Оглавление
5#2009
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Промышленность Самарской области
Спорт Самарской области
Транспорт Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы
Энергетика Самарской области

Современная модель российской экономики

— Самара
 

                                                                     Современная модель российской экономики

4–5 декабря в Самаре прошёл III Межрегиональный экономический форум «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики». Основными организаторами форума 2009 года выступили Правительство Самарской области, Министерство экономического развития РФ, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Площадкой его проведения стал Самарский государственный аэрокосмический университет.

                                                                    На форуме

Авторитет самарского форума подтверждается составом его участников. Это представители федеральных министерств и региональных органов власти, науки, руководители предприятий ключевых для страны и губернии отраслей, российских и международных финансовых структур, отечественные и зарубежные эксперты в области экономики и кластерной политики.

По своей сути кластер – это гибкая форма кооперации предприятий, научных и финансовых учреждений, которые ориентированы на использование современных технологий. Результатом их общих усилий должен стать выпуск продукции, соответствующей мировым стандартам.

Задачи форума очень точно объяснил на его открытии губернатор Владимир Артяков: «Кластерные инициативы – это основа современной инновационной модели российской экономики, – подчеркнул он. – А значит, всем нам требуется по-новому взглянуть на привычные экономические реалии. Самарский экономический форум – это та площадка, где в результате взаимодействия власти, бизнес-сообщества, экспертов предоставляется возможность выработать как базисные идеи, так и практические рекомендации для реализации эффективной экономической политики. Уверен, что выработанные нами предложения будут способствовать эффективному и устойчивому развитию экономики, росту уровня и качества жизни граждан».

Для достижения этих целей, по мнению ректора Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова Виктора Гришина, в современных кризисных условиях бизнесу необходимо объединиться вокруг власти, и на первом месте должна быть экономика, а не политические споры. «Успех экономических начинаний и реализации программ развития зависит от консолидации бизнеса и власти. Эти две важнейших составляющих любой экономики должны действовать согласованно», – заявил Виктор Иванович в ходе пленарной дискуссии.

В первый день на форуме работала дискуссионная площадка«ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОВОЛЖСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО КЛАСТЕРА, КЛЮЧЕВЫЕ ПРОЕКТЫ». Модераторами выступили министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин и заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергей Наумов. Этот круглый стол оказался наиболее представительным по участию гостей из Москвы и из-за рубежа, в частности, из Словении, Бельгии. Выработанные на нём предложения будут в ближайшее время представлены в правительственную комиссию по повышению устойчивости развития российской экономики под председательством первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова и лягут в основу программы развития российского автопрома и в том числе, конечно, АВТОВАЗа.  Важным его итогом стало определение списка участников Поволжского автомобильного кластера.

Одновременно проходил круглый стол «КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИЙ, МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ»модератор генеральный директор федерального Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Сергей Поляков. Участниками круглого стола были разработаны конкретные предложения по участию предприятий малого инновационного бизнеса Самарской области в программах Фонда и по взаимодействию нашей инновационной системы с федеральными структурами.  В плодотворных дискуссиях прошёл круглый стол «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КЛАСТЕРОВ», посвящённый подготовке кадров для наших инновационных кластеров. Его вели ректор Российской экономической академии им. Плеханова Виктор Гришин и министр образования и науки Самарской области Дмитрий Овчинников. «Сегодня с учётом потребностей экономики будущего каждый вуз уже примерно представляет себе направления подготовки кадров и, самое главное, – что нужно делать, чтобы подготовка кадров не отставала, а опережала требования будущей экономики», – резюмировал итоги этого круглого стола министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Габибулла Хасаев.

Чрезвычайно интересной оказалась и научно-практическая конференция «ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВТОРИЧНЫХ РЕСУРСОВ. ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ВТОРИЧНЫХ РЕСУРСОВ». Дискуссия развивалась по двум направлениям: кластерный подход в организации сбора и переработки твёрдых бытовых отходов и создание системы так называемого рециклинга. Как известно, наша область с 1 января станет участником эксперимента по утилизации старых автомобилей. Его суть в том, что, сдав в утиль старый автомобиль, его владелец получает сертификат на 50 тысяч рублей для покупки нового.

– Эксперимент направлен, прежде всего, на стимулирование продаж автомобилей, но здесь есть и серьёзная экологическая составляющая, – отметил министр природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Дмитрий Азаров. – Старые машины должны утилизироваться в соответствии с современными нормами и требованиями. Оптимально для экологии и эффективно для экономики рециклинг возможен у нас в области только с привлечением мощностей АВТОВАЗа. Здесь, считает министр, логичнее всего создать так называемый обратный конвейер по разборке старых автомобилей и последующей их переработке, тем более что на АВТОВАЗе есть для этого и свободные производственные площадки, и квалифицированные кадры.

По подсчётам экспертов, губерния, следуя разработанной на основе кластерного подхода областной целевой программе модернизации обращения с отходами, может зарабатывать до 3,5 миллиардов рублей ежегодно.

Параллельно в манеже аэрокосмического университета впервые проходила выставка инвестиционных проектов Самарской области. Кроме приоритетных проектов Правительства Самарской области, инновационных проектов наших институтов развития, все 37 городских округов и муниципальных районов Самарской области представили свои инвестиционные предложения. Это был первый и очень полезный в первую очередь для самих территорий опыт по привлечению инвестиций.

Второй день форума начался с Международной Азиатско-Европейской научно-практической конференции «ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПОДДЕРЖКИ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ». В ней приняли участие более 100 человек, среди них представители федеральных структур – регуляторов финансовых инструментов рынка, Центробанка РФ, финансовых компаний, бюджетного сектора. В итоге были выработаны 2 законодательные инициативы, много предложений, в том числе касающихся активизации работы Торгово-промышленной палаты.

На Международной научно-исследовательской конференции «НАНОТЕХНОЛОГИИ – ШАНС УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БУДУЩЕГО» самарскими учёными, их коллегами из других регионов и из Германии были представлены глубокие исследования по применению нанотехнологий в различных областях, например, в создании новых оптических, медицинских материалов. Выступление управляющего директора управления по инфраструктурной деятельности ГК «Роснанотех» Евгения Евдокимова дало участникам конференции представление о ближайших планах госкорпорации по развитию в стране сети нано-центров, созданию промежуточной менеджерской структуры.

Одновременно проходил круглый стол «КЛАСТЕРЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЬ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ МОНОПРОФИЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ». Модераторами были два заместителя министров федеральных министерств – Министерства регионального развития, Министерства промышленности и торговли РФ, а также президент НОУ «Тольяттинская академия управления».

Все материалы форума в ближайшее время будут обобщены и размещены на интернет-сайте Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

– Ценность прошедшего форума, – отметил Габибулла Хасаев, подводя его итоги, – в большом количестве полезных предложений, высказанных участниками по самым разным направлениям экономики. Все они будут внимательно изучены и обобщены, с тем чтобы наиболее ценные были использованы в практических целях на благо развития губернии». 

КЛАСТЕРНЫЕ ЗОНЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 

Самарская область является одним из ключевых регионов промышленного ядра России. В основу долгосрочной стратегии социально-экономического развития области (на период до 2020 года) положен кластерный подход, позволяющий формировать центры роста экономики региона в наиболее конкурентоспособных, высокотехнологичных отраслях: авиационно-космической, нефтехимической, автомобилестроительной, транспортно-логистической.

Мировой финансовый кризис оказал достаточно серьёзное влияние на темпы развития важнейших региональных кластеров. Вместе с тем, кластерная политика, как гибкий рыночный инструмент регионального развития, доказала свою перспективность. 

АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР подтвердил конкурентные преимущества, основанные на мощной научно-технологической, конструкторской базе и прорывных управленческих технологиях. Несмотря на непростые финансово-экономические условия, индекс промышленного производства на предприятиях кластера составил за январь–октябрь 2009 г. 142%.

В первую очередь, позитивная динамика обусловлена развитием ракетно-космического производства, представленного федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс». Одним из важнейших проектов, который продолжает комплекс работ по модернизации ракет-носителей «Союз», для предприятий кластера в настоящее время является ракета-носитель «Русь-М».

Также осуществляется комплекс работ по созданию экологически чистых ракет-носителей лёгкого класса, обеспечивающих выведение космических аппаратов на низкие и средние орбиты.

При непосредственном участии «ЦСКБ-Прогресс» заканчивается строительство международного космодрома в Куру (Французская Гвиана), с которого будут осуществляться запуски коммерческих аппаратов адаптированной ракетой-носителем «Союз-СТ». Первый пуск запланирован на 2010 год.

Ведущее место в развитии кластера занимает СГАУ, где осуществляется подготовка высокопрофессиональных кадров и разрабатываются конкурентоспособные геоинформационные и космические технологии. В университете поставлена задача создать мощный компьютерный центр (суперкомпьютер) с целью сохранения конкурентоспособности и лидирующих мировых позиций в области создания новых поколений авиационной и ракетно-космической техники, а также расширения использования в экономике геоинформационных технологий на базе межвузовского медиацентра и созданного при участии Правительства Самарской области Поволжского центра космической геоинформатики.

Перспективные направления развития авиакосмического кластера связаны с реализацией ряда проектов, среди которых: создание ближнемагистрального самолёта Ан-140 (ОАО «Авиакор-Авиационный завод»), воспроизводство не имеющего в мире аналогов авиационного двигателя НК-32 (ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова»), серийное производство сверхмощных энергетических установок с использованием конвертированных авиационных газотурбинных двигателей (ОАО «Моторостроитель», ОАО «Самарское конструкторское бюро машиностроения»).

Особенностью авиационно-космического кластера является использование его уникального инновационного потенциала в интересах других секторов экономики – медицины, приборостроения, метеорологии, картографии, автопрома и других.

КЛАСТЕР НЕФТЕДОБЫЧИ И НЕФТЕПЕРЕ-РАБОТКИ Самарской области оказался устойчивым к влиянию мирового финансового кризиса. За январь–октябрь текущего года нефти добыто 10,7 млн. тонн, что почти на 10% больше, чем за 10 месяцев прошлого года; газа – 367,1 млн. кубометров, что на 40,2% превышает газодобычу января–октября 2008 года. Объёмы производства основных нефтепродуктов нефтеперерабатывающими предприятиями области незначительно отличаются от уровня докризисного периода (января–октября 2008 года): производство автомобильного бензина немного снизилось – на 1,6%, а выпуск дизтоплива превысил уровень выпуска 10-ти месяцев прошлого года на 1,3%, мазута – на 1,7%.

Конкурентоспособность кластера обеспечивается масштабными инвестиционными проектами, запланированными на 2010–2014 гг., которые предусматривают разработку перспективных месторождений, ввод в действие новых и эксплуатацию законсервированных скважин, применение современных технологий добычи углеводородов. Инновационные подходы позволят увеличить добычу нефти с 9,5 млн. тонн в 2008 году до 11 млн. тонн в 2014 году и повысить уровень использования попутного нефтяного газа до 95%.

Рост объёмов добычи углеводородного сырья будет стимулировать развитие его переработки. В 2010–2012 годах усилия нефтеперерабатывающих заводов будут направлены на строительство новых, модернизацию и реконструкцию действующих установок переработки нефти с использованием современных технологических процессов, что позволит увеличить глубину переработки нефти и обеспечить производство качественных нефтепродуктов. Главной практической целью является доведение к 2012 году качества всех видов моторных топлив, выпускаемых самарскими нефтеперерабатывающими заводами, до стандартов Евро-4 и Евро-5.

Активное участие в разработке и реализации инновационных проектов примут учёные Самарского государственного технического университета, специалисты ОАО «Самаранефтегеофизика», ФГУП «Волжское отделение Института геологии и разработки горючих ископаемых», ОАО «Гипровостокнефть», ООО «Самара-НИПИнефть», ОАО «Самаранефтехимпроект» и ряда других исследовательских организаций. 

ХИМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР, значительно ориентированный на экспортные поставки, несмотря на ухудшение конъюнктуры мирового рынка, имеет неплохие перспективы. Развитие кластера будет происходить за счёт реализации крупных инвестиционных проектов по модернизации действующих и строительству новых производств с применением инновационных технологий. Среди наиболее значимых проектов:

 строительство установки по выпуску полиамида-6 текстильного качества мощностью 50 тыс. т/год; строительство установки по производству бензола; строительство энергоэффективного производства циклогексанона (ОАО «КуйбышевАзот»);

 реконструкция производства карбамида и глубокая переработка метанола (ООО «ТольяттиАзот»);

 наращивание мощностей производства бутилкаучука до 53 тыс. тонн в год; наращивание мощностей производства бутадиена и сопутствующих производств до 100 тыс. т/год; наращивание мощностей производства изопрена с применением технологии одностадийного синтеза до 100 тыс. т/год (ООО «Тольяттикаучук»);

 увеличение объёма выработки пропана на установке ЦГФУ-3; реконструкция установки для производства высокооктановой добавки к автомобильным бензинам ТАМЭ (ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания»);

 строительство производства граммонитов и гранулитов методом холодного смешения; строительство производства монометиланилина мощностью 36 тыс. т/год; строительство производства азотной кислоты мощностью 70 тыс. т/год; строительство производства концентрирования серной кислоты (ОАО «Промсинтез»).

Для обеспечения сбалансированного развития основных секторов экономики разработана Стратегии развития нефтехимического комплекса Самарской области на период до 2015 года, которая предусматривает развитие кооперационного сотрудничества между предприятиями нефтедобычи, нефтепереработки и химического кластера. 

АВТОМОБИЛЬНЫЙ КЛАСТЕР Самарской области прошел серьёзное испытание на прочность в условиях мирового финансово-экономического кризиса. ОАО «АВТОВАЗ» начал проводить масштабную реструктуризацию производства, направленную на концентрацию усилий компании на автосборочном бизнесе. Этот процесс сопровождается выводом непрофильных активов, в том числе объектов социальной сферы, оптимизацией численности работников, изменением взаимоотношений с поставщиками, разработкой новой программы обновления модельного ряда. Со стороны государства автозаводу оказывается финансовая поддержка, содействие в передаче с баланса предприятия в муниципальную, областную и федеральную собственность объектов социальной сферы. Параллельно на федеральном уровне с участием всех заинтересованных структур разрабатывается посткризисная программа развития ОАО «АВТОВАЗ».

В сложившихся условиях критически важным не только для автомобильного кластера, но и для всего региона является проект создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Самарской области. Эта мера государственной поддержки позволит вывести на новый уровень региональных производителей автокомпонентов, которых в регионе насчитывается 321 предприятие с общей численностью занятых около 100 тыс. человек. В условиях сокращения объёмов производства на ОАО «АВТОВАЗ», они смогут переориентировать свои производственные программы на нужды автопроизводителей в других регионах Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья, сохранить рабочие места и диверсифицировать свои производственные программы. 

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСИЙ КЛАСТЕР – базовой предпосылкой его развития на территории Самарской области являются географические условия, определяющие выгодное расположение региона относительно транспортных путей. Кроме того, в регионе как следствие высокого уровня развития промышленности присутствуют крупные грузовладельцы, а также развитая транспортная инфраструктура.

Самарская область является одним из наиболее значимых в России транспортных узлов. На территории области сформировалась крупнейшая в Приволжском федеральном округе транспортная система, находящаяся на пересечении международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток» и обеспечивающая транспортные связи федерального и регионального значения во всех направлениях.

В рамках развития системы международных транспортных коридоров по территории России Самарский транспортный узел способен стать одним из основных центров грузопереработки и консолидации транзитных и экспортно-импортных грузопотоков в евроазиатских связях.

Транспортно-логистический комплекс Самарской области представлен всеми видами транспорта кроме морского. При этом ведущая роль отведена таким организациям, как филиал ОАО «РЖД» – Куйбышевская железная дорога, ОАО «Международный аэропорт «Курумоч», ОАО «Самарский речной порт», ОАО «Порт Тольятти», автотранспортным и логистическим компаниям.

В рамках развития транспортно-логистического кластера предполагается реализовать ряд крупных стратегических инфраструктурных проектов, которые условно можно разделить на две группы.

Первая группа – это проекты, направленные на развитие транспортной сети области (повышение пропускной способности автодорожной сети, ликвидация узких мест на подходах к крупным городам и транспортным узлам):

 строительство двух мостовых переходов «Кировский» и «Фрунзенский» через реку Самару в г. о. Самара;

 строительство первоочередного объекта в составе автодорожного маршрута «Центр – Поволжье – Урал» на территории Самарской области автомобильной дороги «Урал» – «Обводная г. Самары» с мостовым переходом через реку Волгу в районе городского округа Октябрьск.

Ко второй группе относятся проекты, связанные с развитием транспортно-логистической инфраструктуры региона:

 реконструкция и модернизация международного аэропорта «Курумоч»;

 строительство нового аэровокзального комплекса международного аэропорта «Курумоч»;

 строительство объектов региональной транспортно-логистической системы Самарской области.

Серьёзным шагом на пути интеграции области в международные транспортные коридоры может стать создание Региональной транспортно-логистической системы Самарской области (РТЛС). Основной целью проекта является развитие объектов транспортной инфраструктуры Самарской области и повышение эффективности контейнерных перевозок грузов, а также создание современного автоматизированного транспортно-логистического комплекса со складскими площадями класса А, который позволит обеспечить высокое качество оказываемых услуг по конкурентоспособной цене, а также окупаемость и требуемую доходность финансовых вложений.

Оценка потенциала кластеризации Самарской области свидетельствует о возможности реализации крупных инвестиционных проектов в рамках туристско-рекреационного кластера, формирования лесного кластера в северо-восточном субрегионе Самарской области, кластеров использования вторичных ресурсов и других.