
- Дмитрий Азаров принял участие в заседании Госсовета по итогам Года педагога и наставника
- День Самарской области на выставке-форуме «Россия»
- В Самарской области состоялся запуск первого этапа производства беспилотных авиационных систем
- В «ОДК-Кузнецов» открыто новое механообрабатывающее производство
- Владимир Муратов стал Почётным гражданином Кинель-Черкасского района
- Добрые дела, меняющие мир
Пешком по Бродвею. Прогулка четвёртая
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2023 (декабрь)
В предыдущей прогулке по старой Самаре мы задержались в самом центре улицы Куйбышева перед величественной колоннадой нынешнего художественного музея. А непосредственно к этому красивейшему зданию примыкает остающийся до настоящих дней самым высоким на центральной улице дом № 90 со своей любопытной историей.
Здание, построенное в 1914 году как Русский для внешней торговли банк, затем неоднократно меняло владельца. Фасад над главным входом в дом украшает арка, по окружности которой крупными накладными буквами обозначалось наименование организации – хозяина здания. Сверху арка украшена замковым камнем с изображением головы льва, а солидные входные двери размещаются между двумя оригинальными колоннами, перебитыми по высоте квадратными блоками. Выше фасад украшен плоскими пилястрами с ионическими капителями и размещёнными между ними композициями на мифологические сюжеты. Общий архитектурный стиль здания был удачно выдержан автором – архитектором Петром Балинским, кстати, одним из родоначальников московского метро. В Самаре проект дома на Дворянской разрабатывался именно как банк, но с ноября 1918 года здание стало принадлежать профсоюзам и соответственно именоваться Дворцом труда. Позже владельцы внутренних офисов менялись не один раз, в том числе были и нефтяники, и большое количество отраслевых профсоюзных организаций. Сегодня же на арке главного входа значится АО Коммерческий банк «Солидарность».
Следуя дальше в сторону Площади Революции, мы попадём на участок улицы, почему-то полвека именуемой «Треугольником». Возможно, название родилось как обозначение средоточия трёх некогда рядом расположенных центральных кинотеатров. Впрочем, до начала пятидесятых кроме них в Куйбышеве была ещё лишь пара кинотеатров, поэтому «сходить в кино» означало направиться именно сюда. Сегодня же из этих трёх кинозалов действующим остался один, причём с сохранившимся ещё со дня открытия в апреле 1912 года названием «Художественный». А в доме №88 размещался кинотеатр «Триумф» со своей историей. В 1908 году купец Казаченков собственный одноэтажный дом приспособил под размещение синематографа, а в 1913-м провёл его реконструкцию и сделал двухэтажным, с залом на 672 зрителя. В бытность ещё немого кино демонстрацию фильмов здесь сопровождал тапер, талантливый пианист из известной в Самаре музыкальной семьи Ланге.
Этот кинотеатр сыграл свою роль в установлении власти в Самаре. В апреле 1917 года здесь состоялась первая городская конференция партии коммунистов, которая ровно через месяц стала именоваться большевистской. В Самаре тогда был избран её губернский комитет, куда вошёл и фрезеровщик Трубочного завода Валериан Куйбышев. Затем, в преддверии октябрьской заварушки, в кинозале неоднократно проводились собрания и митинги с участием активистов коммунистического движения. А в декабре 1918 года в Самаре была создана организация Российского Коммунистического Союза молодёжи, причём процедура её рождения под личным руководством Куйбышева проходила именно в «Триумфе». В честь всех этих событий, с которыми так «повезло» пионеру самарского кинематографа, ему и было присвоено имя Ленинского комсомола. Переименование устроили в октябре 1948-го, вроде бы к тридцатилетию доморощенного самарского комсомола.
Тогда это совпало ещё и с разгоревшейся в СССР кампанией борьбы «за чистоту русского языка», в которой из обихода стали изыматься иностранные слова. Вспомнили, что и слово «триумф» пришло к нам издалека, аж из древнего Рима (лат. triumphus). Но ведь тогдашние гладиаторы были политически малограмотными, кружки марксизма-ленинизма не посещали, о строительстве социализма не помышляли, поэтому слово однозначно признали не нашим.
Сам же «Триумф» успел долгое время пребывать главным в системе городской кинофикации. Демонстрация всех новых фильмов начиналась именно с него, зрительный зал был самым большим и практически только он кроме партера имел и балкон. В фойе перед вечерними сеансами зрителей ублажал эстрадно-симфонический оркестр под управлением известного скрипача Моисея Вайнриба, причём музыканты на сцену выходили в строгих концертных костюмах. И нужно признать, что сами они были высокими профессионалами, кто-то даже одновременно играл в симфоническом оркестре областной филармонии. Ну, а уже в 2010 году на Куйбышева, 88, появился «Граф Орлов», престижный четырёхзвёздный гостиничный комплекс, названный в честь фаворита Екатерины II, светлейшего князя Российской империи. Рядом с ним сегодня разместился хозяйственный супермаркет «Рубль Бум». Предполагается, что любое приобретение в этом торговом заведении покупателю обойдётся в один целковый, хотя не пробуйте, вряд ли это у вас получится.
Следующим в «кинотреугольнике» на улице Куйбышева, 84, размещался двухзальный кинотеатр, имеющий с 1917 года даже без серпа вполне революционное название «Молот», правда, уже успевший побывать в 1907 году «Модерном», а в 1915-м «Колизеем». В «Молоте», в отличие от «Триумфа», картины шли вторым экраном, а какое-то время зал на первом этаже вообще именовался кинотеатром повторного фильма. Правда, в 50-70-е годы «Молот» выделялся своей музыкальной составляющей. Здесь перед сеансами играл лучший в городе эстрадный оркестр под управлением трубача Юрия Голубева, очень уважаемого в музыкальном мире пионера куйбышевской эстрадно-джазовой музыки. В летние вечера у раскрытых окон первого этажа кинотеатра собиралась группа фланирующих по Бродвею молодых людей, которые, даже находясь на улице, дружно аплодировали оркестру. А звучали в том числе популярные мелодии из американского фильма «Серенада Солнечной долины» и другие известные джазовые хиты. В репертуаре бэнда вообще было много известных композиций джаза, а в его составе играли музыканты, хорошо знавшие этот уникальный жанр. Автору в ранней молодости тоже довелось поиграть в «Молоте» в оркестре Голубева, и для меня тогда это стало отличной школой. Сам Голубев, профессионал высокого класса, работал некоторое время в Москве в биг-бэнде Леонида Утёсова, а в Куйбышеве одновременно был и первым трубачом симфонического оркестра филармонии. Популярность биг-бэнда была такой, что некоторые меломаны ходили в «Молот» не в кино, а «на Голубева»: покупали самый дешёвый билет, слушали в фойе выступление оркестра и уходили, даже не заглядывая в зрительный кинозал.
Что же касается сегодняшнего «Молота», то под этим названием функционирует большой универсальный торговый центр, занимающий огромный подвал, о существовании которого раньше, думаю, никто и не подозревал. В первом этаже комплекса разместился, наверное, единственный в городе ресторан украинской кухни «Гопак», вход в который встречает гостей приветственной вывеской «Борщ це любов!». Опробовав борща, можно воспользоваться случаем, забежать на второй этаж и обзавестись там роскошным вечерним или даже свадебным платьем.
Ну, а сразу за «Молотом» и до самого угла Ленинградской протянулся дом №82, в котором первый и частично верхние этажи заняты Главпочтамтом со своими различными службами. Этот участок улицы стал широко известен и висящими на фасаде большими уличными часами, скорее всего, первым подобного рода самарским хронометром. Часы были механическими, и пока у них ещё крутились стрелки, пользовались популярностью у молодёжи: именно под ними назначались любовные свидания. Помните – «на том же месте, в тот же час»? В самом здании на углу Панской (Ленинградской) и Дворянской (Куйбышева) ещё в 1890-м обосновалась почтовая контора, а сегодняшний облик оно приобрело после реконструкции в 1910 году. На уровне крыши над центральным входом с Ленинградской находится декоративный элемент в виде металлического земного шара, под которым размещена копия панно «Индустрия» бельгийского скульптора Константина Менье, изображающее группу рабочих-плавильщиков на стекольном заводе. Кстати, в самом Брюсселе скульптурная версия работы была установлена только через 25 лет после смерти автора в 1930 году, а кроме самарской, существуют копии рельефа в Киеве и Вене.
Ну вот, сегодня мы совершили ещё одну пешую прогулку по центру старой Самары, по её главной улице. С 1935 года она носит имя Куйбышева, а до этого побывала Казачьей, Хлебной, Дворянской и Советской. Уверен, не все знают, что после Февральской революции 1917-го она некоторое время даже носила имя председателя Временного правительства Александра Керенского. Но этот наш променад не последний, поскольку по многочисленным просьбам, автор должен провести читателей по всему самарскому Бродвею от Некрасовской до площади Революции. Так что впереди ещё новая информация, новые знакомства и новые сюрпризы. До следующей прогулки.
Автор: Игорь Вощинин