Оглавление
1#2024
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Информационные технологии
Культура Самарской области
Образование
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Фестиваль
Юбилей
Мужчина Самарской области
Социальная политика
Год педагога и наставника

Новая жизнь купеческой усадьбы

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2024 (апрель)

В декабре 2022 года число выставочных пространств Самары пополнилось музеем-галереей «Заварка», который разместился в старинном деревянном особняке купца Михаила Маштакова по улице Самарской в доме № 207. Этот дом был построен знаменитым архитектором Александром Щербачёвым в 1900 году. Одним из первых о значимости этого памятника для сохранения культурного наследия Самары заговорил заслуженный архитектор РСФСР, Почётный гражданин города Самары Ваган Каркарьян. Десять лет его уже нет с нами, но его мечты о сохранении уникальности старой Самары воплощаются в жизнь.

Новая жизнь купеческой усадьбы

Под руководством специалиста по деревянной архитектуре Андрея Бодэ была проведена реставрация здания, долгое время находившегося в консервации. Теперь здесь проводятся оригинальные выставки и конференции, задача которых – привлечь внимание к архитектуре исторического центра города и, в частности, сохранению деревянной застройки. О планах на будущее мы поговорили с Екатериной Елисеевой, заведующей отделом «Музей-галерея «Заварка» муниципального Музея Эльдара Рязанова.

С&Г: Когда вы пришли работать в «Заварку»? И каковы были ваши первые впечатления от этого необычного пространства?

Екатерина Елисеева: Я начала работать здесь в ноябре 2023 года. Впечатления с самого начала были самые разнообразные, но приятные и тёплые. Поскольку сам по себе старинный дом своей внешней нарядной архитектурой и внутренним убранством создаёт уютную атмосферу. Здесь высокие потолки, потому легко дышится, к тому же, здесь всё ещё сильно пахнет деревом. Чувствуется атмосфера любви и заботы, которую вложили в дом его реставраторы. Архитектурный памятник снова наполнился людьми. Он готов встречать посетителей и рассказывать им свою историю – через сохранённые реставраторами уникальные предметы, через выставки, раскрывающие новые грани жизни дореволюционной Самары, через наших сотрудников, проводящих авторские экскурсии. И через истории простых самарцев, которые приходят к нам, чтобы поделиться семейными воспоминаниями. Некоторые помнят, каким дом был до реставрации, другие следили за историей этого строения, третьи вспоминают жильцов дома. Есть и личные рассказы тех, кто жил в этом доме в разные периоды. Эта история места, которая воссоздаётся через многочисленные сообщения краеведов и наших земляков, очень многогранна. Мы рассказываем о доме Маштакова в контексте прошлого нашего города и нашей страны. Все подходы к изучению истории дома Маштакова сплетаются в единую нить повествования. И эта возможность нас радует.

С&Г: Истории особняка Маштакова продолжаются. Появляются новые рассказы о том, как здесь квартировал конвойный полк, как усадьба стала сдаваться жильцам, как деревянный дом стал доходным и так далее. Часто ли происходят такие открытия?

Е.Е.: Чем глубже мы «копаем», тем больше пластов информации открывается. Мы узнаём о бывших владельцах дома, о том, кто проживал постоянно, а кто снимал жильё. Благодаря деятельности самарских историков-исследователей, в частности Павла Попова, мы получаем новые сведения и транслируем их в наших соцсетях. Они помогают нам лучше понять старинный особняк, мы начинаем чувствовать всё большую ответственность за него и за то, что мы делаем в его стенах. Мы трепетно относимся к тому, что узнаём, проверяем достоверность сведений.

Особняк Маштакова

С&Г: Казалось бы, проще всего в этом доме было бы организовать музей старой Самары, однако здесь проходят выставки различной направленности. Почему?

Е.Е.: Действительно, купеческий дом раскрывает перед нами, прежде всего, особенности самарского деревянного зодчества. Здесь можно было бы рассказывать о строивших его мастерах, об архитекторах, занимавшихся проектированием деревянных зданий, но мы решили не уходить в эту узкую сферу. Потому что этот особняк – это ещё и истории известных личностей, и простых самарцев. Они не могут быть отодвинуты на второй план. Поэтому мы решили посмотреть на наш проект с междисциплинарной стороны. Это не только архитектура, но и история, и социология, и искусство. Например, у нас только что прошла выставка замечательного мастера Сергея Васильевича Ключникова. Он создаёт скульптуры, которые украшают парки и скверы нашего города из спиленных или засохших деревьев. Он даёт им вторую жизнь подобно тому, как реставраторы подарили вторую жизнь дому Маштакова. Мы решили, что эти истории очень похожи, синонимичны и синхронны. Поэтому решили рассказать об этом скромном человеке, скульптурами которого много лет любуются самарцы, в нашем выставочном пространстве. Таким образом, мы взглянули на наш дом через призму изобразительного искусства. Это нашло большой отклик у наших посетителей. Все отметили, что показ скульптур из дерева в деревянном доме – интересное совмещение разных систем координат. Мы только что открыли выставку про доходные дома. Это тоже одна из линий повествования про наш дом, так как в определённый период он был доходным. Эта история ещё более многогранна, ведь мы рассматриваем дом как слоёный пирог, разделённый на разные по качеству и стоимости квартиры, в котором жили представители разных сословий. В зависимости от этажа, на котором они располагались, можно судить о том, кто их снимал. Выставка оказалась очень разнообразной. На ней можно увидеть и предметный ряд, и описание групп людей, которые проживали в доходных домах, и узнать о проблемах, с которыми сталкивались квартиросъёмщики и арендодатели. О них повествуют заметки в местной периодической печати, в частности, в «Самарской газете». Мы нашли и полезные советы по уборке дома, по защите его от мышей, крыс и насекомых, в частности от жучков-древоточцев. Есть также описание различной обслуги, которая была неотъемлемой частью повседневной жизни доходного дома – дворников, горничных, поварих. Их фигуры в рост человека нарисовали и вырезали из картона наши художники.

Особняк Маштакова

С&Г: У вас проходят и не связанные напрямую с историей дома Маштакова выставки – по истории фотографии и кинематографа, например.

Е.Е.: «Заварка» сегодня – это подразделение музея знаменитого кинорежиссёра Эльдара Рязанова. Поэтому здесь и проходят кинопоказы, проводится лекционная часть, посвящённая кинематографу, например «Эхо кинофестивалей». В «Заварке» проходят выступления киноведов – тоже очень интересный формат работы с целевой аудиторией. И мы рады, что она увеличивается с каждым подобным мероприятием. Мы стараемся поддерживать интерес, привлекая новых спикеров. Лекционная программа у нас обширна. В рамках каждой выставки обязательно проводим тематические лекции. Мы уже рассказали о месте дома Маштакова в планировке Самары, рассказали, как взаимодействуют между собой интерьер и экстерьер этого творения Александра Щербачёва, поведали об истории жизни первого владельца особняка и так далее. У нас проводятся чайные церемонии в память о чайной, располагавшейся на первом этаже здания – Павел Попов нам предоставил соответствующую выписку из исторических источников. И вот в рамках выставки «Сдаётся квартира: жизнь доходного дома» мы расскажем, какие виды чая предпочитали разные слои городского населения.

Особняк Маштакова

С&Г: Расскажите о планах на будущее и о команде музея-галереи «Заварка», которая будет их претворять в жизнь.

Е.Е.: Планы у нас масштабные. И команда подобралась на славу – небольшой и очень дружный коллектив: историки, фотографы, профессиональные кураторы, художники и педагоги. У нас заведено: каждый выбирает свою тему и «раскручивает» её. Потом презентует всё, что нашёл, излагает свои соображения. На базе подобранных и хорошо проработанных тем мы делаем общие проекты. Тематика разнообразна. Если нынешнюю выставку мы посвятили истории дома, то в ходе следующей намерены напомнить самарцам о жизни и деятельности Вагана Каркарьяна –выдающегося архитектора и прекрасного художника. Выставка будет приурочена к 90-летию со дня рождения Вагана Гайковича и расскажет о его учениках, которые вдохновлялись примером и творчеством мастера. Также мы запланировали выставку «Сказки Самарской Луки», которая повествует о материальном и культурном наследии нашего края. Закончить год мы планируем экспозицией, рассказывающей о деревянной архитектуре в городе и в деревне. Постараемся ответить на вопросы: кто из мастеров у кого перенимал приёмы строительства – деревенские у городских или наоборот? Как на выбор дерева в качестве исходного материала влияли территориальные и природные факторы, а также фольклор, культура населения, которое проживало в Самарской губернии? Интересно проследить, как и чем живут памятники деревянного зодчества сегодня, во что они трансформировались. Например, планируем посетить культурное пространство в Бузулуке, который раньше входил в состав Самарской губернии. Там успешно функционирует культурное пространство «Гнездо», расположенное, как и наша галерея, в отремонтированном силами местных энтузиастов – краеведов и волонтёров движения «Том Сойер Фест», деревянном доме купцов Соколовых. И, конечно, рассказать о нём самарцам.