Оглавление
5#2009
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Промышленность Самарской области
Спорт Самарской области
Транспорт Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы
Энергетика Самарской области

Сохранить стабильность

— Самара
 

                                                                                      Олег Фурсов

Одним из наиболее острых вопросов, волнующих население нашей страны сегодня, остаётся проблема сохранения рабочих мест. О том, какая ситуация с безработицей в нашей губернии сложилась к концу 2009-го года и какие меры принимаются для снижения напряжённости на рынке труда, мы беседуем с руководителем Департамента труда и занятости населения Самарской области Олегом Фурсовым.

– Олег Борисович, какова сегодня ситуация на рынке труда Самарской области?

– На рынке труда области сохраняется незначительный рост безработицы. Численность официально зарегистрированных безработных на 16 декабря 2009 года составила по области 52,5 тыс. человек, уровень безработицы – 3,0%. Рост напряжённости на рынке труда области обусловлен, в основном, сложностями отраслевых рынков труда, а не тотальным сокращением занятости населения. Сейчас темпы роста безработицы существенно замедлились, особенно в сравнении с концом 2008 года и I кварталом этого года. Для сравнения: ежемесячно в период с ноября по апрель численность безработных увеличивалась на 4,4 тыс. человек, а с мая по октябрь – в среднем по 860 человек в месяц. Соответственно ситуация с численностью безработных сейчас не критическая, а если рассматривать этот показатель в среднем за месяц, то благодаря нашим активным действиям на рынке труда в текущем году он не превысит 42,3 тыс. человек и будет ниже, чем предполагалось. 

– Как повлияло на общую картину сокращение численности работников ВАЗа?

– Реальное высвобождение работников в масштабах ОАО «АВТОВАЗ» в 2009 году было незначительным и не отличалось существенно от увольнения работников в связи с сокращением в прошлые годы (по официальным данным, с начала высвобождения до 16.12.2009 г. – 497 человек). Численность работников ВАЗа сократилась в этом году не за счёт высвобождения персонала, а из-за того, что из структуры завода был выведен Комбинат общественного питания. На ситуацию на рынке труда г. о. Тольятти в большей степени повлияло увольнение персонала других предприятий, сокращение потребности предприятий в рабочей силе, вследствие чего увеличилась «нагрузка» незанятых граждан на 1 постоянное вакантное место (в декабре – 11 человек).

В сентябре текущего года ОАО «АВТОВАЗ» уведомил службу занятости населения о предполагаемом высвобождении своих работников в период с декабря 2009 года по середину февраля 2010 года в количестве почти 5 тыс. человек. В настоящее время персональные сведения о высвобождении, запланированном в указанный период, представлены в службу занятости на 3,3 тыс. человек.

По информации ОАО «АВТОВАЗ», под программу выпуска автомобилей в 2010 году по ОАО «АВТОВАЗ» определена целевая численность 71,3 тыс. человек. Программа занятости высвобождаемой численности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.11.2009 № 902 «О дополнительных мерах по снижению напряжённости на рынке труда Самарской области», предусматривает их перевод во вновь созданные дочерние общества. Других высвобождений в 2010 году не предполагается. 

– Какие должности и профессии пользуются у работодателей повышенным спросом?

– Потребность в работниках, заявленная работодателями, составляет 8,1 тыс. человек на 16.12.2009 г. Характер безработицы в Самарской области, как в прежние годы, так и сейчас обусловлен несоответствием профессионального состава безработных имеющимся вакансиям. Но у тех, кто имеет рабочие профессии, шансы найти работу выше.

В целом по области нагрузка безработных на 1 постоянное рабочее место составляет 8,6 человек. С помощью службы занятости в текущем году работу нашли более 110 тыс. человек, или 58% из числа обратившихся.

Среди безработных, имеющих рабочие профессии, наибольшее число приходится на водителей, слесарей, продавцов, уборщиков, разнорабочих, сторожей и кладовщиков; среди служащих – на бухгалтеров, менеджеров, инженеров, охранников, кассиров и мастеров.

В распоряжении службы занятости в основном имелись вакансии для кондукторов, водителей, слесарей, штукатуров, продавцов, а также для разнорабочих, подсобных, дорожных и других рабочих, уборщиков, дворников; для специалистов и служащих больше всего имелось вакансий по специальностям: врач, медицинская сестра, агент, менеджер, инженер. 

– Какие меры принимаются областной службой занятости для снижения напряжённости на рынке труда Самарской области?

– В целях снижения напряжённости на рынке труда, предупреждения резкого роста численности безработных граждан и уровня безработицы в Самарской области реализуется Программа дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Самарской области на 2009 год. Целью Программы является повышение конкурентоспособности работников, находящихся под риском увольнения, и стимулирование работодателей к сохранению существующих и созданию новых рабочих мест. Для этого проводится опережающее профессиональное обучение, стажировка выпускников образовательных учреждений, оказывается содействие безработным гражданам в организации собственного дела, а также организуются общественные и временные работы. В течение года Программа дважды корректировалась, в результате чего объём финансирования был увеличен с 788,2 млн. рублей до 1854,5 млн. рублей. Потребность в увеличении объёмов возникла благодаря тому, что государственная поддержка стала доходить до людей, а предприятия проявили заинтересованность в участии в мероприятиях Программы.

В мероприятиях Программы в целом приняли участие 127,7 тыс. человек. Сумма израсходованных средств составила около 1,8 млрд. рублей. По отдельным направлениям ситуация выглядит следующим образом:

– приступили к обучению свыше 9,4 тыс. человек, при этом израсходовано свыше 19 млн. рублей;

– во временных работах (общественные работы, временное трудоустройство, стажировка) приняли участие 99,7 тыс. человек. Затраты составили 776,1 млн. рублей;

– заключены договоры с целью обеспечения занятости 14651 работника ОАО «АВТОВАЗ» (дочерних акционерных обществ ОАО «АВТОВАЗ»);

– получили финансовую помощь на организацию собственного дела 4 тыс. безработных граждан на сумму 235,2 млн. рублей (из них: 1286 человек проживают в городских округах Самарской области, 2714 человек – жители муниципальных районов). При этом 700 безработных граждан прошли профессиональное обучение основам предпринимательской деятельности. Данный вид обучения был наиболее востребован в сельских районах Самарской области (500 человек). Обучение носило выездной характер (преподаватели сами выезжали в районы).

Безработные граждане, получившие материальную поддержку от службы занятости, открывали собственное дело в различных сферах деятельности.

Ими было организовано: 85 цехов по изготовлению строительных материалов, 12 цехов по производству корпусной мебели, 80 автомобильных мастерских, 90 ателье и швейных мастерских, 80 мастерских по ремонту компьютеров и вычислительной техники, 679 магазинов по продаже продовольственных и непродовольственных товаров, 135 фирм по оказанию транспортных услуг (грузоперевозки, такси), 70 фирм по оказанию бухгалтерских и юридических услуг, 67 фирм, оказывающих услуги по строительству и ремонту, 75 фирм по оказанию коммунальных услуг, 15 фирм по оказанию клининговых услуг (химчистка), 7 фирм по оказанию геодезических услуг, 48 мини-пекарен и кондитерских цехов, 23 мини-кафе, 17 фирм по организации отдыха и развлечений, 42 фотосалона, 15 туристических агентств, 18 риэлторских агентств, 13 рекламных агентств, 97 парикмахерских и косметологических салонов, 20 фитнес-центров, 10 танцевальных студий, 12 соляриев и др. Кроме того, предпринимателями (из числа бывших безработных граждан) были организованы: 10 студий детского дошкольного образования, 3 мини – детских сада, 2 аптеки, 3 стоматологические клиники, 5 ветеринарных клиник, 5 витражных мастерских, 5 свадебных салонов, 4 службы знакомств, социальная служба, социальный продуктовый магазин, прачечные, фирмы по производству полиграфической продукции, издательство, арт-клуб, оружейная мастерская и т. д.

В муниципальных районах Самарской области приоритетным направлением предпринимательской деятельности является производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах (около 70% жителей села зарегистрировались в данной сфере деятельности).

Создано свыше 2 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств по производству и реализации мясной, молочной, овощной и рыбной продукции.

В результате оказанной поддержки предприниматели из числа бывших безработных граждан закупили: крупный рогатый скот – 2500 ед., свиней – 4500 ед., овец – 1300 ед., лошадей – 110 ед. и др.; было организовано 20 кролиководческих мини-ферм, 70 пчеловодческих пасек, 80 птицеферм и др.

Одной из основных трудностей для жителей села, организующих предпринимательскую деятельность, является сбыт производимой в фермерских хозяйствах продукции (особенно эта проблема актуальна для отдалённых от крупных городов районов – м. р. Клявлинский, Шенталинский, Шигонский, Челно-Вершинский и т. д.). Решением данной проблемы является создание потребительских сбытовых кооперативов – как государственных, так и из числа предпринимателей (бывших безработных граждан).

На сегодняшний день в ряде муниципальных районов предпринимателями (из числа бывших безработных граждан) были созданы: пункты приёма молочной продукции у населения (муниципальный район Нефтегорский), торгово-закупочные организации мясной и молочной продукции (муниципальные районы Красноярский, Борский, Хворостянский, Большеглушицкий, Приволжский и т. д.).

Для организации и внедрения кооперативов, организаторами которых являются бывшие безработные граждане, Департаментом труда и занятости населения Самарской области были разработаны методические рекомендации по созданию производственных кооперативов. Рекомендации включают в себя блок-схемы действий гражданина по организации производственного кооператива, описание этапов создания производственного кооператива, проект соглашения о намерениях создания производственного кооператива, перечень документов, подтверждающих регистрацию производственного кооператива.

Кроме того, Департаментом труда и занятости населения Самарской области были проведены рабочие встречи с представителями Облпотребсоюза по вопросам организации пунктов приёма сельскохозяйственной продукции, производимой в фермерских хозяйствах.

В ряде районов (Богатовский, Кошкинский) благодаря взаимодействию с административными структурами района были организованы магазины, принимающих продукцию, производимую в фермерских хозяйствах. Данную продукцию впоследствии реализуют по ценам ниже рыночных.

163 безработных гражданина, получивших материальную поддержку со стороны службы занятости, приняли участие в конкурсе на получение субсидий (грантов) на открытие собственного дела, предоставляемых департаментом развития предпринимательства Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Участие в конкурсе приняли безработные граждане, проживающие во всех муниципальных районах Самарской области. Размер субсидий, предоставляемых участникам, не превышает
300 тыс. рублей.

Наиболее активно занимаются переобучением сотрудников ОАО «АВТОВАЗ», «ЦСКБ-Прогресс», Самарский металлургический завод, ООО «Детальстройконструкция», ЗАО «Самарская кабельная компания», ОАО «Тольяттихлеб» и другие. Предприятия проводят подготовку и переподготовку по рабочим профессиям: стропальщик, токарь, фрезеровщик, слесарь механосборочных работ, оператор станков с программным управлением, водитель погрузчика и повышают квалификацию специалистов в области информационных технологий, менедж-мента, правового регулирования, бухгалтерского учёта.

В мероприятиях временной занятости принимают участие как небольшие организации, так и крупные промышленные предприятия. Среди них «ЦСКБ-Прогресс», ОАО «Тяжмаш», где проходят стажировки выпускников; ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «Моторостроитель», проводящие временные работы; ООО «Самараавтожгут», организующее общественные работы.

На федеральном уровне Самарский регион находится в числе лидеров по объёмам финансирования антикризисной программы, а также по численности участников общественных и временных работ.

Так, по итогам 11 месяцев текущего года Самарская область занимала 4 место по фактическому количеству участников временных и общественных работ среди 82 регионов РФ, уступая только республике Татарстан, Кемеровской и Челябинской областям. По объёму средств, в рамках заключённых договоров на эти мероприятия, – 3 место, уступая республике Татарстан и Кемеровской области. 

Несмотря на то, что в Программу уже включились многие организации, работники которых находятся под риском увольнения, ещё не все работодатели воспользовались мерами, которые она предлагает. Поэтому мы регулярно проводим совещания, участвуем в заседаниях антикризисных штабов, проводимых органами местного самоуправления, в собраниях профсоюзного актива и т. д., где предметно рассматриваем участие в программе проблемных предприятий. Мы принимаем все необходимые меры, чтобы средства господдержки были доведены до людей, чтобы сохранить кадры и рабочие места на предприятиях.

Департаментом проводилась серия кустовых совещаний с участием глав муниципальных образований и руководителей предприятий, на которых предметно рассматривались вопросы исполнения Программы, особенности работы персонала центров занятости с клиентами. Ряд муниципалитетов подвергся критике со стороны Губернатора Самарской области В.В. Артякова за недостаточное участие в Программе. На сегодняшний момент ситуация в этих муниципальных районах выровнялась. Результатом массированной информационной деятельности департамента стало массовое вовлечение предприятий области в мероприятия Программы.

По поручению Губернатора Самарской области департаментом были внесены 14 предложений на рассмотрение на заседании Правительства Самарской области по вопросам снижения напряжённости на рынке труда, в том числе поправки в действующие нормативные акты с целью упрощения механизма и документооборота для обеспечения финансирования мероприятий Программы.

Кроме того, в зоне повышенного внимания находится особая категория – молодёжь и инвалиды. С начала года были трудоустроены более 1,3 тыс. граждан с ограниченными возможностями здоровья (свыше 22,4% от числа обратившихся инвалидов). Обеспечены временной занятостью 12,25 тыс. подростков, а также 240 выпускников учреждений НПО и СПО из числа не нашедших работу.                

В двух городах дополнительно открыты 8 консультационных пунктов: в Самаре – 3, в Тольятти – 5 для расширения возможности получения гражданами консультаций специалистов службы занятости по вопросам трудоустройства.

До конца года завершится коренное переоснащение компьютерной техники областной службы занятости. Это позволит на 20% увеличить скорость обслуживания клиентов.

По итогам года численность сотрудников службы занятости увеличится на 82 человека, и это оправдано, так как нагрузка на специалистов центров занятости возросла в 4 раза.

Согласно договорённости с Рострудом в область будут направлены 9 мобильных центров занятости.            

Со следующего года в соответствии с решениями, принятыми Правительством РФ, департамент начнёт оказывать услуги в электронном виде.  

– Кто может претендовать на поддержку, и какие документы для этого необходимо предоставить?

– К участникам Программы относятся работники организаций, в которых проводятся мероприятия по высвобождению работников или имеется угроза увольнения работников (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы).
В рамках опережающего профессионального обучения могут осуществляться подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников по востребованным в организациях профессиям. Средние затраты на обучение одного работника в рамках данной программы составляют около 10000 рублей при среднем периоде обучения 3 месяца. Технология несложная. Работодатель представляет в центр занятости на рассмотрение пакет документов на организацию опережающего профессионального обучения своих работников. В пакет документов входят: копия свидетельства о постановке на учёт работодателя в налоговом органе, заверенная работодателем; копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенная работодателем; заявление на возмещение затрат на опережающее профессиональное обучение работников (с указанием численности работников и размера возмещения затрат); список работников, нуждающихся в опережающем обучении, с указанием имеющихся у них профессий (специальностей) и тех, по которым планируется опережающее обучение, а также видов и форм обучения; документы, подтверждающие наличие угрозы увольнения (мероприятия по высвобождению работников, установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы) работников, включённых в список участников опережающего обучения; смета затрат на опережающее профессиональное обучение работников по каждой профессии (специальности). Работодатель представляет смету затрат учебного заведения, на базе которого будет организовано опережающее обучение (это может быть образовательное подразделение организации).

На основании пакета документов центр занятости заключает договор с работодателем. Работодатель организует опережающее обучение своих работников на базе образовательных учреждений и учебных центров организаций, а центр занятости возмещает его затраты.

Если работодатель не является банкротом, не находится в стадии ликвидации, имеет статус индивидуального предпринимателя, юридического лица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, он может быть получателем субсидий по организации общественных и временных работ и стажировкам выпускников образовательных учреждений.

Общественные и временные работы организуются на период до трёх месяцев, а стажировка выпускников может осуществляться сроком до шести месяцев. При этом средний размер субсидии на 1 человека в месяц с учётом начислений на зарплату составляет около 5700 рублей и не может превышать затрат работодателя по оплате труда участников работ. Механизм получения работодателем субсидии следующий. Работодатель представляет в центр занятости населения: сведения о потребности во временных работниках; копию свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе, копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенные работодателем. Центр занятости заключает с ним договор, в котором отражается срок действия договора, численность людей, сумма средств, необходимая на каждого работника, общая сумма субсидии, а также размер заработной платы.

С гражданами, направленными центром занятости, работодатель заключает срочные трудовые договоры. Если у работника имеются трудовые отношения с работодателем, то дополнительным соглашением вносятся изменения в действующий трудовой договор.

Работодатель ежемесячно для возмещения затрат на заработную плату представляет в центр занятости копии расчётной ведомости о начисленной заработной плате участникам мероприятий. После этого субсидия перечисляется на счёт работодателя.

У граждан есть возможность трудоустроиться одновременно в различные организации или в одной организации по двум договорам на субсидированные рабочие места на условиях совместительства в соответствии с Трудовым кодексом РФ. При этом будет оказываться государственная поддержка в размере до 9000 рублей в месяц.

В условиях кризиса открытие собственного дела – реальная возможность обеспечить себя и свою семью. Сейчас в центрах занятости населения безработным оказывается разносторонняя поддержка: от проведения тестирования до подготовки бизнес-плана. Социальная выплата оказывается безработному гражданину сразу же после предъявления в центр занятости копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Размер социальной выплаты составляет
58,8 тысяч рублей.

Финансовая поддержка может быть использована на приобретение основных средств, материальных запасов, аренду и иные расходы, предусмотренные бизнес-планом. Безработный гражданин, получив социальную выплату от центра занятости, обязан в течение 3-х месяцев представить финансово-отчётные документы, подтверждающие её целевое использование. Целевое использование выделенных средств контролируется центрами занятости населения городских округов и муниципальных районов Самарской области. В случае выявления нецелевого использования средств или неисполнения условий договора социальная выплата будет взыскана в судебном порядке.

– Каковы перспективы на 2010 год?

– В 2010 году реализация дополнительных программных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда, будет продолжена. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 года № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов РФ» разработан проект Программы дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Самарской области на 2010 год и представлен на согласование в Минздравсоцразвития РФ.

Общее число участников Программы составит 56491 человек, предполагаемый объём финансирования может составить в будущем году – 5400,4 млн. рублей. В рамках Программы предполагается реализация следующих мероприятий:

– организация опережающего профобучения для 3,2 тыс. работников, а также стажировок для 2,6 тыс. выпускников;

– организация общественных работ и временного трудоустройства 30 тыс. безработных и ищущих работу граждан, а также работников в случае угрозы массового увольнения, содействие самозанятости 3 тыс. безработных граждан и стимулирование создания ими 2 тыс. дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

– содействие трудоустройству 160 инвалидов и информационное сопровождение реализации Программы;

– обеспечение занятости 14651 работника ОАО «АвтоВАЗ» (дочерних акционерных обществ ОАО «АВТОВАЗ»).

В целом результаты реализации Программы дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Самарской области на 2009 год рассматриваем как позитивные, позволившие сохранить более 100 тыс. рабочих мест, повысить социальное самочувствие населения, увеличить отчисления в бюджеты разных уровней в 2009 году на 220 млн. рублей, привести в порядок территории не только предприятий, но и муниципальных образований.

Мы уверены, что предпринимаемые Правительством Самарской области действия по снижению напряжённости на рынке труда позволят сохранить стабильность на рынке труда региона и не допустить резкого роста численности безработных в Самарской области. 

Данил Владимирович ПОДГОРНЫХ, генеральный директор ЗАО «АКОМ»: 

– В 2009 году на аккумуляторном заводе «АКОМ» наряду с обширными программами развития производства и управленческих процессов был реализован целый комплекс мероприятий по профобучению и повышению квалификации персонала. Вместе с другими представителями бизнеса компания приняла активное участие в реализации Программы дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Самарской губернии. Инженерно-технический и управленческий персонал, а также сотрудники многих дирекций расширили профессиональные знания и приобрели новые навыки.

ЗАО «АКОМ» совместно с Центром занятости населения провели опережающее обучение по повышению квалификации рабочих и переобучению на другие специальности.

В Центре повышения квалификации «Деловое образование» специалисты и руководители компании смогли повысить свою квалификацию в области системы менеджмента качества. Курс повышения квалификации по программе «Финансовый менеджмент» прошли 30% сотрудников управленческого звена.

За время прохождения переобучения этим сотрудникам была сохранена средняя заработная плата по основному месту работы в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

В периоды сезонного снижения спроса на продукцию ЗАО «АКОМ», сотрудничая с Жигулёвским центром занятости населения, организовал для своих работников общественные и временные работы, в которых были задействованы 43% рабочих.

Всё это смогло осуществиться благодаря принятой областной Программе дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда на 2009 год и при поддержке Департамента труда и занятости населения Самарской области. 

Виктор Алексеевич ИГУМЕНОВ, заместитель генерального директора по персоналу ОАО «ЦСКБ-ПРОГРЕСС»:  

– Предприятие ОАО «ЦСКБ-ПРОГРЕСС» включилось в реализацию Программы по снижению напряжённости на рынке труда в начале 2009 года. По разным причинам в ряде цехов часть работников могла остаться невостребованной, то есть стать безработными, и для того, чтобы людей не увольнять, им было предложено пройти опережающее переобучение.

На базе нашего предприятия переобучение прошли 143 человека, а в сторонних организациях обучились 73 человека. Переобучение по специальностям: наладчики станков с программным управлением, монтажники радиоэлектроаппаратуры – проводилось на базе СамГТУ. По информационным технологиям обучение проводила фирма «Гранит». На самом предприятии переобучение проводилось по таким специальностям, как: токарь, фрезеровщик, жестянщик, сборщик-клепальщик и инженер-конструктор.

Всем сотрудникам на период обучения была сохранена средняя заработная плата и в дальнейшем гарантировано место работы на предприятии.

Затраты на опережающее обучение составили 2 млн. 181 тыс. 353 рубля. 

Александр Фёдорович ШМЫГОВ, начальник пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»: 

– В рамках реализации программы опережающего профессионального обучения и переподготовки работников ОАО «АВТОВАЗ» организовало обучение рабочих массовых профессий (операторы автоматических и полуавтоматических линий, сварщики на машинах контактной сварки, маляры, слесари механосборочных работ, рихтовщики и др.), рабочих квалифицированного труда (наладчики станков и установок с программным управлением, токари, фрезеровщики, контролёры, электромеханики, слесари-ремонтники и др.), а также специалистов корпоративных служб завода (инженеры, экономисты, бухгалтеры, аудиторы, экологи, технологи и др.).

Обучение по программам переподготовки рабочих, получения второй смежной профессии на производственно-технических курсах и курсах повышения квалификации проходит на базе корпоративного университета ОАО «АВТОВАЗ» и в учебных заведениях г. Тольятти. Продолжительность обучения составляет от 1 недели до 3 месяцев в зависимости от специальности и сложности курса.

До конца 2009 года в программе опережающего профессионального обучения примут участие более 6 тыс. человек, в том числе в переподготовке на новую специальность 269 человек. Затраты на реализацию программы в 2009 году составят около 15 млн. рублей.

После реконструкции 1-й линии конвейера часть работников вновь будут востребованы в ОАО «АВТОВАЗ».