Оглавление
5#2009
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Промышленность Самарской области
Спорт Самарской области
Транспорт Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы
Энергетика Самарской области

Парад самарской моды

— Самара
 

                                                                       парад самарской моды

Минувшей осенью в Самаре прошёл традиционный фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева».

Ещё недавно сама по себе идея проведения в Самаре «модного» фестиваля могла показаться нереальной. Тем не менее база для него в нашем городе заложена давно. Здесь многие годы успешно функционировал Дом моделей, а теперь на архитектурном факультете архитектурно-строительной академии ведётся подготовка дизайнеров одежды.

Проживающий ныне в Париже Александр Васильев – безусловный идеолог фестиваля. Его заинтересованность в нём очевидна: в Самаре – семейное гнездо династии Васильевых. Имеющий во многих странах мира высокую репутацию историка моды, театрального художника и коллекционера, Васильев является автором многочисленных книг о моде. Кроме того, он читает лекции по программе «Менеджмент и теория моды» в Центре развития гуманитарных технологий управления Московского университета, является ведущим популярных телепередач.

Васильев неизменно возглавляет жюри самарского фестиваля. В нынешнем году вместе с ним в жюри были дизайнер и организатор выставок моды из Германии Гудрун Вайс-Данхольц, главный редактор столичного журнала «Текстильная промышленность» Галина Истомина и наши земляки: мэтр парикмахерского искусства Владимир Гарус, председатель областной журналистской организации Ирина Цветкова, фотограф Олег Давыдов, декан факультета «Дизайн» архитектурно-строительного университета Светлана Малышева, заведующая кафедрой Российского университета туризма и сервиса Наталья Афанасьєва и заведующая кафедрой Поволжского университета сервиса доктор технических наук, профессор Татьяна Белько (Тольятти).

Номинации «Поволжских сезонов» определились уже на самом первом фестивале. Первая, «Костюм-реальность», нацелена на модели, имеющие коммерческую привлекательность и отличающиеся не только новизной идеи, но и качеством изготовления. Вторая – «Костюм – художественная идея», в которой более всего ценится полёт фантазии, нестандартность и нетрадиционность мышления авторов. Несколько абстрактной и неопределённой, на мой взгляд, является номинация «Перформанс», ориентированная на эксперимент. Перекликаясь во многом с предыдущей, она практически никогда не выходит успешной, поскольку её сверхзадача, очевидно, не совсем четко осмысляется участниками фестиваля. Эксклюзивной для самарского фестиваля является номинация «Театральный костюм».

Как всегда фестиваль прошёл в три этапа. На первом отборочная комиссия просмотрела присланные претендентами эскизы. Их число в этом году оказалось рекордным – 94. К полуфиналу было допущено 80, к финалу – 35 авторских коллекций, при этом предпочтение отдавалось тем, которые показываются впервые.

География финалистов достаточно обширна. Как и следовало ожидать, в большинстве оказались самарцы: семнадцать коллекций. Значительный рывок сделали тольяттинцы: семь финалистов по сравнению с двумя в прошлом году. Две коллекции приехали из Пензы, по одной из Новокуйбышевска, Кирова, Оренбурга, Москвы, Ростова-на-Дону, Уфы и Иванова. Впервые на карте фестиваля появились Пенза и Чебоксары, а также единственный город ближнего зарубежья – казахстанский Уральск.

Приятно отметить, что большая часть молодых участников смотра чувствует себя абсолютно раскованно, находясь как бы в состоянии свободного полёта в безбрежном океане моды. В наивном кураже многих работ ощущался особый шарм.

Фантазия авторов проявилась уже в самих названиях коллекций, которые порой напоминали шарады и головоломки. Были здесь «Штормовое предупреждение» и «Охота на неволю», «Настроение №3» и «Страна глухих», загадочное a la Klimt – оказывается, по имени известного европейского модельера, и «Посвящение принцу Дарию». За каждым из названий – букет костюмов, покрой, дизайн и фактура которых отражают своеобразное, сугубо индивидуальное восприятие их авторами окружающей жизни, того, что, по их мнению, современно и практично или просто красиво и притягательно. Рассматривая те или иные костюмы, можно было только догадываться, к какой номинации они относятся. Наверное, это не так уж плохо: ведь и повседневной одежде не мешает быть яркой и нарядной. Что же говорить о костюмах, воплощающих некие художественные идеи и театральные фантазии.

Нужно сразу отметить, что по сравнению с прошлыми фестивалями уровень нынешнего на порядок выше. В прошлом остались откровенно наивные, собранные и склеенные невесть из чего и неизвестно для чего предназначенные полумаскарадные забавы и претенциозные композиции. Сегодня большинство работ выполнено достаточно профессионально, они рассчитаны на самое серьёзное отношение со стороны тех, кого можно было бы считать их потенциальными покупателями. Большинство участников не стало делать упор на эпатаж. Было на редкость много элегантных, прекрасно скроенных, подчеркивающих достоинства фигуры моделей. Конечно, в основном это молодёжная мода, в которой преобладают мажорные, позитивные мотивы.

Стоит также отметить значительно возросшую культуру экспонирования моделей, достойный уровень манекенщиков, удачно подобранное музыкальное сопровождение.

Лично мне приглянулись яркая, разнообразная по цветовому колориту коллекция «Во сне» – номинация «Костюм – художественная идея» Елены Лосевой из Тольятти, внешне скромная, но милая и эффектная коллекция «Простое прошедшее время» Ксении Кузьминой из Уфы и несколько театральная, с умело подобранными материалами коллекция «Формула межсезонья» Софьи Козловой и Александры Мухиной из Самары – номинация «Костюм-реальность». Этот перечень можно продолжать, и в нём не только те коллекции, которым отдало предпочтение жюри.

В номинации «Костюм-реальность» победителем стала Ирина Михайлова из Самары с таящей в себе неожиданные контрасты коллекцией «Ничего смешного». «Пять в квадрате» – так называется необычная по замыслу и реализации коллекция Кристины Харлашкиной из Самары, победившей в номинации «Костюм – художественная идея». Фаворитами номинации «Театральный костюм» в который раз стали участники из Новокуйбышевска. Это Нина Артякова и Елена Соловьёва. Их коллекция «Акатуй» вобрала традиции чувашского национального костюма со свойственными ему своеобразием покроя, яркой цветовой гаммой и нарядными аксессуарами.

Абсолютным лидером нынешнего фестиваля стал Олег Чумаков из Уральска. Его коллекция «Декаданс» – броские, со множеством тонко отделанных мелких деталей, снабжённые вычурными головными уборами и маскарадными масками наряды, не только признана лучшей в номинации «Перформанс», но и отмечена Гран-при фестиваля.

Участие в «Поволжских сезонах» чрезвычайно важно для молодёжи. Это вполне может стать стартовой площадкой для становления карьеры наиболее талантливых ребят.

Юбилейные, десятые «Поволжские сезоны» 2010 года включены в самарскую программу объявленного по указу президента страны Года Франции в России и России во Франции, в связи с чем Александр Васильев предупредил, что при отборе коллекций будут приветствоваться те, в которых обнаружатся некие французские мотивы.

 

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов