Доставить в целости и сохранности!
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2024 (октябрь)
1 августа своё 85-летие отметила Служба специальной связи. Конечно, исторически спецсвязь появилась столетия назад, а местом её рождения считается Санкт-Петербург. Именно Пётр I своим указом в 1716 году утвердил создание Военно-полевой курьерской службы. А в 1796 году Павел I преобразовал её в Фельдъегерский корпус. В 1939-м ведомство разделили. Появились фельдъегерская связь НКВД СССР, Спецсвязь Наркомата связи и Служба инкассации Госбанка. О буднях предприятия в наши дни беседуем с начальником Управления ФГУП «Главный центр специальной связи» по Самарской области Хасанбеком Бекузаровым.
С&Г: Хасанбек Ибрагимович, расскажите подробнее о Главном центре специальной связи. В чём его основные задачи?
Хасанбек Бекузаров: Спецсвязь действует в интересах госбезопасности и обеспечивает сохранность государственной и иной охраняемой законом тайны. Так было всегда. В 1939 году после реорганизации фельдсвязи за нашим ведомством оставили ключевую функцию: перевозку секретной и совершенно секретной корреспонденции Совнаркома СССР, Президиума Верховного Совета, наркоматов – от обороны и военморфлота до внутренних и иностранных дел. В 1941 году из 59 районов Куйбышевской области пункты Спецсвязи были организованы в 41-м. Но в годы войны руководство службы не имело возможности сохранить, в отличие от почты, самые ценные кадры. В ряды РККА в июне 1941-го призвали, к примеру, 48 фельдъегерей. Особенно остро кадровый вопрос встал с эвакуацией в Куйбышев многих наркоматов, заводов и так далее. Требовалось не только заменить специалистов, ушедших на фронт, но и увеличить штат для обслуживания эвакуированных организаций. Поэтому на работу стали принимать женщин. Задачи выполнялись где на лошадях, а где и пешком. Но, как в советские времена, так и сейчас мы перевозим секретную корреспонденцию, денежную наличность, драгоценные металлы, опасные грузы, обслуживаем органы власти и силовые структуры, предприятия оборонного значения, которых много в нашей губернии.
С&Г: На этом фоне важным представляется наличие современного автотранспорта. Каков автопарк Спецсвязи сегодня и какие функции выполняет?
Х.Б.: Автопарк Спецсвязи насчитывает более двух тысяч автомобилей. Из них в Самарской области – более 50 единиц техники. Автопарк постоянно пополняется. Скажем, мы недавно получили несколько бронированных фургонов «Луидор» и автомобили «Москвич». Конечно, у нас есть «Вольво», «Мерседесы», «Скании», но в силу геополитической ситуации всё чаще возникают вопросы ремонта и запчастей. Поэтому импортозамещение для нас теперь в приоритете. Легковой транспорт доставляет посылки и пакетную корреспонденцию. Бронированный – от опасных грузов до ценностей. Что касается географии – она обширна, популярные направления: Магадан, Новосибирск, Сахалин, Камчатка, Владивосток.
С&Г: С какими проблемами сталкивается сегодня «Главный центр специальной связи» по нашей губернии?
Х.Б. На сегодняшний день основная проблема – это нехватка кадров. Нам требуются водители всех категорий, фельдъегери и экспедиторы. Со своей стороны мы проработали вопрос по увеличению заработной платы действующим и вновь прибывшим сотрудникам. Таким образом, наша заработная плата на данный момент вполне конкурентная.
С&Г: В чём специфика работы Спецсвязи в Самарском регионе?
Х.Б.: В особом географическом положении. У нас сосредоточены заводы ОПК, предприятия, занимающиеся производством взрывчатых веществ промышленного назначения, и предприятия, относящиеся к космической отрасли. Мы плотно сотрудничаем с РКЦ «Прогресс», поэтому регулярно доставляем грузы на космодром «Байконур».
С&Г: Вы упомянули, что Спецсвязь перевозит выборную документацию в рамках избирательных кампаний. Какая работа была проведена в преддверии президентских выборов в России в 2024 году?
Х.Б.: Да, в преддверии выборов Президента РФ наше управление провело значительную работу при составлении отдельных маршрутов для вооруженной перевозки выборной документации, получению бюллетеней из типографии и доставке вышеназванных отправлений во все территориальные избирательные комиссии в трёхдневный срок.
С&Г: Самая необычная перевозка в вашей практике?
Х.Б.: Перевозка 20 тонн опасного груза на Сахалин, когда два наших бывалых сотрудника месяц не могли переправиться на пароме из-за определённых проблем и погодных условий. Всё это время они, ночуя в машине, круглосуточно охраняли груз, регулярно докладывая обстановку в дежурную часть нашего управления и мне лично. С учётом дороги туда-обратно их командировка заняла три месяца, хотя обычно занимает 35-40 дней.
С&Г: Чем обусловлена полная сохранность отправлений Спецсвязи?
Х.Б.: Особыми условиями перевозки. Ведётся контроль соблюдения целостности упаковки на всём протяжении пути от отправителя к адресату, вооружённая охрана груза, специально оборудованный транспорт, продуманный маршрут, система строгой отчётности.
С&Г: Каковы требования к кандидатам при приёме на работу, и есть ли у вас трудовые династии?
Х.Б.: Человек должен быть здоровым и физически крепким. Любой, устраивающийся к нам, проходит проверку ФСБ. Также кандидатов проверяет наша внутренняя служба безопасности. Затем – обучение, в процессе работы регулярные инструктажи, ежегодная сдача зачётов, теория и практика по использованию огнестрельного оружия, большое внимание – физподготовке. Люди в большинстве своём – спортсмены. Один из наших сотрудников Сергей Ильмендеров недавно занял третье место в ночном забеге «Огни Самары».
Династии, конечно, есть. Скажем, специалист последующего контроля Елена Болонина трудится уже больше 20 лет и скоро возглавит наш производственный блок, её дочь Анастасия – ведущий специалист по мониторингу. Главный бухгалтер Елена Чиликова, её дочь Юлия – ведущий экономист. Ветеран Спецсвязи Тамара Тамарова и её дочь Светлана Аргасцева, начальник отдела продаж и клиентского обслуживания. Водители-фельдъегери Александр и Денис Якушевы – отец и сын. Водитель спецавтомобиля Александр Филатов и его брат, экспедитор Алексей Филатов. Водитель-фельдъегерь Тольяттинского отделения Дмитрий Павлов и его дочь, старший диспетчер Екатерина. Средний возраст сотрудников – 25-40 лет. На административной работе в основном женщины, а вот фельдъегери исключительно мужчины, пенсионеры МВД и бывшие военные.
С&Г: А как давно вы в Спецсвязи? Расскажите о своём профессиональном пути.
Х.Б.: Родился и вырос я в Северной Осетии, в городе Беслане. После окончании школы в 1985 году поступил в Новосибирское высшее военно-политическое училище, по окончании которого распределился в Западную группу войск. Далее служил в Северо-Кавказском военном округе до 1994 года, после чего уволился и перешёл на службу в МВД по РСО Алания в Управление по борьбе с организованной преступностью. В МВД прослужил до 2017 года на различных руководящих должностях и ушёл с должности начальника Управления в звании полковника. В 2017 после увольнения поступило предложение переехать в Санкт-Петербург и занять должность первого заместителя начальника Управления специальной связи по Северо-Западному региону. В 2023 году я принял предложение от руководителя ФГУП ГЦСС возглавить Управление специальной связи по Самарской области, с 4 декабря 2023 года являюсь начальником данного Управления. Женат, трое детей.
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
Автор: Андрей Введенский
