- Самарская область стала обладателем Гран-при выставки «Золотая осень»
- Юбилейная XXV Поволжская агропромышленная выставка
- Агрохолдинг «Василина» – уверенность в будущем села
- Профессионал из Богдановки
- 30 лет гимназии «Перспектива»
- Бенефис Натальи Носовой
- Хранители традиций
- Воспитываем профессионалов и патриотов
- Главное богатство – люди
- Призваны защищать, помогать и развивать
- «Галактика» будущего
- Школа, у которой есть душа
- Традиции наставничества Самарского государственного колледжа
- Учить здесь и сейчас
- В атмосфере сотрудничества, взаимопонимания и поддержки
- В помощи – сила
- Опора на наставников
- Профессионализм, творчество, наставничество
- Симбиоз опыта и творческого поиска
- Под крылом наставничества
- Опыт наставничества Детского сада №1
- Наставники с большой буквы
- Тренер – это призвание
- «Олимп» – центр спортивного притяжения
Под крылом наставничества
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2023 (ноябрь)
Воспитатель – это первый педагог в жизни ребёнка, и от того, насколько профессиональным и грамотным он окажется, зависит очень многое в судьбе будущего взрослого человека. О важности повышения статуса этой профессии в современном обществе, а также о том, какую роль в системе дошкольного образования играет наставничество, мы поговорили с заведующей МБДОУ Детский сад №74 г. о. Самара Светланой Викторовной Игнатьевой.
С&Г: Светлана Викторовна, что на ваш взгляд, самое главное в профессии воспитателя?
Светлана Игнатьева: Имея уникальную возможность написать на чистых детских душах самые первые строки, воспитатели берут на себя поистине колоссальную ответственность перед семьёй и обществом, потому что именно они первыми готовят маленького человека к взрослой жизни. Соответственно, чтобы воспитать достойное поколение, во главу угла сегодня мы ставим, прежде всего, работу над развитием нравственных качеств личности.
С 1 сентября текущего года в силу вступила Единая федеральная образовательная программа дошкольного образования, которую мы ждали и считаем своевременной. Она призвана возродить классические ценности: ответственность за свои дела и поступки, уважение к старшим, любовь к труду и Родине. Основная миссия педагога-дошкольника заключается в том, чтобы вырастить человека социума, умеющего взаимодействовать, дружить, общаться.
С&Г: Светлана Викторовна, а в вашей жизни был грамотный педагог-наставник?
С.И.: Конечно. Это Лариса Игоревна Шкатова, у которой я научилась всем тонкостям профессии воспитателя, когда пришла молодым специалистом в свою первую группу сразу после окончания педагогического училища. Мне тогда очень повезло с наставником, и я впитывала всё, чем со мной делилась Лариса Игоревна. До сих пор с благодарностью вспоминаю её советы и передаю их «по наследству» тем молодым педагогам, которые приходят работать в наш детский сад.
Мы с огромным удовольствием принимаем в свои ряды молодёжь. Это напрямую связано с тем, что коллектив укомплектован специалистами самого высокого уровня, которые в любой момент способны подхватить миссию наставничества, взять «под крыло». Это воспитатели Юлия Сергеевна Мухутдинова, Марина Петрова Яковлева, Ольга Александровна Сокадина, Юлия Михайловна Яковлева, Ольга Анатольевна Бурых, Дарья Фёдоровна Купер. Всех их обожают дети и уважают родители.
С&Г: Есть примеры уже сложившихся тандемов?
С.И.: У нас есть две пары воспитателей, которым удалось создать отличный профессиональный дуэт. Это молодой специалист Светлана Юрьевна Котеля, пришедшая в сад без опыта работы, и её замечательный наставник Ирина Юрьевна Горбунова. А также молодой специалист Светлана Константиновна Махова и специалист высшей квалификационной категории Галина Анатольевна Радаева.
С&Г: В чём особенность наставничества в дошкольном учреждении?
С.И.: В нашей профессии быть наставником непросто. Вместе с «подопечным» мы проходим все этапы становления личности педагога как специалиста. На этой дистанции этап адаптации самый короткий и тяжёлый, потому что на «новенького» буквально «сваливается» вся полнота ответственности за жизнь и здоровье детей. В данный период опытный наставник, конечно же, незаменим. Он буквально курирует каждый шаг своего подопечного, стараясь познакомить его со всеми деталями взаимодействия с ребятами, показать нюансы организации режимных моментов и планирования деятельности, стремится максимально заинтересовать, вовлекая в процесс как можно мягче.
Второй этап – вхождение в профессию, он длится примерно один год. В этот период у молодого педагога формируются профессиональные умения, свой стиль в работе, накапливается опыт, он осваивает и учится пользоваться методическим инструментарием для организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами. Молодой педагог посещает открытые мероприятия, методические объединения воспитателей, активно привлекается к участию в утренниках для детей, показу занятий на уровне детского сада. Именно на этом этапе важна оценка воспитателя наставника.
Третий этап – самосовершенствование и саморазвитие. Воспитатель повышает квалификацию и осваивает тонкости профессии, изучает новые педагогические методики, технологии, активно осваивает приёмы работы с детьми, развивает навыки самооценки, самоконтроля, обобщает свой опыт работы. У него формируется устойчивый интерес к профессии. Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика, а также «энергетика». Своими действиями, идеями и творчеством мотивирует наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к предстоящей аттестации.
Таким образом, наставник несёт ответственность на протяжении всех этапов становления личности педагога как специалиста не только за себя, за свою работу, но и за молодого воспитателя.
Автор: Елена Пенина