Оглавление
5#2009
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Промышленность Самарской области
Спорт Самарской области
Транспорт Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы
Энергетика Самарской области

Автопром Автокомпоненты 2009

— Тольятти
 

                                                                  АВТОПРОМ АВТОКОМПОНЕНТЫ 2009

С 27 по 29 октября в выставочном комплексе «Теннис Центр» г. Тольятти состоялась третья Международная специализированная выставка-форум «Автопром. Автокомпоненты 2009». Организаторами выставки-форума выступили «Экспо-Тольятти» и RTE-Group. Партнёрами мероприятия стали Правительство Самарской области, ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «Объединённые Автомобильные технологии», аналитическое агентство «Автостат» и Национальная ассоциация производителей автокомпонентов (НАПАК).

В выставке-форуме принимало участие не так много компаний, как в прошлые годы. Ограниченное количество участников – всего 57 – легко объяснить тяжёлой экономической ситуацией, сложившейся в настоящее время в отечественном автопроме. Но несмотря на кризис, свои выставочные стенды оформили компании из России, Словении, Японии и Германии. В деловой части форума приняли участие более 300 руководителей предприятий – поставщиков автокомпонентов.

В день открытия, 27 октября, внимание гостей выставки в зале привлекали два авто: первое – эффектная модель LADA Priora Sport белого цвета, расположившаяся в центре экспозиции. Второе – небольшой спортивный автомобиль класса «Формула Студент». Ярко-красного красавца представляли создатели и разработчики – группа студентов Тольяттинского госуниверситета под руководством Сергея Синельникова, Игоря Иванова и Александра Скрипачева. Этот болид современного дизайна может развивать скорость до 200 км/ч. Он создавался специально для участия в международном студенческом состязании команд технических вузов Formula Student. Как рассказали проектировщики, сегодня это молодёжное соревнование заразило весь мир – его этапы проходят в таких странах, как Великобритания, Германия, Австралия, США, Япония и Италия. Россия начала участвовать в гонках с 2007 года. В этом году в состязаниях принимали участие два российских вуза – Московский автомобильно-дорожный институт и Тольяттинский государственный университет.

Деловая программа выставки-форума «Автопром. Автокомпоненты 2009» оказалась очень насыщенной. В первый день работы было запланировано сразу несколько интересных мероприятий – пленарное заседание, организованное ОАО «АВТОВАЗ», посвящённое тенденциям развития мирового и российского авторынка, круглый стол «Локализация производства иностранных автокомпонентов. Инвестиционная привлекательность Самарской области» (организаторы – самарский минэкономразвития и ОАО «Объединённые автомобильные технологии») и презентация компании «Роберт Бош» (Германия).

В следующие два дня на выставке можно было посетить круглый стол по проблемам и перспективам малого и среднего бизнеса в сфере производства автокомпонентов и запасных частей, который организовала НАПАК. Компания «Восток Транзит» показала презентацию индустриальных и автомобильных масел ТНК. АВТОВАЗ совместно с Министерством промышленности, энергетики и технологий Самарской области и НП «Поволжский клуб качества» провёл круглый стол, посвящённый управлению качеством автомобильной и автокомпонентной промышленности и проблемам бережливого производства. В третий и последний выставочный день работала биржа деловых контактов. Также в этот день можно было поучаствовать в работе ещё одного круглого стола, организованного ОАО «АВТОВАЗ», темой которого стали перспективы поставок автокомпонентов на автозавод.

Гвоздём деловой программы выставки-форума стало пленарное заседание, посвящённое тенденциям развития мирового и российского автопрома. Оно собрало довольно много слушателей – представителей компаний, производящих автокомпоненты и запчасти. В числе самых острых вопросов заседания были стратегия развития АВТОВАЗа до 2014 года, перспективы бренда LADA, вопросы реструктуризации производства и пути развития российской автомобильной промышленности.

Иван Бабушкин, заместитель министра промышленности, энергетики и технологий Самарской области:

– При планировании выставки «Автопром. Автокомпоненты 2009» у организаторов и партнёров не было сомнений, стоит ли открывать её в столь непростое для автопрома и волжского автогиганта время. По мнению ряда экспертов, восстановление отечественного авторынка, хотя бы на уровне 2008 года, планируется лишь к 2014 году. С другой стороны, организаторам было необходимо узнать точку зрения участников авторынка – производителей машин, автокомпонентов и запчастей, которые напрямую зависят от того, как будет развиваться волжский автозавод. Стратегия его развития до 2014 года была утверждена советом директоров предприятия в конце сентября 2009 года.

Ирина Баклашова, директор по стратегическому управлению ОАО «АВТОВАЗ»: 

– Главными задачами предприятия являются выход на рентабельность, сохранение лидерства на рынке легковых автомобилей Российской Федерации (с учётом постановки на производство новых моделей автомобилей) и наилучшего соотношения цена-качество. При этом на период до 2014 года АВТОВАЗ ставит перед собой следующие стратегические цели: обеспечить положительную доходность на вложенный капитал, удержать низкие цены на производимые автомобили и обновить модельный ряд, а также повысить качество продукции и снизить накладные издержки. Кроме того, руководство предприятия запланировало реорганизацию производства в комплексе с образованием дополнительных рабочих мест в рамках Тольяттинского автомобильного кластера.

 Стратегическим рынком АВТОВАЗа является Россия. Компания фокусируется на бюджетном и ультрабюджетном ценовых сегментах автомобильного рынка, в которых цена автомобиля ниже 400 тыс. рублей. В ближайшем будущем произойдёт существенное обновление модельного ряда. Так, с 2012 года планируется производство нового семейства автомобилей LOW COST (sedan и hatch), созданного на платформе автомобиля LADA Kalina. Объём выпуска автомобилей этого семейства предполагается до 300 тысяч в год. Средневзвешенная розничная цена этих автомобилей составит порядка 230 тыс. рублей. В ряду моделей под брендом LADA появится и новый RF 90. Продолжится выпуск LADA 2105/07, LADA Samara, LADA Kalina, LADA Priora и LADA 4x4.

Наличие партнёра в лице Renault расширяет возможности предприятия по разработке новых легковых автомобилей, а созданный на территории Тольятти и всей Самарской области автомобильный кластер может стать мощным положительным фактором в развитии российского автопрома. Кроме того, имеются существенные резервы по развитию дополнительных бизнес-направлений – производство автокомпонентов, запчастей, станкостроение и оказание финансовых услуг.  

Франк Венде, член правления ОАО «Объединённые автомобильные технологии»: 

– В сегодняшней ситуации, когда сотни компаний по производству запчастей и автокомпонентов находятся в тяжёлом финансовом положении, АВТОВАЗ является основным рынком для большинства производителей. Нужно диверсифицировать рынок, становиться поставщиками и для других автопроизводств, которые есть в России.

 Дмитрий Осипов, руководитель комитета по международным связям НП «НАПАК»: 

– Начало стремительного сокращения объёма производства автокомпонентов и запчастей в мировом автопроме было отмечено в 1 квартале 2009 года, сокращение составило 38% в сравнении с аналогичными показателями 1 квартала прошлого года. Согласно прогнозам экспертов, надо ожидать резкое снижение выработки сборочных заводов – до 10,5 млн. автомашин в год. Если в 2007 году в мире было произведено около 73,2 млн. автомашин, то в 2009 году эта цифра не достигнет даже 60 млн. Объёмы промышленной сборки сократились на 65%. И до середины 2010 года вряд ли стоит ожидать какого-либо роста.

Хуже всего пришлось российскому автопрому – в нашей стране показатели падения перевалили за 50%. В кризис повезло лишь моделям иностранных брендов, доля рынка которых за период январь–июнь 2009 года расширилась.

Чего ждать в таких условиях отечественным производителям автозапчастей и компонентов? Нужно приспосабливаться к нынешним условиям: менять стратегии, используя стратегию агрессивной реструктуризации бизнеса. При этом естественно возникает необходимость проведения серьёзной работы по снижению издержек производства.

С другой стороны, определённые надежды российского автопрома связаны с сегментами грузовых автомобилей и автобусов – здесь преобладает продукция отечественных производителей. У российских производителей есть база, позволяющая выпускать автокомпоненты любого уровня, для любых автомобилей. Минус в том, что нет собственной инжиниринговой базы. Пережить кризис российским производителям автокомпонентов поможет и вторичный рынок компонентов и запчастей, то есть рынок конечного потребителя.  

Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат»: 

– На сегодняшний день ежемесячный объём продаж легковых автомашин в стране составляет 100–110 тыс. штук. Это самые низкие показатели продаж, которые можно сравнить лишь с данными 2005–2006 годов. Ниже этого уровня российский автопром уже не упадёт. Помогут поднять авторынок два важных фактора: рост доходов населения и доступность автокредитов. За последний год-полтора рынок автокредитования обрушился в 10 раз: возникли серьёзные риски потенциальных невозвратов, и ставки по автокредитам возросли с 10% до 20%. Спустя год после начала кризиса банки возвращаются на рынок кредитования и предлагают лучшие условия автокредитования. Но доходы населения пока снижаются, что идёт в минус отечественным производителям легковых автомашин.

Если говорить о российском рынке компонентов, то нужно отметить, что его ёмкость увеличилась с $46,45 млрд. в 2008 году до $55 млрд. в текущем 2009 году. Я уверен, что благодаря вторичному рынку автокомпонентов многие предприятия смогут выдержать кризис. 

По мнению экспертов, в России отсутствует единая концепция развития автопрома. Поэтому необходимо создать такую концепцию развития автопрома, чтобы зарубежные инвесторы поняли: собирать и производить машины в России выгодно. Будущие же перспективы российских автозаводов кроются в разработке и выпуске новых моделей, обновлении модельного ряда. Возможности для роста автомобильной промышленности в стране есть.

 

Автор: Любовь Вирясова


Автор:Любовь Вирясова