- «Барышня и хулиган» – премьера в уникальном формате
- «Мастер и Маргарита» – разговор о высоких смыслах
- Неповторимое очарование Волжского хора
- Танец есть Жизнь
- Пешком по Бродвею. Прогулка третья
- Самарская область стала обладателем Гран-при выставки «Золотая осень»
- Юбилейная XXV Поволжская агропромышленная выставка
- Агрохолдинг «Василина» – уверенность в будущем села
- Профессионал из Богдановки
- 30 лет гимназии «Перспектива»
- Бенефис Натальи Носовой
- Хранители традиций
- Воспитываем профессионалов и патриотов
- Главное богатство – люди
- Призваны защищать, помогать и развивать
- «Галактика» будущего
- Школа, у которой есть душа
- Традиции наставничества Самарского государственного колледжа
- Учить здесь и сейчас
- В атмосфере сотрудничества, взаимопонимания и поддержки
- В помощи – сила
- Опора на наставников
- Профессионализм, творчество, наставничество
- Симбиоз опыта и творческого поиска
- Под крылом наставничества
- Опыт наставничества Детского сада №1
- Наставники с большой буквы
- Тренер – это призвание
- «Олимп» – центр спортивного притяжения
Опыт наставничества Детского сада №1
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2023 (ноябрь)
Качество образования и воспитания дошкольников напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов. В прошлом остались воспитатели, осуществляющие присмотр и уход. Сегодня востребованы педагоги-наставники с творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, способные мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Для педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад №1» г.о. Самара, руководит которым заведующая Ольга Николаевна Щетинкина, наставничество не в новинку. Работа в данном направлении ведётся на протяжении нескольких лет. В детском саду одиннадцать воспитателей-наставников, осуществляющих наставническую деятельность с одним-тремя наставляемыми, включающую адаптацию, обучение и сопровождение педагогов. Система работы с молодыми педагогами строится в наиболее подходящих форматах наставничества – «педагог-педагог», «методист-педагоги».
Методической службой уделяется большое внимание планированию работы наставников. В каждом корпусе есть свой куратор, роль которого – помочь наставникам так спланировать, а подчас и скорректировать свою работу, чтобы наставляемым хотелось получать знания и чтобы выбранные модели наставничества были результативными. Ведь нацеленность на результат и заинтересованность стажёров – главный стимул к расширению знаний, а значит и к профессиональному росту.
В зависимости от цели каждый наставник выбирает не только технологии и методики выстраивания доверительных отношений с наставляемым, но и модели взаимодействия, оказывает помощь в разработке плана самообразования. Традиционные формы работы (индивидуальную, парную, групповую, онлайн-поддержку) наставники дополняют современными. Одной из них, полюбившейся наставникам и наставляемым, стало ситуационное наставничество – немедленное реагирование на ту или иную ситуацию. Наблюдая затруднение или неправильные действия педагога, наставник включается в совместную деятельность, обеспечивая тем самым значимую для своего наставляемого помощь. Активно используется педагогами и профкейс – своего рода методическая копилка, включающая мастер-классы и вебинары. Использование профкейса позволяет расширить образовательное пространство, использовать материал в любое удобное время.
Неоценимой помощью начинающим педагогам МБДОУ «Детский сад №1» стала ежегодная «Школа молодого специалиста», дающая возможность получить базовые знания дошкольного образования, а также разобрать сложные ситуации и вместе найти выход.
Кураторы также тщательно продумывают мероприятия для наставляемых и наставников, проходящие в рамках наставнической деятельности. Нестандартный подход к их организации даёт свои результаты. Педагоги с удовольствием совершенствуют свои навыки в квизах и квестах. Они оценили брейн-ринг «Педагогическая импровизация» и деловую игру «Интеллект-пати», в которых кураторы комбинируют модели флэш-наставничества и скоростного наставничества. В таких мероприятиях наставники встречаются со стажёрами ненадолго, часто всего на один час. В режиме интенсива чередуются формы взаимодействия: индивидуальные задания сменяет работа в паре «стажёр-наставник» и в группе. Подобные встречи помогают выстроить отношения между наставником и наставляемым, увидеть и учесть свои ошибки.
«Мы гордимся своими наставниками, – говорит Ольга Николаевна. – Информация об их работе регулярно публикуется на нашем официальном сайте и в группе «ВКонтакте», а креативные, интересные мероприятия заслуженно получают благодарные отзывы родителей воспитанников и наставляемых. Наставники «растят» своих стажёров из года в год, способствуя развитию профессиональной компетентности, повышению их мастерства и педагогической культуры. Результатом становится успешная педагогическая аттестация и высокое качество образовательных услуг, оказываемых молодыми педагогами».
Автор: Лариса Соколова