
- «Selfex» – фигура мечты с заботой о здоровье
- Светлана Романова. Всегда на шаг впереди в профессиональной косметологии
- Очки с окрашенными линзами – для красоты и здоровья
- Ирина Ганжа: «Родители воспитали во мне потребность помогать людям»
- Благодатный путь Елены Стажук
- Елена Воробьёва: «Я хочу заразить мир счастьем!»
- Карьера и призвание Виктории Башкировой
- Бьюти-сфера – секреты профессии от Снежаны Дудуш
- Елена Остапенко: «Я занимаюсь своим делом»
Ирина Ганжа: «Родители воспитали во мне потребность помогать людям»
Журнал «Леди-клуб», номер 1 / 2024 (август)
Читателям журналов «Леди-клуб» и «Самара и Губерния» хорошо знакома героиня наших публикаций Ирина Ремовна Ганжа – руководитель Стоматологической практики «Сентябрь», врач высшей квалификационной категории, стоматолог-пародонтолог и хирург, кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии СамГМУ.
Те, кому посчастливилось пользоваться услугами «Сентября», смогли лично убедиться не только в высочайшем профессионализме коллектива и современных возможностях клиник в Самаре и Южном городе, но и в беззаветной преданности врачей своему делу, искренней и всеобъемлющей заботе о пациентах.
На этот раз мы предложили Ирина Ремовне разговор на несколько необычную, но учитывая продолжающийся Год семьи в России, не менее важную тему – семейные ценности. Как влияет семья и её традиции на характер человека, его взросление и выбор профессии? Что значат семейные ценности в жизни врача-стоматолога и как они отражаются в его работе и взаимоотношениях с коллегами и пациентами?
ЛК: Ирина Ремовна, что повлияло на ваш выбор профессии врача и конкретно – врача-стоматолога?
Ирина Ганжа: Я росла в семье медработника, часто общалась с врачами, и выбор профессии был для меня вполне естественным. Но вот на выбор врачебной специальности повлияли, наверное, несколько факторов.
Моя мама всю жизнь проработала лор-врачом в поликлинике на Безымянке, на улице Физкультурной. И там же было стоматологическое отделение, куда она меня водила. Стоматолога, мамину коллегу, которая меня принимала, если я не ошибаюсь, звали Антонина Алексеевна Байдина, которая меня не только лечила, но и приучала к гигиене. И так как она была не чужой человек для нашей семьи, то я её не боялась, доверяла и очень уважала. И её положительный образ, наверное, стал отправной точкой в выборе моей будущей врачебной специальности.
Нужно ещё учесть то время, когда я заканчивала школу. Это был 1991 год. Нашему поколению пришлось взрослеть в непростой, переломный для страны период, когда всё менялось, рушилось, происходила масштабная переоценка ценностей. И, конечно, к нам рано пришло осознание того, что в этой жизни важна материальная стабильность, которую и могла дать профессия стоматолога. Ведь зубы у людей болят во все времена. И на эту необходимость накладывалась воспитанная в семье потребность помогать людям, которая делала профессию врача призванием.
ЛК: А как отреагировали родители на ваше желание стать стоматологом?
И.Г.: Маме я об этом впервые сказала, наверное, классе в шестом. Мой выбор специальности её немного удивил. Тогда перестройка ещё только начиналась, а в благополучное советское время среди медиков считалось, что стоматолог – как бы и не совсем врач. Что-то вроде «курица – не птица». Но когда она пришла посоветоваться к своему однокурснику, ныне ушедшему из жизни, который был проректором в медуниверситете, тот сказал, что у каждого человека 32 зуба, и стоматологи будут нужны всегда. И в конце концов, это подтвердило правильность моего выбора.
ЛК: Вы сказали, что семья воспитала в вас потребность помогать людям. Как вы считаете, какие ещё важные качества вашего характера были заложены в детстве?
И.Г.: У нас была традиционная советская семья. Мама – врач, отец – военнослужащий. Мама жива, а отца нет уже 15 лет. Если у папы выходные были свободные, то мы обязательно совершали выезд куда-нибудь, как правило – на природу. Летом, конечно же, Волга, которая всем нам, самарцам, даёт жизненную силу и правильный настрой. Прохладная волжская вода и горячий песок – нет ничего лучше в этой жизни. Осенью в хорошую погоду обычно ходили по грибы, зимой – в лыжные походы. Нас с сестрой отец с завидным упорством стремился приучить к беговым лыжам. В те времена самарские просеки ещё не были застроены, и на территории 15-го микрорайона были прекрасные места для лыжных прогулок. В походах никакие отговорки не принимались, и никаких поблажек не делалось. Даже вода выдавалась только на первом привале не менее чем через 30-40 минут после начала похода. Нас приучили твёрдо идти вперёд к поставленной цели, не ныть и не плакать. Наверное, это дало определённую закалку характера, способствовало формированию жизненного стержня.
Хорошо помню выезды по грибы с отцовскими сослуживцами – своеобразные «дни здоровья». Выезжали с семьями и детьми. Кроме сбора грибов, были, конечно и шикарные походные столы, за которыми закусывали, выпивали, рассказывали истории, общались. Эти совместные мероприятия вызывают во мне, наверное, самые светлые ностальгические воспоминания.
ЛК: Как правильно передавать семейные ценности и традиции, чтобы «передавать» не превратилось в «насаждать» в сознании младшего поколения?
И.Г.: Любые правила, ограничения и запреты в семье должны быть оправданы и продиктованы заботой и любовью. Если младшее поколение это видит и понимает, то никаких проблем во взаимоотношениях не возникнет. Во всех остальных случаях надо предоставлять детям свободу выбора. Тогда они чувствуют ответственность за собственную судьбу, раньше становятся самостоятельными.
Я благодарна родителям за то, что они в своё время с уважением отнеслись к моему выбору. Так как это был мой выбор, меня в дальнейшем не пугали никакие трудности на пути постижения профессии. Первый этап моей профессиональной деятельности после окончания мединститута был связан с государственной поликлиникой №2 самарского посёлка Зубчаниновка. Для меня этот период стал настоящей школой жизни, и в профессиональном, и в человеческом смысле. Там я приобрела огромный опыт общения и с разными категориями пациентов, и с различными патологиями и травмами. То есть, получила хорошую профессиональную «закалку», которая приблизила меня к осуществлению мечты – открытию собственной частной стоматологической клиники.
Сейчас я смотрю на своё продолжение – сына Ивана – и наблюдаю стремительный этап его профессионального взросления. В настоящее время он получает второе высшее образование – медицинское. По первому образованию он инженер-нефтяник. В своё время принимая решение, куда идти, он медицину даже не рассматривал. Это как раз тот случай, когда дети, не признавая авторитетов, хотят быть непохожими на родителей, хотят утвердиться в поисках собственного пути. Тогда я не стала вмешиваться и переламывать ситуацию, и думаю, это было правильно.
Он закончил институт, бакалавриат и магистратуру по своей инженерное специальности. Проработал полтора года в структуре компании «Транснефть». Однако наша семейная черта – потребность помогать людям – взяла своё. И это привело его в медицину. То есть, он самостоятельно созрел, осознал, дорос до этого непростого решения. И, безусловно, такой вариант предпочтительнее, нежели насаждение жизненного пути родителями.
Сейчас он заканчивает 4 курс мединститута и одновременно администрирует работу нашего филиала в Южном городе.
ЛК: Поскольку он сейчас работает в вашей компании, не возникало ли у вас, как руководителя, желания создать ему «тепличные условия» в работе?
И.Г.: Поверьте, ни о каких тепличных условиях и речи быть не может. Ему приходится много работать и, скажу честно, без него мне было бы очень тяжело. Он отлично понимает свою ответственность, не боится трудностей, и его помощь для меня чрезвычайно значима.
Иван уже достаточно взрослый, самостоятельный и опытный человек, хороший специалист по многим вопросам, особенно техническим. И ему самому судить о важности своей работы, её целях и приоритетах. Поскольку наш бизнес динамично развивается, думаю, что интерес и мотивация у него есть, и это главное.
Зачастую молодые люди, заканчивая вуз, думают, что перед ними открыты все двери и у них сразу все получится, и не нужно ничего преодолевать. Это всё не так, настоящий успех всегда приходит через трудности и ошибки. Такова школа жизни.
ЛК: Какие черты вашего сына вам импонируют или даже, может быть, вызывают у вас чувство гордости?
И.Г.: Конечно, он относится к другому поколению. На мой взгляд, он более спокойный, взвешенный, рассудительный, умеет контролировать эмоции. Мне очень нравится в нём уважительное отношение к людям. Будь то коллеги, партнеры или пациенты. И в его коллективе, довольно молодом, сложилась хорошее правило называть друг друга по имени и отчеству, как это принято во врачебной среде. Это, кстати, соответствует и нашим семейным традициям.
Ему нравится заботиться об окружающих – о бабушке, обо мне, о своих пациентах. Забота проявляется и на работе. Во многом благодаря его усилиям в клинике «Сентябрь» в Южном городе коллектив создаёт все условия для маленьких пациентов. Доброжелательные врачи всегда находят общий язык с детьми, а «позитивный» интерьер, игрушки и мультфильмы отвлекают детей и позволяют минимизировать дискомфорт от любой процедуры. Где вы ещё увидите, как дети с радостью встречаются со своими лечащими врачами, воспринимая медицинские процедуры как интересное приключение!
ЛК: Кстати, вам как специалисту по детской стоматологии довольно часто приходится общаться не только с маленькими пациентами, но и с их родителями. Чувствуете ли вы при общении, насколько в семьях развита культура заботы о здоровье, культура профилактики? Может ли врач эту культуру привить, привнести в семью?
И.Г.: Я считаю, что стараться это делать можно и нужно всегда. Задача и предназначение доктора – так или иначе объяснить ребёнку, родителям или опекунам, как важно следить за здоровьем, в том числе ухаживать за зубами. Какие способы мы для этого используем? Стараемся чём-то мотивировать ребёнка, всегда делаем это с уважением, настойчиво, но без нажима и принуждения.
Какова эффективность тех или иных методов разъяснительной и профилактической работы с пациентами – предмет отдельного исследования. Но делать это просто необходимо. Причём это должно идти не только лично от врача. Здесь нужна популяризация на государственном уровне, системная просветительская работа в школах, детских садах, интернатах. К слову, мы с нашими студентами часто посещаем различные учебные заведения Самары с целью обучения детей гигиене полости рта. Но этого должно быть больше. Для эффективности профилактики необходима тесная связь здравоохранения с образованием. И, безусловно, решающую роль в воспитании ответственного отношения к своему здоровью должна играть семья.
К сожалению, в Самаре только треть жителей регулярно посещают стоматолога. Большинство приходят к врачу только в случае каких-то обострений. Так быть не должно. Радует то, что у нас в «Сентябре» много постоянных клиентов, некоторые из которых пользуются нашими услугами уже многие годы. Принимая пациента впервые, мы в значительной степени берём на себя ответственность за него, ведь мы лечим человека, а не болезнь, не какой-то отдельный орган. Важно относится к пациенту как к личности, и работать во благо его здоровья в самом широком смысле, укреплять не только его тело, но и дух.
ЛК: Кстати, как вы относитесь к вере?
И.Г.: Как и большинство врачей, я человек верующий.
ЛК: А вы считаете, что большинство врачей верующие? В массовом сознании врач – это всегда человек со здоровым цинизмом, не склонный к сантиментам, прочно опирающийся на материалистический фундамент...
И.Г.: Парадокс в том, что внешний, показной цинизм у врачей прекрасно уживается с глубокой верой. Скажу вам точно: редкий хирург начинает операцию без предварительной молитвы, хотя бы мысленной. Особенно это касается детских хирургов. И если врач не верит в Бога, то скорее всего это просто молодой и недостаточно опытный врач. Потому что чем дольше человек работает в медицине, тем яснее он понимает, что всё в руках Всевышнего, а врач – это лишь инструмент, движимый долгом и клятвой Гиппократа, но способный осуществить лишь то, на что будет воля свыше. И это не зависит от квалификации и таланта врача. Организм человека – целая вселенная, где при любом развитии медицины всегда будет оставаться место для тайн и чудес.
Многие известные врачи, особенно хирурги, будучи материалистами, верят в божественную силу, которая влияет на жизнеспособность человека. Ежедневно соприкасаясь с жизнью и смертью, они часто становятся свидетелями явлений, не поддающихся научному объяснению.
Да, я – верующий человек. Посещаю, по мере возможности, храмы, общаюсь и дружу со священниками. Я глубоко убеждена, что без любви ничего в нашей жизни сделать нельзя. Только божественной любовью можно объяснить те чудеса, свидетелями которых мы, врачи, становимся, чуть ли не каждый день. И не просто свидетелями, но и со-творцами. Излечиваются пациенты с тяжёлыми заболеваниями пародонта с воспалением и деструкцией костной ткани. Восстанавливается жевательная эффективность при отсутствии зубов с помощью дентальных имплантов. В любом удачно проведённом лечении, любой удачной операции, которая отчаявшемуся пациенту возвращает необходимые функции и радость жизни, есть своё маленькое чудо. Бог творит чудеса руками врачей!
ЛК: Являются ли «семейные» отношения в коллективе нормой для «Сентября»? Или вы предпочитаете строгую субординацию?
И.Г.: Безусловно, в высокопрофессиональном медицинском коллективе, каждый член которого загружен работой, нужна строгая субординация. Но я не считаю это чем-то негативным, потому что без неё мы не будем иметь чётко отлаженной работы. Но несмотря на это, для своих коллег я была и остаюсь «мамой», которая берёт на себя все ответственные решения, заботится о домашнем хозяйстве, о «домочадцах» и гостях. Нередко приходится решать и какие-то личные проблемы персонала, давать советы, оказывать помощь и поддержку.
Поэтому я считаю наш коллектив большой и дружной семьёй, где трудятся 25 человек, объединённых одной целью. С некоторыми из коллег мы работаем вместе уже более 20 лет и, без преувеличения, понимаем друг друга без слов. Я замечала, что во многих ситуациях мы даже думаем одинаково.
И тех молодых специалистов, которые к нам приходят, мы, конечно, стараемся приобщить к нашей корпоративной культуре, к нашим «семейным» ценностям. Главные составляющие этой культуры – доверие и взаимопомощь, командная работа и, конечно, любовь. Любовью к ближнему в самом широком смысле этого слова.
Почти год назад у нас завершился ремонт основной поликлиники в Самаре, на Мичурина, 4. В результате вместо четырёх теперь доступны для пациентов шесть стоматологических кабинетов с высокотехнологичным оборудованием. Появилась новая стильная входная зона и дополнительные помещения для персонала. Сейчас мы изучаем возможность расширения филиала в Южном городе, потому что востребованность в наших услугах там большая. Стараемся идти в ногу со временем, обновляться, держать руку на пульсе развития современных технологий в стоматологии. И всё это, в конечном счёте, делается на благо сотрудников и пациентов. В этом смысл моей работы.
Стоматологическая практика «Сентябрь»
г. Самара, ул. Мичурина, 4
+7 937 075 14 14
+7 (846) 200 33 44
Южный город, Николаевский проспект, 13
+7 917 150 51 44
+7 929 705 04 84
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
Автор: Алексей Сергушкин
