
- Дмитрий Азаров принял участие в заседании Госсовета по итогам Года педагога и наставника
- День Самарской области на выставке-форуме «Россия»
- В Самарской области состоялся запуск первого этапа производства беспилотных авиационных систем
- В «ОДК-Кузнецов» открыто новое механообрабатывающее производство
- Владимир Муратов стал Почётным гражданином Кинель-Черкасского района
- Добрые дела, меняющие мир
Есть такая школа...
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2023 (декабрь)
Школа № 26 имени Героя Социалистического труда Д.И. Козлова открылась в Самаре совсем недавно – 1 сентября 2021 года. Наше внимание это учебное заведение привлекло неспроста: молодое, но уже со своей историей и традициями, с количеством учеников, стремящимся к двум тысячам, с чётко намеченными целями и задачами, успешно реализует которые молодой педагогический коллектив под руководством директора Анатолия Владимировича Лазарева. Сегодня беседуем с ним и его коллегами.
С&Г: Анатолий Владимирович, как вам, молодым педагогам, средний возраст которых 35 лет, удаётся рулить таким большим и сложным механизмом?
Анатолий Лазарев: С самого начала административная команда школы выбрала приоритетные направления развития образовательного учреждения. Школа большая, поэтому все процессы необходимо строго контролировать. В этом очень помогает профессионализм моих коллег, готовых полностью погружаться в рабочий процесс, развиваться и повышать квалификацию. В коллективе есть молодые специалисты и опытные учителя. Этот союз и определяет успешное развитие и эффективность образовательного учреждения. В школе работают молодые педагоги со свежими идеями, энтузиазмом и современными методиками работы и опытные учителя с глубокими знаниями своей предметной области, способные найти подход к каждому обучающемуся.
С&Г: Как бы вы могли тезисно охарактеризовать вашу школу?
А.Л.: Новое образовательное учреждение, оснащённое по последнему слову техники. Одним из важных направлений нашей школы мы считаем профориентацию. В настоящее время очень важно помочь ребятам с выбором профессии. Для этого мы заключили договоры с такими профильными организациями, как ПАО «ОДК-Кузнецов», Медуниверситет, взаимодействуем с СамГТУ, являемся участниками проекта «Педагогический класс». Мы создали максимум условий, чтобы ребята к выпускным классам подходили с чётким пониманием своей будущей профессии. Все классы, начиная с седьмого, у нас делятся на профили: физико-математический, химико-биологический и гуманитарный.
Ещё одна важная черта нашей школы – открытость. Мы тесно взаимодействуем с родительской общественностью. Организуем предметные недели, концерты, спортивные соревнования, проводим дни консультаций, где обсуждаем различные важные вопросы образовательного и воспитательного процессов. И всё это при активном участии родителей наших обучающихся, с которыми мы в постоянном диалоге.
С&Г: Подводя итоги Года педагога и наставника, какой положительный опыт вы могли бы забрать в будущую жизнь школы?
А.Л.: Год педагога и наставника был богат на инициативы. В школе действует и постоянно развивается программа наставничества. На мой взгляд, именно школа закладывает в каждом человеке основы социализации, взаимодействия, коммуникации, умение выстраивать диалог и множество других качеств, которые несёт ребёнок во взрослую жизнь. В этой связи очень важно помнить тех коллег, которые внесли определённый вклад в развитие образования. Мы в этот год провели ряд значимых мероприятий, приглашали опытных наставников, ветеранов педагогического труда. У нас в гостях в День учителя была Ольга Викторовна Курилова –заслуженный работник образования, которая всю свою жизнь посвятила работе с детьми. Ей принадлежит инициатива и воплощение многих проектов, которые до сих пор работают.
С&Г: Активные и непосредственные участники образовательного процесса – дети. Легко ли с ними взаимодействовать?
А.Л.: Главное в нашей работе – заручиться доверием детей. Они должны идти за учителем, и быть уверены, что будут услышаны. Особенность современного мира – огромное информационное поле, которое окружает неокрепшие детские умы. Наша задача – помочь им в нём разобраться.
С&Г: Вы тоже когда-то были учеником. Выбор профессии – это заслуга ваших учителей?
А.Л.: Да. У меня был учитель истории, который с таким интересом вёл уроки, таким доступным языком рассказывал об исторических событиях, так смог заинтересовать своим предметом, что практически определил будущую профессию своего ученика. В этом и есть заслуга педагога-наставника!
Анна Михайловна Граф, заместитель директора по воспитательной работе:
– В этой школе я с самых истоков. Каждый педагог пришёл в коллектив со своими наработками и опытом. Но на новом месте мы начали создавать нашу общую историю со своими традициями. Уже первый год работы показал, что совместная активность педагогического коллектива и детей приносит хорошие результаты: мы создали детские общественные объединения, посвятили детей в Юнармию, создали экологический, волонтёрский и тимуровский отряды. Активно развиваем КВН, дополнительное образование. Мы создали орган школьного самоуправления, избрали президента школы, который выступает на больших политических дебатах на городском уровне и выходит в лидеры самоуправления по Самаре. Также создали группу медиаторов. Их задача – выявлять острые ситуации в классах и по возможности предотвращать различные конфликтные ситуации. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, недавно провели акцию «Едем на Донбасс», посвящённую СВО, литературно-поэтическую встречу. Ребята готовят письма, рисунки, собирают посылки для солдат.
Дети высказывают и реализуют свои идеи, старшие помогают младшим. Конечно, есть и элементы поощрения. Волонтёрские книжки приносят дополнительные баллы для поступления в вузы. Дети по-взрослому оценивают участие в общественной жизни. Но мы этот момент держим под контролем. Потому что школа – это, прежде всего, учебный процесс!
Дарья Сергеевна Кирьякова, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями:
– Должность советника директора – новая. В нашей школе она появилась в сентябре 2023 года. Быть первым всегда сложно, но интересно. Постоянное повышение квалификации помогает сделать работу эффективной. Например, в этом учебном году наша административная команда прошла обучение в Международном детском центре «Артек» в Крыму, где мы обменялись опытом с коллегами из других регионов.
А совмещать должность советника с обязанностями учителя начальных классов получается благодаря умению планировать и правильно ставить цели.
Школа – это не только учебный процесс, но и процесс формирования детской личности. Над этим работает целый штаб воспитательной работы – советник, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, психолог и педагог-организатор. Любое событие оказывает влияние на ребёнка. Я стараюсь создавать яркие и положительные моменты в школьной жизни, раскрывающие потенциал каждого ученика.
Мероприятия мне помогают организовывать ребята из ученического самоуправления. Несмотря на то, что у нас молодая школа, в ней уже есть сложившиеся традиции: старшеклассники вручают первоклассникам эмблемы школы, подчеркивая, что они становятся частью нашей большой семьи.
Виктория Павловна Романова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
– Для меня как для завуча по учебной работе, качество образования превыше всего. В этом году у нас был первый выпуск физико-математического профиля 11-го класса. Мы заняли 10-е место в городе по результатам ЕГЭ по математике. Очень хорошие результаты показали также по русскому языку. Но были и трудности. Школа – новая, все дети с разным уровнем подготовки. Мы провели колоссальную работу: создали профильное обучение, выявили наклонности у ребят. И вот мы уже второй год успешно реализуем профильное образование.
В нашей школе много талантливых детей! Конечно, мы выделяем часы и на работу с отстающими ребятами. Это и индивидуальные, и групповые занятия. Огромный блок у нас – внеурочная деятельность: кружки, дополнительные занятия. К примеру, учебный кружок «Химическая шкатулка» пользуется огромным успехом у детей всех возрастов и является огромной мотивацией интереса к предмету, который для некоторых начнётся только с 8-го класса. В этом году 82% детей участвовали в олимпиадах школьного тура. Мы даём шанс попробовать себя всем.
На самом деле задач поставлено перед нами много. Мы их не только решаем, но и стараемся соответствовать всем направлениям системы рейтинга: и по качеству обучения, и по воспитательной и профориентационной работе, и по олимпиадному движению. Прошлый год показал отличные результаты.
* * *
Про школу №26 можно рассказывать много. Педагоги с большим интересом делятся успехами, новыми задачами и наработками, планами и способами их воплощения. А главное, каждый из них понимает, что успех школы – это совместная работа педагогического коллектива, заинтересованных учащихся и талантливого руководителя!
Автор: Елена Андреева