тому – учитель математики Елена Александровна Ретина, которая трудится в школе с 2006 года. Недавно она стала победителем окружного этапа Всероссийского конкурса профмастерства «Учитель года – 2023». Кроме того, Елена Александровна заняла 1-е место в номинации «Красота души и мастерство» зонального этапа регионального конкурса профмастерства «Учитель года Самарской области – 2023» и 2-е место в окружном конкурсе «Классный руководитель – 2022».
«С наставничеством я связана давно, – рассказывает она. – Кстати, моё нынешнее участие и победа в зональном этапе конкурса «Учитель года» – во многом заслуга моих коллег, которые не только сподвигли меня на это, но и помогали и наставляли в процессе подготовки. Со своей стороны я также периодически курирую молодых педагогов, стимулируя их к участию в конкурсах профмастерства».
По словам Елены Ретиной, классическая форма наставничества «учитель – ученик» незаменима при подготовке к олимпиадам, научным конференциям, конкурсам. Сегодня, по мнению педагога, интересно также экспериментировать с формой «ученик – ученик». «Традиционная форма наставничества, когда более сильные в учёбе ребята помогают одноклассникам, известна давно, и в советские годы это называлось «взять шефство над отстающими», – говорит Елена Александровна. – Дети понимают друг друга лучше, поэтому учебный материал усваивается легче. А в День учителя у нас традиционно проводится день ученического самоуправления. Активные ребята проводят полноценные занятия в младших классах. Из учащихся выбирается и руководство школы. Побывав в роли учителей, завучей, директора, дети лучше понимают их нелёгкий труд и степень ответственности».
Воспитательную функцию учителя-предметники реализуют и посредством классного руководства. Так, в рамках еженедельного внеурочного занятия «Разговор о важном» поднимаются самые разные актуальные вопросы современной жизни с целью расширения кругозора школьников, формирования у них чёткой гражданской, патриотической, духовно-нравственной позиции. И, конечно, большое внимание уделяется профориентации. Кроме еженедельных профминимумов «Россия. Мои горизонты», Елена Ретина планирует приглашать в школу родителей, которые могли бы рассказать о своей профессии. И начала она с себя, рассказав детям о своем пути в профессию и о том, как важно человеку реализоваться в труде.
Автор: Алексей Сергушкин