- «Барышня и хулиган» – премьера в уникальном формате
- «Мастер и Маргарита» – разговор о высоких смыслах
- Неповторимое очарование Волжского хора
- Танец есть Жизнь
- Пешком по Бродвею. Прогулка третья
- Самарская область стала обладателем Гран-при выставки «Золотая осень»
- Юбилейная XXV Поволжская агропромышленная выставка
- Агрохолдинг «Василина» – уверенность в будущем села
- Профессионал из Богдановки
- 30 лет гимназии «Перспектива»
- Бенефис Натальи Носовой
- Хранители традиций
- Воспитываем профессионалов и патриотов
- Главное богатство – люди
- Призваны защищать, помогать и развивать
- «Галактика» будущего
- Школа, у которой есть душа
- Традиции наставничества Самарского государственного колледжа
- Учить здесь и сейчас
- В атмосфере сотрудничества, взаимопонимания и поддержки
- В помощи – сила
- Опора на наставников
- Профессионализм, творчество, наставничество
- Симбиоз опыта и творческого поиска
- Под крылом наставничества
- Опыт наставничества Детского сада №1
- Наставники с большой буквы
- Тренер – это призвание
- «Олимп» – центр спортивного притяжения
Рост вширь и вглубь
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2023 (ноябрь)
В Самаре завершился XVI Международный кинофестиваль «Соль земли»
Когда следишь за событием, подобным кинофестивалю «Соль земли», в течение многих лет, то невольно отмечаешь те или иные количественные и качественные изменения, как это бывает с человеком, находящимся в процессе роста. В этом году рост связан не только с качеством кинематографических работ, представленных на конкурс, качество повлекло за собой количественные изменения: вместо пятидесяти работ, как в прошлые годы, в пяти номинациях организаторы отобрали семьдесят. По признанию президента фестиваля Марии Серковой, хороших, добротных, глубоких и профессионально сделанных картин оказалось как никогда много. А всего на конкурс было прислано около 500 фильмов из двенадцати стран, при этом к уже традиционным странам-участникам – России, Беларуси, Киргизии, Армении, Сербии – прибавились картины из Таджикистана, Франции, Ирана, Индии, ЮАР, Китая и других государств.
Существенно расширилась и география площадок фестиваля: кинопоказы, творческие встречи и мастер-классы, помимо ЦРК «Художественный», прошли в самарском Доме культуры «Победа» на Безымянке, в кинотеатре под открытым небом на самарской набережной, в РКЦ «Прогресс», в гимназии «Перспектива», Самарском институте культуры, Самарском университете и Социально-педагогическом университете, в Самарском художественном музее, музеях Модерна, Э.А. Рязанова, А.Н. Толстого, а также в Тольятти и Шигонах. Выездные мероприятия фестиваля состоялись и в других районах Самарской области. Ещё шире оказался круг зрителей на онлайн-платформе фестиваля, где фильмы посмотрели жители разных уголков России и всего мира.
Мария Серкова отметила ещё одну положительную тенденцию: если в первые годы существования фестиваля документальное кино казалось едва ли не отживающим, вымирающим видом искусства, то теперь в него приходят всё больше молодых и талантливых режиссёров, операторов, сценаристов. И в этом году среди номинантов и лауреатов было много молодёжи, в том числе выпускников и студентов ВГИКа и Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.
По традиции председатель жюри, профессор ВГИКа Галина Прожико представила на фестивале студенческие работы. А для самарских детей и молодёжи, интересующихся кино, состоялась кинолаборатория «Соль 2.0», где мастер-классы провели художник-аниматор Святослав Ушаков, кинодокументалист Екатерина Зенович и преподаватель операторского искусства профессор Николай Волков. Школьники и студенты могли поучаствовать в конкурсах «Моё Отечество – Россия», «Нарисуй кино» и «Угадай Гран-при».
Как всегда, с абсолютным аншлагом прошли творческие встречи с любимыми актёрами – Егором Бероевым и Ксенией Алфёровой, певицей Викторией Макарской, которые раскрылись для нас новыми гранями своего таланта и личности. Состоялся также вечер кино из Армении и выступление коллектива «Дудук&Голос».
Созерцание красоты
Ни один фестиваль «Соль земли» не обходится без кинематографических работ, которые в полной мере можно назвать художественными полотнами. Это и созерцательные, «молчащие» фильмы без слов, которые «говорят» картинкой, кадром, звуками природы, шагов, дыхания, музыкальной озвучкой, и другие, где созерцание красоты, филигранное операторское искусство несут едва ли не большую смысловую нагрузку, чем авторский текст и слова героев.
Среди таких живописных картин без слов – фильм сербского режиссёра Предрага Тодоровича «Крошња», награждённый дипломом жюри «За поэтику в кино». К сожалению, не выяснила, называются ли этим словом (которое переводится, как верхушка или крона дерева) надгробные обелиски-изваяния из песчаника, которых так много в западной Сербии и которым посвящён фильм. Но даже если не так, смысл названия, наверное, можно понять как то, что остаётся на поверхности, как воплощённую в камне память о человеке, его посмертный портрет, изваянный неизвестным сельским каменотёсом. С покрытых лишайниками плит на потомков столетиями смотрят крестьяне и солдаты, мужчины и женщины, старики и молодые, навеки ставшие корнями этой земли, её незримыми хранителями и свидетелями непростой и драматичной истории...
С этой картиной перекликается и показанный в рамках вечера армянского кино фильм «Узоры души» – о хачкарах – резных каменных крестах, что стоят с древних времён по всей Армении. Всего их на армянской земле около 50 тысяч, причём узоры на них не повторяются. Медленное, медитативное любование древними хачкарами перемежается завораживающе красивыми картинами природы и сценами жизни людей – современного камнереза за работой, рыбаков на озере Севан, фотографа и туристов, крестьян за сенокосом, танцующих детей, верующих в храме...
А вот другой понятный без слов фильм из Армении, «Человек-коллаж», снятый членом жюри Арсеном Аракеляном, рассказывает о художнике другом – чудаковатом, эксцентричном, создающем свои брутальные «шедевры» буквально из мусора – ржавых железяк, покрышек, и способном с помощью сварки высвободить женский образ из помятой дверцы от автомобиля...
И, продолжая разговор об армянском кино, нельзя не упомянуть режиссёрский дебют художницы Нарине Геворгян, ставшей главной героиней своей картины «Во сне», представленной в номинации «Камо грядеши?..». Этот фильм невозможно смотреть без улыбки – настолько заражает витальность, жизнелюбие и мягкий юмор этой доброй волшебницы, переносящей на свои полотна живые гранаты и виноград, играющей с цветными стёклами и рассыпающей пшеницу и жемчуг вперемешку с гранатовыми зёрнами, рисующей, по собственным словам, рыб без моря (в отличие от Айвазовского, рисовавшего море без рыб!). Покорила публику своей жизнерадостностью и непосредственностью и сама Нарине, рассказав о своём творчестве и вручив организаторам расписанное яркими маками пасхальное яйцо.
Диплом жюри «За верность творческому пути в кинематографе» получил фильм «A lumine motus / Меня приводит в движение свет» Светланы Быченко (Москва), посвящённый миру трав, цветов и насекомых – тому, что у нас под ногами. Эта картина, в которой нет ни одного слова, длится больше часа, но зрители не успевают заскучать – настолько захватывающей оказывается жизнь этого микрокосмоса с его обитателями. Музыку к фильму написал известный мультиинструменталист Сергей Клевенский, играющий на различных инструментах – от кларнета до волынок, жалеек, рожков, калюк, свирелей и прочих этнических духовых. По признанию самого Сергея, творческая встреча с которым прошла в Самарском институте культуры, для фильма ему пришлось написать около сорока музыкальных тем – ведь режиссёр хотела, чтобы у каждого персонажа – улитки, цветка, лягушки, божьей коровки – была своя тема...
И, конечно, если говорить о красоте кинематографического кадра, нельзя не упомянуть о фильмах, взявших приз за лучшую операторскую работу – серебряную статуэтку архангела Михаила. Это картины «Соколики» и «Горький мёд» петербургского режиссёра Юлии Макаровой, снятые оператором Сергеем Соколовым. А Гран-при фестиваля получила работа режиссёра Алексея Головкова (также Санкт-Петербург) «Семь дней осени» – о глухонемых супругах, живущих в долине, затерянной среди Верхоянских гор. Их мир лишён звуков, но наполнен удивительными пейзажами Заполярья со снежными вершинами, озером, тайгой, картинами быта и хозяйства.
Дипломом «За изобразительную культуру» жюри наградило фильм белорусского режиссёра Игоря Бышнёва «Страна спасённого великана» – о зубрах в Белорусском Полесье.
Женщины на высоте
Одним из ярких впечатлений стало первое, наверное, в истории фестиваля «Соль земли» знакомство с кинематографом Ирана. Фильм «Зари» режиссёра Армана Даштаки, победивший в номинации «Чти отца твоего и матерь твою», приоткрывает нам судьбу женщины из восточного мира, живущей в горном селе на западе Ирана. Женщины сильной, яркой, независимой, с твёрдым характером и чувством юмора, несмотря на пережитые испытания. Героиню картины, Зари, родители выдали замуж в одиннадцать лет, оба её брака оказались неудачными, и со своими тремя детьми, живущими в семьях отцов, женщина видится нечасто. Ради детей Зари работает не покладая рук: держит маленький магазинчик, развозит на своём пикапе сельчанам газовые баллоны и бензин в канистрах.
«Ленчик на высоте» – так называется популярный интернет-блог самарской крановщицы Елены Бакалдиной – настоящей русской красавицы с необычной для женщины профессией. И такое же заглавие дала московский режиссёр Дарья Осипова своему фильму, по праву получившему на фестивале приз зрительских симпатий. Каждый день Елена поднимается по стометровой лестнице в кабину башенного крана, и эта работа становится для неё работой мечты. Хотя даже такой экстремальный и небезопасный род деятельности не исключает профессионального выгорания, с которым Елена борется, любуясь Самарой с высоты, ведя блог и исполняя свои заветные желания.
Приз губернатора Самарской области «За утверждение Российской государственности» присуждён фильму «Дневник белой вороны» Бориса Дворкина (Москва). Его героиня Нина Демме – первая в мире женщина-начальник полярной экспедиции на Северной Земле, посвятившая свою жизнь служению Родине. О знаменитой советской и российской художнице, мастере по фарфору Инне Олевской рассказывает одноимённая картина режиссёра Сергея Ландо (Санкт-Петербург), ставшая победителем в номинации «Времена не выбирают».
Диплом жюри «За искреннее воплощение образа героя фильма» получил фильм «По ту сторону леса» молодого режиссёра Артёма Чередниченко (Москва), героиня которого занимается поисками пропавших людей в спасательном отряде. А документальная лента «Борис и Юлия Кустодиевы» Ирины Звездочётовой (Москва) посвящена жизни семьи знаменитого художника, чья супруга Юлия Евстафьевна была для него не только музой, но и самоотверженной спутницей и помощницей – ведь Борис Кустодиев страдал болезнью позвоночника и последние годы жизни был прикован к инвалидному креслу. Жизнь Юлии Кустодиевой окончилась в блокадном Ленинграде, а её дочь Ирина была эвакуирована в Куйбышев и привезла сюда одну из картин своего отца, которая сейчас находится в Самарском художественном музее.
Ради жизни на земле
Конечно, не обошли на фестивале и тему Донбасса и специальной военной операции – так, победителем в номинации «Здесь и сейчас» стал фильм «Дивный мир» выпускника ВГИКа Ивана Власова, герой которого возвращается домой после тяжёлого ранения, учится ходить на протезе и ищет себя в мирной жизни. Неунывающий молодой человек идёт работать в военкомат, пытается играть в футбол, общается с родными, занимается делами семьи... Похожую ситуацию – потерю ноги – переживает и наш земляк, герой показанного вне конкурса фильма «Будем дальше жить» самарчанки Татьяны Потоцкой, но это человек уже в возрасте, прошедший Чечню. Его жена пожалуй, не менее значимый герой, чем супруг. Пока идёт его восстановление после ранения, именно на ней в основном держится не такое уж маленькое хозяйство, которое ведут они в селе.
Номинантом фестиваля в этом году стала и работа, присланная из нового российского региона – Луганской Народной Республики. Выпускник Луганской государственной академии культуры и искусств имени Матусовского Никита Журавлёв снял фильм о художнике на войне. «Николаич» – это позывной одного из преподавателей академии, заведующего кафедрой станковой живописи Олега Безуглого, и это – название картины.
Искусству и вере на войне посвящена и работа Юлии Клименко (Москва) «Когда придёт весна». Автор путешествует на Донбасс вместе с известным скрипачом Петром Лундстремом, играющим на площадях и в разрушенном театре Мариуполя, в расположениях бойцов, на переднем крае. Герои этой картины – музыканты и поэты, поддерживающие своим творчеством борющийся Донбасс, волонтёры, солдаты и мирные жители, рассказывающие о пережитом, рассуждающие о событиях в мире, о Боге, о Евангелии, о самом главном в жизни...
Соль земли российской...
Как всегда, на фестивале немало фильмов о людях, которые оставили след в российской истории и культуре. Это кинорежиссёры Андрей Тарковский и Марлен Хуциев, танцор Рудольф Нуреев, русский генерал Антон Деникин и другие. И как всегда, фестиваль открывает широкой публике имена забытые, неизвестные, рассказывает об учёных, врачах, мастерах своего дела, спортсменах, воинах, простых тружениках, а также людях, преодолевающих тяжёлые жизненные ситуации.
Так, «особенным» спортсменам посвящена картина «Дайте мне победить» Марии Финкельштейн и Светланы Музыченко (Москва), победившая в номинации «Камо грядеши?..». А серебряный архангел Михаил «За честь и достоинство в профессии» достался режиссёру и сценаристу Елене Лобачёвой-Дворецкой из Ярославля, посвятившей немало своих работ острым социальным проблемам, в том числе людям с ограниченными возможностями здоровья. Её картина «Мы вам нужны» о слепоглухом учёном, мыслителе, поэте и педагоге Александре Суворове завоевала награду на одном из фестивалей «Соль земли» прошлых лет.
Приз главы городского округа Самара получил фильм «Директор» Инессы Панченко (Самара), герой которого, директор самарской школы №123 Сергей Цыганков, помогает рабочим ремонтировать школу и участвует в делах православного сестричества, ухаживая за больными.
Кардиохирургам, спасающим жизни людей, посвящена документальная лента «Дела сердечные» Юрия Баженова из Омска, завоевавшая приз от Самарской губернской думы. А их молодой коллега, 22-летний киргизский врач из фильма «Медик» Алижана Насирова (Кыргызстан), награждённого дипломом жюри «За выразительное воплощение современного героя», работает в отдалённой горной долине и добирается до пациентов верхом на лошади.
Победителем в номинации «Русский собор» стал фильм «Паровозных дел мастер» Павла Селина (Москва). Приз Клуба почётных граждан Самарской области вручён картине «Союз-Аполлон. Сила притяжения» Андрея Феофанова (Москва), а специальный приз от дирекции фестиваля «Соль земли» достался фильму «Устинов об Устинове. Всего искусства мало» Маргариты Куклиной (Москва). А дипломом жюри «За оригинальный взгляд на мир учёного» награждена работа Дмитрия Завильгельского «Миры профессора Бобровского», также из Москвы.
Подведены итоги и литературного конкурса «Моё Отечество – Россия», в котором участвовали школьники и студенты, написавшие эссе на темы фестивальных фильмов. Победители получили памятные призы. Среди них Алексия Игошина из школы №7, Андрей Ушаков из школы села Сухая Вязовка, Арсений Барсков из школы №72, Есения Ревзина из школы № 92, Александр Иринин из Самарского международного аэрокосмического лицея, Арина Здражевская из школы «Дневной пансион-84», Анастасия Кузяева из школы №120, Дарья Шпильфойгель из школы № 41 «Гармония» и Софья Журавлёва из школы № 28.
Учредителем фестиваля является Поволжский историко-культурный фонд. Проект реализуется при поддержке областного правительства, администрации Самары, Президентского фонда культурных инициатив и Клуба почётных граждан Самарской области.
Автор: Надежда Локтева