Юрий Щербаков: «В наших интересах не зависеть от западных санкций»
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2024 (октябрь)
ООО «Научно-Производственное Объединение «Рубин» является производителем самоходных сельскохозяйственных машин для внесения пестицидов, жидких и минеральных удобрений. Его опрыскиватели и разбрасыватели удобрений вот уже более двадцати лет востребованы на сельскохозяйственном рынке не только Самарской области и страны, но и за рубежом. В сентябре бренду исполнилось 22 года. Мы встретились с его основателем, директором НПО «Рубин» – Юрием Александровичем Щербаковым и поговорили об истории предприятия, его специфике и перспективах.
С&Г: Юрий Александрович, 25 сентября 2002 года считается официальной датой рождения бренда «Рубин». Как учредитель и идейный вдохновитель, вы наверняка помните, с чего всё начиналось?
Юрий Щербаков: «Рубин» начал свою историю в 2000 году как конструкторское бюро. Именно тогда родилась идея применить конструкции на пневмоходу в сельскохозяйственной отрасли. Тогда же мы занялись первыми разработками образцов наземных сельхозмашин на шинах низкого давления, а в 2002-м с командой работали уже над организацией производственного комплекса полного цикла, от проектирования до выпуска готовой продукции, и запускали опытную партию самоходных опрыскивателей на шинах сверхнизкого давления с объёмом ёмкости 600 литров.
Затем перешли к разработке модификаций и серийному производству, создав собственный бренд, который очень скоро стал узнаваем – наша продукция понравилась, потому что одним из главных её преимуществ стала работа на сельхозплощадях без технологической колеи, что очень актуально.
Постепенно компания полностью сосредоточилась на серийном производстве, в 2006 году КБ было преобразовано в научно-производственное предприятие и в 2010 году на территории Самарской области было создано ООО «НПО «Рубин». В качестве основных направлений его деятельности мы выделили разработку, проектирование, производство самоходных опрыскивателей и разбрасывателей минеральных удобрений на шинах сверхнизкого и низкого давления.
На сегодняшний день предприятие выпускает машины малого и среднего класса – до полутора и трёх тонн. Ежегодный объём производства составляет порядка 150 единиц техники.
С&Г: Получается, в этом году вас можно поздравить ещё и с совершеннолетием! 18 – возраст здоровых амбиций и подведения первых итогов.
Ю.Щ.: Если оглядываться назад, можно сказать, что в своё время мы рассчитали всё правильно – сделали ставку на разработку и изготовление перспективной техники для сельскохозяйственных нужд, привлекли к ней внимание аграрного сектора. Сначала это были местные фермеры, затем небольшие коллективные предприятия и КФХ, со временем – холдинги, федеральные государственные учреждения сельского хозяйства. На данном этапе инженерам удалось значительно расширить номенклатуру выпускаемой продукции, увеличить мощности производства, усовершенствовать и автоматизировать самоходки. Всё это способствовало расширению рынка сбыта, и сегодня наша техника без нареканий ездит не только по полям 35 регионов нашей страны, но также в Республике Беларусь и в Казахстане. Её с успехом применяют для защиты посевов от сорняков и вредителей, внесения различного вида удобрений, как, собственно, нами и задумывалось.
С&Г: Одно из главных преимуществ опрыскивателей «Рубин» состоит в том, что они не повреждают посевы. Правильно?
Ю.Щ.: Преимуществ много – наша техника конкурентоспособна, проста в использовании, надёжна, технологична и доступна по цене. Однако вы правы, работа без технологического следа – это основное назначение самоходных опрыскивателей, а также их главный козырь, который, кстати, существенно облегчает современным аграриям жизнь – у них отпадает необходимость подбирать опрыскиватели кратно ширине захвата посевного комплекса. Так происходит потому, что машины оснащены шинооболочками низкого и сверхнизкого давления. За счёт низкого удельного давления на грунт – 150 г/см2, они могут ездить по полям в любом направлении без ограничений, не повреждая зерновые даже в стадии кущения.
С&Г: Что это значит простыми словами?
Ю.Щ.: То, что если я сейчас лягу на асфальт, и по мне проедет мой опрыскиватель с объёмом ёмкости, например, 1200 литров и общим весом три тонны, я это совершенно спокойно переживу. Он не причинит вреда – настолько лёгок за счёт распределения давления на все свои шесть мягких колёс, которые мы за параметры называем «биг футами» – их ширина 530–600 мм, диаметр 1,3 м.
С&Г: Вы на самом деле позволили бы проехать по себе опрыскивателю?
Ю.Щ.: Своему – да. Я это делал, потому что уверен в продукции «Рубина». Таким наглядным и вдохновляющим способом можно проверить правдивость заявленных характеристик любого самоходного опрыскивателя из нашего сегмента.
Думаю, будет излишним говорить о том, что вся наша техника по своим параметрам и характеристикам достаточно часто превосходит возможности отечественных аналогов, что, кстати, было неоднократно нами доказано, в том числе официально. Например, в 2012 году на сравнительных испытаниях сельскохозяйственной техники, проводимых Минпромторгом РФ, НПО «Рубин» занял первую строчку рейтинга по сумме эксплуатационных показателей.
С&Г: Так кому же нужно сказать спасибо за это ноу-хау, принципиально изменившее подход к вопросу опрыскивания полей от вредителей? Ведь раньше это можно было сделать только с воздуха.
Ю.Щ.: До 1997 года подобная работа осуществлялась авиационным способом – на мотодельтапланах и лёгких самолётах, но коммерческая авиация попала под запрет, а известные нам прицепы были неудобны. Ещё, конечно, была сельскохозяйственная авиация – пестициды вносили с самолётов АН-2, но нам нужно было принципиально менять подход – назрела необходимость альтернативных решений.
В этом непростом деле нам помог Александр Александрович Нечай – краснодарский конструктор-любитель из станицы Медведковская, своими руками собравший полноценный наземный самоходный опрыскиватель, взяв за основу машину, которую в составе белорусской экспедиции в своё время десантировали на льды Южного полюса. Он её модернизировал, поставил на пневмоход, адаптировал, установил ёмкости, сделал штанги, поставил кабину. Тогда Александр Александрович показал нам свой продукт, накидал несколько идей, и специалисты «Рубина» вплотную занялись данным вопросом. Уже в 1999 году на предприятии «Конверсия-Аэро» был собран первый простенький экземпляр новой версии опрыскивателя, а потом уже мы постепенно его развивали, хотя до 2005 года он ездил без кабины.
С&Г: Если представить «Рубин» в виде пазла, из каких составляющих он будет собран?
Ю.Щ.: В настоящее время «Рубин» имеет в своём распоряжении капитальные производственные помещения для изготовления основных элементов, узлов и деталей, закрытые складские помещения, открытые площадки для хранения материалов и готовой продукции, офис. Для выполнения конструкторских и проектных работ есть современная компьютерная техника и специализированные программы, одним словом – все возможности, чтобы двигаться вперёд.
С&Г: Предприятие как-то взаимодействует с государством?
Ю.Щ.: С 2010 года посредством государственных закупок через электронные торговые площадки «Рубин» поставляет продукцию ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» и его филиалам. Все машины, а их за эти годы набралось более шестидесяти, конечно же, у нас на гарантии. По ним мы получаем только положительные отзывы, но если возникают вопросы – клиенты всегда могут обратиться к нашим дилерам, которые успешно работают в регионах, имеют склады, сервисные и ремонтные службы.
С&Г: Как решаете вопросы импортозамещения?
Ю.Щ.: Сейчас все, в том числе и мы, развернулись в сторону китайских и тайваньских партнёров, но некоторые вещи, например, комплектующие химической системы, мембранно-поршневые насосы, распылители и некоторые элементы гидравлики, по-прежнему – вот уже более двадцати лет – мы закупаем у проверенных поставщиков в Европе. На сегодняшний момент это неизбежно, потому что данные комплектующие в стране производить пока не научились. Однако курс на активное импортозамещение, конечно же, держим. Стараемся искать альтернативные пути и новых надёжных партнёров в России. Очень рады, что уже многое получается – зависеть от западных санкций не в наших интересах.
С&Г: Поделитесь планами на ближайшую перспективу?
Ю.Щ.: Ещё в 2022 году мы начали серьёзную работу по расширению линейки самоходных опрыскивателей на шинооболочках низкого давления, которые планируются к серийному производству уже во втором полугодии будущего года. Эту работу мы и продолжим, а заодно будем развиваться дальше – потенциал для этого есть.
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
Автор: Елена Пенина