Оглавление
1#2024
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Информационные технологии
Культура Самарской области
Образование
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Фестиваль
Юбилей
Мужчина Самарской области
Социальная политика
Год педагога и наставника

Против течения

— Кинельский район

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2024 (апрель)

Любуясь красотой старинного Михайло-Архангельского храма в селе Малая Малышевка Кинельского района, многие даже не задумываются о том, как же он дожил до наших дней в целости и сохранности. Тем не менее храм несколько раз был на грани уничтожения. И этот рассказ – об одной из его спасительниц, о Прасковье Антоновне Ивановой (Кретовой). О Параскеве. О хрупкой маленькой женщине, оказавшейся настолько сильной, чтобы не дрогнуть перед выпавшими на ее долю испытаниями и ни разу не предать свою веру.

О вере

Когда рушили купола

Самые ранние воспоминания Прасковьи Антоновны связаны с другим маломалышевским храмом – Троицким: она сидит на полу церкви, устроившись на огромных отцовских рукавицах из овчины, укутанная маминой шалью. Вокруг – много народа, но она никого не замечает: она с интересом рассматривает «картинки» на стенах церкви, слушает певчих на клиросе и с нетерпением ждёт, когда батюшка Василий в конце службы поманит её рукой, и она со всех ног побежит к алтарю. Строгая монахиня Тамара цыкнет на неё, а батюшка погладит по голове и даст гостинец: конфеточку или церковную просфору. И счастливая Пашурка побежит через всю церковь обратно к родителям...

«Батюшка Василий (Василий Яковлевич Шеин) появился в нашем доме холодным январским вечером 1937 года: попросился вместе со своим попутчиком на ночлег. Улица у нас проходная была. Так и называлась – Большая дорога, – рассказывает Прасковья Антоновна Иванова. – Жили мы недалеко от церкви. Путники часто просились переночевать, и мой отец никому не отказывал. Вот и на этот раз пустил. Один мужчина тут же залез на печку, очень уж промёрз, а второй после ужина долго беседовал с отцом, и всё больше на религиозные темы. Улучив момент, отец спросил у его попутчика: «Кто это, что за необыкновенный человек?» Оказалось, что это священник, недавно выпущенный из тюрьмы, где просидел три года (потому и стриженый), что идут они из Куйбышева к месту его нового назначения – в село Съезжее. И так моему отцу этот батюшка понравился, что предложил он ему в Малышевке остаться. Все формальности они утрясли быстро, ведь мой отец, Антон Яковлевич Кретов, был в то время старостой нашей Троицкой церкви. Сначала Василий Яковлевич жил у нас, а потом рядом, в небольшом домике. И очень ко мне привязался. По своей семье, видимо, тосковал. Мне потом уже родители рассказывали, что, когда он после тюрьмы вернулся домой, жена и сын его даже на порог не пустили. Отреклись. Тяжело переживал он такой внезапный удар от самых близких людей. Меньше года прослужил в Малой Малышевке отец Василий. На Петров день его снова арестовали и 18 января 1938 года расстреляли».

Ещё одно – ярчайшее – воспоминание Прасковьи Антоновны из детства: тот час, когда рушили купола Троицкого собора, когда снимали с него колокола. «Я помню всё так отчётливо, будто было это только вчера, – говорит Прасковья Антоновна. – В голос плакала мама и другие женщины, а мне казалось, что наступил конец света... Мой отец, как я потом узнала, долго противился закрытию нашей церкви. Когда у него, как у старосты, стали ключи требовать, он бросил их в толпу со словами: «Как народ решит: не один я строил эту церковь, мы её всем миром строили». Не отдали на том сходе ключи коммунистам, а ночью вернули их отцу. Но нашлись всё же, как говорил отец, предатели. Сначала убедили народ использовать церковь под зернохранилище («наше ведь зерно, общее»), а потом обманом, якобы от имени большинства жителей, провели решение переоборудовать её под школу. И как только рука поднялась на такую красоту. Она ведь у нас была настоящая красавица. Пятикупольная!»

После этого Кретовы всей семьей в 1939 году стали прихожанами второй малышевской церкви – Михайло-Архангельской.

О вере

В Михайло-Архангельской церкви

Кретовы были самыми активными членами церковного сообщества Михайло-Архангельской церкви. Антон Яковлевич вошёл в церковный совет, стал помощником старосты, а его жена, Матрона Григорьевна, совершила в эти годы, можно сказать, настоящий гражданский подвиг. А произошло вот что. В предвоенное время малышевскую церковь районные власти решили задушить налогами: чуть ли не каждый месяц приходил какой-нибудь счёт. Не успеют собрать деньги, новый налог приходит. И в какой-то момент отец Василий Перов, поняв бессмысленность этой борьбы, отказался в очередной раз собирать с прихожан деньги, и был арестован за неуплату налога. Храм оказался закрытым. Членов церковного совета разогнали. Некоторых арестовали, а некоторые, как Антон Яковлевич, были вынуждены скрываться. И тогда две женщины, Матрона Григорьевна Кретова и её дальняя родственница, бабушка Евдокия (тоже Кретова), пошли в Куйбышев к владыке Алексию просить нового священника. А тот сказал: «Я дам вам в Малышевку священника, а его тут же арестуют. Нет, вам надо как-то вопрос решать с местными властями, очень они у вас там рьяные». Двадцать два раза пешком ходили Кретовы по кругу: то в область, то в район, пока кто-то не подсказал им написать письмо всесоюзному старосте – Калинину. Под обращением собрали тысячу подписей местных жителей и отправили эту тетрадку в Москву. Письмо вернулось с пометкой: «Составлено не по форме, подписи должны находиться на одном листе». И тогда Кретовы взяли огромный ватман и вновь собрали тысячу подписей... И получили-таки разрешение Калинина открыть церковь. В Малую Малышевку был прислан новый священник – отец Никита Моськин. Первая служба после двухлетней паузы состоялась на Петров день, 12 июля 1943 года.

Ну каким, спрашивается, мог вырасти ребёнок у таких родителей? Конечно же, Паша, в то время уже школьница, всё свободное время проводила при храме. Не только постоянно посещала все службы, но и помогала чем могла. В это время в Малышевке (из-за того, что здесь функционировала церковь) жило много монахинь из разорённого Шихобаловского монастыря. И в какой-то момент девочка поняла, что и она хочет, чтобы смыслом её жизни стало служение Богу. В те годы такое поведение, мягко говоря, не приветствовалось. И хотя многие жители нашей страны продолжали верить в Бога, крестить детей или даже венчаться, делали они это тайком. А у неё, подростка, почему-то хватало мужества не лукавить и веру свою не скрывать. Она могла не прийти в школу во время религиозного праздника. Она сознательно не вступила в пионеры и в комсомольцы. Могла на прямой вопрос учителя «Есть ли Бог?» при всём классе ответить «Есть», и спокойно воспринять очередную двойку в качестве наказания. «Я этого учителя называла про себя Бес Иванович, – улыбается Прасковья Антоновна, – потому что он меня постоянно третировал». И пока был директором Палладий Иванович Баскаков (сам веровавший в Бога), ей это сходило с рук. Но как только директором школы стал ярый атеист Леонид Николаевич Холкин, её тут же исключили из школы. Тем более что случай представился, на взгляд дирекции, вполне убедительный.

Публичный суд

В тот вечер она принесла молоко детям нового батюшки, Павла Михайловича Лазарева. Вдруг раздался звон колокола: горела церковь. Первыми увидели пожар и подняли тревогу мальчишки, занимавшиеся в это время у учителя Александра Ильича Сукачёва в доме напротив. Батюшка был болен, он попросил Параскеву взять ключи от храма и бежать, открывать двери.

Как потом выяснилось, это был поджог. Комсомольцы-активисты разбили окно в алтаре и бросили внутрь тряпки, смоченные керосином. Так что если бы не мальчишки, вовремя заметившие огонь, и не Параскева, сумевшая быстро обеспечить людям вход в здание, церковь бы, вполне возможно, сгорела. Но общими усилиями огонь удалось быстро потушить. А Пашу на следующий день ждал в школе публичный суд и приговор: из школы исключить! Причём наказывали лишь её одну. Когда она, защищаясь, сказала, что церковь вообще-то тушила не только она, в ответ услышала: «И учитель, и другие ученики, и жители села тушили пожар. Ты же тушила церковь!» Так она в свои неполные 17 лет стала в селе изгоем. Грустнее всего было то, что и батюшку Павла Михайловича, с которым она могла часами разговаривать на разные духовные темы, с которым занималась в церковном хоре, вскоре перевели в другой район. Закончилось тем, что он, узнав про её бедственное положение, предложил ей работать у него псаломщицей, и она уехала из Малышевки. Вернее, ушла пешком и в чужой одежде, потому что денег у неё не было совсем. В качестве «багажа» она уносила с собой фотографию малышевской церкви.

О вере

Возвращение в Малышевку

В Малую Малышевку она вернулась спустя почти десять лет. За спиной был богатейший опыт работы с одним из лучших священников области, замечательным глубоким человеком, интереснейшей личностью. Была неудачная попытка устроиться монахиней в Киево-Печерскую лавру (как оказалось, в то время был строгий запрет – молодых девушек туда не принимали ни при каких условиях).

И, наконец, было вынужденное замужество, чтобы избежать очередных преследований советской власти. И вот тут ей очень сильно повезло. Владимир Григорьевич Иванов, мало того, что тогда в ней души не чаял, он до сих пор глядит на неё влюблёнными глазами. В Малышевку Ивановы приехали с маленькой дочкой Таней. Вскоре у них родилась Ираида, потом Наталья, Антонина, Любовь, Надежда... Владимир Григорьевич работал бухгалтером в лесхозе. Жизнь была тяжёлой и финансово, и физически (яслей – нет, дедушек-бабушек – нет), но у неё была отрада – её церковь.

«За всю свою жизнь я не пропустила ни одной службы. Нет, одну всё же пропустила. В тот день Володя пришёл и сказал, что ему заявили в сельсовете, что меня лишат материнства, если я не прекращу ходить в церковь. Он пытался возражать им: «Как это возможно – у хорошей матери отобрать детей?», но они были непреклонны. В тот день – ради него – я в церковь не пошла, но уже на следующий день я опять была на клиросе. Так и шли годы. Официально профессии у меня не было, а реально всю жизнь я псаломщицей отработала. Стаж у меня – 65 лет! Но я не оформляла это, чтобы детям жизнь не портить».

И всё же одна официальная запись, связанная с церковной деятельностью, в трудовой книжке у Прасковьи Антоновны появилась. Было это в 1988 году. «В тот год церковный староста Иван Егорович Занин заскандалил с батюшкой, Геннадием Феоктистовым. И хотя правда была не на его стороне, он действовал с позиции силы. Взял ключи от церкви и бросил их в сельсовете на стол Василию Семёновичу Нечаеву. Мол, если уберёте Феоктистова, буду служить дальше, а если не уберете, то вот вам ключи. В общем, церковь – закрыта, нас туда не пускают. Одну службу вообще сорвали, две других мы в сторожке служили... До архиепископа Иоанна слух дошёл, пришлось Нечаеву самому «церковную двадцатку» собирать, чтобы выбрать нового церковного старосту. Сколько он ни бился, никто не хотел на себя ответственность брать. В итоге Василий Семёнович, видя такое дело, предложил меня. И, хотя мне не положено было (как служителю культа), в итоге так меня и утвердили в районе на этой должности, потому что никто не брался. А я что? Мне и церковь жалко, и браться страшно: женщина я, да ещё – шестеро детей! Но ничего, Господь помогал. И Василий Семёнович. И советом, и делом. За два года отремонтировали мы крышу, облицовку обновили, крыльца все заново сделали. Моими большими помощниками тогда были ещё Яков Егорович Бакулин и Михаил Петрович Осипов. А потом новый указ архиепископа Евсевия: строй дом батюшке! Вот так четыре года прошли в строительной круговерти, а тут Занин захотел вернуться, людей против меня стал настраивать. Доходило до того, что новый замок повесил, чтобы я в церковь не могла зайти. Наконец, собрание собрали. Голоса разделились. Половина за меня, половина – против. Горячие дебаты были. Никогда не забуду: Галина Михайловна Головкина взяла слово и говорит: «Когда мы коммунистами были, мы её выгнали из школы. А сейчас мы же выгоняем её из церкви!» За меня в тот момент были и благочинный Иоанн Гончаров, и владыка Евсевий. Говорили мне: «Не слушай никого, работай, за тобой – правда!», но я ушла. К тому моменту умер Михаил Петрович Осипов, не мог уже работать и Яков Егорович. Да и я уже давно была пенсионерка».

Но не удалось Прасковье Антоновне уйти на покой. Почти сразу же к ней за помощью обратились соседи из Богатовского прихода, и она ещё почти двадцать лет служила сначала псаломщицей в Богатом, потом – в посёлке Центральном и в Красносамарском. Растила там себе смену. Занималась организацией и обучением хоров. Потом, с приходом в маломалышевскую церковь отца Андроника, вернулась под своды любимого храма. А недавно, на престольный праздник – Михайлов день – у неё случилась ещё одна большая радость: владыка Софроний рукоположил в дьяконы маломалышевсой церкви её племянника Владимира.

Автор: Людмила Мельниченко


Автор:Людмила Мельниченко