Оглавление
3#2023
Оглавление
О главном
Города и районы Самарской области
Звезда
Культура Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Среда обитания
Творчество
Фестиваль
Юбилей
Благотворительность
Экспертный совет
Год педагога и наставника

«Мастер и Маргарита» – разговор о высоких смыслах

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2023 (ноябрь)

В Самарском академическом театре оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича три премьерных вечера 6, 7, 8 октября не смолкали аплодисменты зрителей, которым удалось попасть на уникальную постановку оперы «Мастер и Маргарита» Сергея Слонимского, приуроченнную к 90-летию со дня рождения композитора.

Культура

После спектакля губернатор Самарской области Дмитрий Азаров поздравил артистов и весь творческий коллектив с успешным премьерным показом: «По-моему, это потрясающе, шедеврально, это – успех, триумф! Я уверен, что постановка просто обречена на долгую сценическую жизнь. Хотя, когда мы говорим о «Мастере и Маргарите», ни в чём уверенным быть нельзя. Но в чём я точно уверен – в том, что пройдут годы, а вы будете гордиться тем, что стали участниками этого замечательного события в культурной жизни страны. Поздравляю вас!»

Опера «Мастер и Маргарита» Сергея Михайловича Слонимского была написана в 1972 году. Слонимский был первым, кто музыкально интерпретировал этот сюжет. По указанию композитора, «Мастер и Маргарита» – камерная опера в трёх частях.

Культура

Либретто по одноименному роману Михаила Булгакова написано Юрием Димитриным и Виталием Фиалковским. Как и в романе, время оперы протекает в двух измерениях – в мире евангельского повествования и в Москве 1920-30-х годов.

Режиссёром спектакля в самарском театре выступил народный артист России, лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит» Юрий Александров. Музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик – Евгений Хохлов. Несмотря на то, что опера рассчитана на камерный оркестр, на сцену вышла почти вся труппа театра.

«Я бы назвал постановку мировой премьерой, потому что в этой редакции на русском языке опера никогда и нигде не была поставлена. Были попытки концертного исполнения. Были попытки исполнения на немецком языке в Германии, но в другой редакции. У нас полная редакция оперы, в которой есть и балет. Мы очень долго шли к этому событию. Это масштабный, труднейший спектакль, особенный даже для такого тяжеловеса в режиссуре, как Юрий Александров. Мне кажется, он сам до конца ещё не осознает, какую глыбу поднял. Мы этот спектакль уже очень полюбили, он настоящий, живой», – рассказал Евгений Хохлов.

Культура

Сразу после первого исполнении в 1972 году на «Мастера и Маргариту» был наложен запрет. Позднее опера несколько раз исполнялась за рубежом. И только в 2012 году, спустя 40 лет со дня премьеры, в Михайловском театре был исполнен первый акт из оперы в концертном варианте. Партию Понтия Пилата тогда спел народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат всесоюзного и международных конкурсов Сергей Лейферкус. 6 октября легендарный баритон вышел в роли римского прокуратора и на самарскую сцену. Также в премьерных показах приняли участие: солист Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова, заслуженный артист России Михаил Губский и солист Большого театра России Иван Максимейко. Другие партии исполнили артисты самарского театра.

Культура

Режиссёр-постановщик Юрий Александров отметил, что уже 40 лет сотрудничает с Самарским академическим театром оперы и балета: «Я очень люблю этот театр, всегда здесь были талантливые люди, замечательные актёры. И они были озадачены... Ведь эта постановка – вещь экспериментальная. К традиционной опере это не имеет никакого отношения. Это не пение, а особое существование артиста. Это как бы драматический спектакль с музыкой. И мне очень интересна эта тема, такого материала больше я не знаю. Это очень философская история. В Самаре, я знаю, есть публика, которая ждёт, чтобы с ней говорили о высоких смыслах».

По словам доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Московской консерватории Елены Долинской, которая также в числе зрителей присутствовала на премьере, умение работать в разных стилях – характерная черта Сергея Слонимского как современного художника. «Эта опера отличается многим. Здесь нет традиционного для оперы гигантского оркестра. Он особый: каждый инструмент – это голос, который как бы следует за своим героем», – прокомментировала она.