Оглавление
3#2023
Оглавление
О главном
Города и районы Самарской области
Звезда
Культура Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Среда обитания
Творчество
Фестиваль
Юбилей
Благотворительность
Экспертный совет
Год педагога и наставника

Пешком по Бродвею. Прогулка третья

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2023 (ноябрь)

Ну вот, мы вновь вернулись на самарский Бродвей – улицу Куйбышева в границах её двух центральных кварталов. В предыдущей прогулке мы, миновав угол Некрасовской, подошли к появившемуся первым городскому гастроному в доме №96. Давайте сегодня последуем дальше.

Старая Самара

Дом № 92 знаменателен, прежде всего, своим географическим положением. Для автора же он просто свой, поскольку я 27 лет прожил в одной из его коммунальных квартир. И когда меня спрашивали, где мне довелось появиться на свет, я с гордостью сообщал, что произошло это в центре центрального квартала центральной улицы центрального района Куйбышева.

В достоверности моего ответа о месте рождения многие сомневались и уличали меня в бахвальстве и выдумках, поскольку коммунальная квартира родителей, рядовых совслужащих, как-то не очень вписывалась в шикарный дворец с мощными колоннами, внушительным фасадом и сказочными грифонами на крыше. Но дело в том, что вся эта парадная роскошь присутствовала лишь с улицы Куйбышева со стороны небольшого главного фасада основного здания. К нему внутри большого двора примыкали тянувшиеся вниз в сторону Волги жилые пристрои с квартирами, имеющими общие кухни и частичные коммунальные удобства. Но весь этот комплекс значился по единому почтовому адресу.

А вообще на интересующем нас участке в центре квартала между Предтеченской (Некрасовской) и Панской (Ленинградской) ещё в 1880 году появился двухэтажный дом купцов Курлиных. В 1912 году его приобрёл Волжско-Камский коммерческий банк, после чего по проекту В.И. Якунина в 1913-1915 гг. была выполнена солидная реконструкция здания с увеличением этажности.

Старая Самара

При этом были практически сохранены роскошные интерьеры с парадными лестницами, фойе с барельефами, залами с лепниной и цветными витражами на части окон. На фасаде и крыше здания появились сказочные грифоны, хотя позже их сняли и установили на входе в первом этаже, а на крышу водрузили копии. Парадный зал, получивший название «мраморный», стал в банке главным операционным. Практически так же многое выглядит и сегодня, включая установленные в фойе в 1915 году напольные часы. А на фасадном фронтоне восхищение вызывает барельефная композиция с изображением Минервы, воплощающей славу и мудрость, а также покровителя торговли и капитала Меркурия в окружении других олимпийских богов. Весь комплекс здания сегодня является памятником градостроительства и архитектуры федерального значения.

После национализации в 1917 году в здании открылся общегородской клуб коммунистов. Здесь со своими стихами выступал Владимир Маяковский, устраивал выставки художник и поэт-футурист Давид Бурлюк. Позже здание стало офисным для Горсовета депутатов, а затем до ликвидации компартии в нём размещался Горком КПСС. В 1989 году всё здание и большой двор перешли во владение Областного художественного музея. Наверное, именно это ему было предназначено судьбой: бывшие кабинеты партийных боссов очень подошли на роль залов для демонстрации прекрасных произведений живописи, графики и скульптуры. А как извещает табличка на стене, достопримечательностью стала даже дворовая застройка. Автор честно признаётся, что, узнав об этом, пришёл в восторг. Ведь мои воспоминания о доме связаны, прежде всего, с детско-юношескими годами, которые прошли именно во дворе, бывшем для детских занятий и развлечений подлинным раем. Мог ли я предположить, что место наших футбольных сражений окажется музейным экспонатом?!

Сам двор был довольно большим и состоял из нескольких отдельных закоулочных частей, растянувшихся на целый квартал. Кроме входа с улицы Куйбышева, он имел выход на параллельную улицу Степана Разина в непосредственной близости от Волги с массой дебаркадеров, пристаней и даже речного вокзала, который до 1971 года размещался совсем рядом, под Некрасовским спуском. Причём, старый вокзал по проекту архитектора Леонида Волкова был построен ещё в 1936 году и в первоначальном деревянном варианте с пятиметровыми фигурами Ленина и Сталина на входе вполне мог быть сохранён как уникальный музей старой Самары.

Старая Самара

На Куйбышева, 92, часть двора в 50-х годах была засажена деревьями и кустарником, которые сегодня создали здесь замечательный зелёный уголок. Во время войны эта территория была поделена между всеми квартирами на участки и на них выращивались драгоценные тогда овощи и даже картофель. А в главной части двора со стороны улицы Куйбышева размещался автогараж Горкома КПСС, и через него перед нашими детскими глазами прошли все используемые в стране автомашины. Так, в конце сороковых первый секретарь Горкома компартии ездил на прошедшем уже через войну открытом американском джипе Willis MB. Были и какие-то трофейные машины, и одна из них – немецкая BMW в недвижимом состоянии стояла в дворовом углу: для её ремонта просто не было запчастей. В выходные дни она становилась нашей и мы на ней разъезжали по всему двору. При этом кто-то по очереди усаживался за руль, а ещё трое-четверо толкали агрегат, выполняя роль двигателя. А через гараж после ещё сохранившихся первых М-1 прошли ГАЗ-69, «Победы», «Москвичи» и уже затем – «Волги». Понятно, что всё свободное время мальчишки проводили во дворе около автомашин или зимой в самом гараже.

Другим нашим увлекательным занятием было лазание по крышам и чердакам, которых при нескольких пристроенных домах было много и самой разной конструкции. Чердак главного здания Горкома партии был высотой в человеческий рост, там у нас был постоянный «штаб», а по крыше мы добирались и до её края, выходящего на улицу Куйбышева, где усаживались верхом на грифонов.

Главное здание Горкома КПСС имело подвал, вход в который был открыт лишь со двора, а в 30-70-е годы он использовался под служебное жильё. Подвальные комнаты предоставлялись для проживания в период работы младшему персоналу партийной конторы: уборщицам, вахтёрам, шофёрам. Причём, сам подвал был очень глубоким – более шести метров и в годы войны использовался жильцами всего дома как бомбоубежище. Как известно, тогда в тыловой Куйбышев из Москвы было переведено всё партийное руководство и советское правительство, а также иностранные посольства. Соответственно охрана с воздуха всего Среднего Поволжья была очень серьёзной, однако временами в городе завывали сирены, а радио объявляло воздушную тревогу и призывало жителей спуститься в укрытия. Все жильцы дома при этом бежали именно в этот подвал.

Старая Самара

Другой особенностью нашего двора было то, что вся его территория имела капитальный спуск вниз, в сторону Волги, чем мы успешно пользовались. Зимой здесь собирались дети со всей округи. С верхней части дворовой территории можно было начать съезд на лыжах или санках вниз и на большой скорости пролетать спуск по всем улицам с выездом непосредственно на лёд замерзшей Волги. Никакой набережной тогда ещё не существовало, и все прибрежные улицы были без элементарного благоустройства. А сам жилой дом с адресом Горкома КПСС до середины пятидесятых годов не имел даже необходимых коммунальных удобств. Из-за отсутствия бытового газа пищу в коммунальных кухнях готовили на керосиновых примусах, а отопление квартир было печным. Поэтому каждая квартира имела сарай для хранения дров, а в сентябре двор оглашался звуками пил и топоров – шла их заготовка. Через открытые окна кабинетов это очень беспокоило партийных шефов, мешало им обдумывать дальнейшую судьбу советского народа. Правда, сам народ на требования партбоссов уменьшить шум, не стесняясь, отвечал нецензурным матом.

В главном партийном конференц-зале, сегодня «мраморном» зале Художественного музея, в сороковые-шестидесятые годы устраивались еженедельные киносеансы. До этих контрольных просмотров новые ленты на экраны городских кинотеатров не допускались. Сам зал размещался на втором этаже и имел огромные окна. В летнее время они были раскрыты. И тогда вся дворовая детвора устраивалась на крышах сараев, расположенных напротив на уровне окон зала, и отсматривала все новейшие фильмы, часть из которых до широкого зрителя даже вообще не доходила. Так что соседство родной партии при каких-то жизненных неудобствах детям двора приносила и определённые радости.

Выше изложены некоторые воспоминания очевидца, в прошлом жителя дома №92 на улице Куйбышева, куда мы сегодня добрались в ходе очередной прогулки по самарскому Бродвею. Впрочем, мы с вами ещё только в начале нашего путешествия по старой Самаре, и, если автор вас ещё не утомил, впереди будет продолжение, где-то с новыми знакомствами и любопытными открытиями.

Автор: Игорь Вощинин


Автор:Игорь Вощинин