Оглавление
5#2009
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Промышленность Самарской области
Спорт Самарской области
Транспорт Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы
Энергетика Самарской области

Современное искусство обживает Самару

— Самара
 

                                                                     Современное искусство обживает Самару

В последние годы в Самаре современное искусство в буквальном смысле слова начало расправлять крылья. Его представители получили возможность демонстрировать свои работы не только на проходящих на открытом воздухе биеннале и в появившихся в городе «специализированных» интерьерах типа клуба «Арт-пропаганда» на Куйбышевской и арт-клуба «Бумажная луна» на Ленинградской, но и в таких элитных выставочных залах, как галерея «Виктория».

Недавно в Самаре состоялась шумная презентация еще одного выставочного пространства, возникновение которого имеет свою историю. Это массивное одноэтажное каменное строение на углу улиц Челюскинцев и Мичурина, являвшееся некогда Домом культуры легендарного предприятия 4-го ГПЗ (позднее СПЗ-4). Когда в 1960-е годы у завода появилось новое роскошное здание Дворца культуры, выполнявшее эти функции прежнее строение ещё послужило в качестве спортивного комплекса и кинотеатра, но много лет оно пребывало в полном запустении.

Ныне подшипниковое производство выведено за пределы территории, ограниченной улицами Челюскинской и Луначарского и Московским шоссе. 95 процентов находящихся на этой территории строений подлежит сносу, а на их месте будет возведён современный городской комплекс площадью 100 миллионов квадратных метров, состоящий из жилых зданий, сети магазинов и бизнес-центров. Найдётся место и для трёхзвездочного отеля, и для зелёной парковой зоны площадью в 4,5 гектара.

Выставка весьма претенциозно называлась «Модель для сборки». Представленные на ней экспонаты – это и то, что можно отнести к живописному жанру, и невероятные коллажи, и предметы прикладного искусства, и разнообразные инсталляции из ставших по воле авторов артефактами вполне обыденных предметов, некоторые из которых, оказывается, найдены на территории бывшего подшипникового завода.

Чтобы помочь зрителям сориентироваться в необычном пространстве и составить некое единое представление об экспозиции, устроители составили несколько «прогулочных» маршрутов, проложенных в лабиринте выставочных интерьеров. Не лишены экзотики и сами по себе кулуары бывшего когда-то социально-культурным объектом строения. Это неоштукатуренные краснокирпичные помещения, в которых вместо потолков – массивные деревянные стропила. Именно в таких интерьерах по нынешним временам модно выставляться тем, кто причисляет себя к когорте современных художников. В Москве, например, для этих целей используется, ставший уже легендарным, «Винзавод».

По словам куратора выставки Фрола Весёлого, искать желающих принять участие в «Модели для сборки» было совсем несложно: всех их он хорошо знает. Кроме него экспонентами стали Владимир Логутов, Илья Поляков, Евгений Масленников, Светлана Шуваева, Олег Елагин, Михаил Лезин и Андрей Сяйлев.

Сам Фрол Весёлый, «прикид» которого, кстати сказать, как нельзя лучше соответствует его фамилии (или прозвищу?), в прошлом юрист. Впрочем, за его плечами и художественная школа, и специальность мастера по проектированию и изготовлению художественной мебели. Арт-искусством активно занимается с 2004 года. В нынешней экспозиции Фрол представил серию полуабстрактных, на мой взгляд, живописных опусов на тему «Мужчина и женщина», в которых, по его словам, «воплощены представления о женщине как об объекте желания, матери и сексуальном агрессоре, а мужчина являет собой наиболее грубую, шаблонную и поверхностную часть населения». Одна из инсталляций Весёлого – грубо сколоченный красный деревянный стол с находящимися на нем обыденными бытовыми предметами. По мнению Фрола, и это, да и выставка в целом вполне соответствуют европейскому уровню экспонирования современного арт-искусства.

Андрей Сяйлев окончил Самарское художественное училище, но своё призвание обрёл на поприще арт-искусства. Он участник и призёр многих, в том числе и зарубежных выставок современного искусства. На нынешней выставке он предстал художником-абстракционистом, на притемнённых по колориту полотнах которого некие испещрённые вертикалями композиции.

Илья Поляков родился в Пензе. Его выставки устраивались в разных городах, в том числе и в Санкт-Петербурге, и в лермонтовских Тарханах. Но больше всего он выставлялся всё-таки в Самаре. На нынешней выставке он представляет исполненные в разнообразной технике «Картинки для детской», экспонаты которой балансируют между иллюстрацией к детским книжкам и комиксами.

Олег Елагин – звукорежиссёр, медиахудожник. Многие его проекты связаны с театральной тематикой. Он был участником недавней выставки «Захват», которая проходила в рамках Ширяевского биеннале современного искусства. Его экспонаты – видеоинсталляции и серия абстрактных графических работ.

Красноречива помещённая в буклете выставки аннотация работ ещё одного экспонента – Светланы Шуваевой, которая представила серию «собственных рефлексий на бесконечные путешествия между этажами в советских многоквартирных домах, когда человека постоянно сопровождает один и тот же живописный фон и стандартная, расположенная на уровне глаз композиция – линия побелки над линией покраски».

Описать подробно всё увиденное на выставке практически невозможно. Здесь, очевидно, самоценны не сами по себе отдельные экспонаты, а общая атмосфера, в которую погружаешься, переходя из одного выставочного интерьера в другой. Для постижения сути представленного в экспозиции вовсе не нужно быть тонким ценителем искусства в традиционном смысле этого слова. Более того, работы современных художников рассчитаны вовсе не на таких субъектов, для них открыты двери многочисленных музеев, а на самую демократическую публику. На такой выставке каждый посетитель может вообразить себя её потенциальным участником, способным сотворить нечто подобное. Достаточно сказать, что, зайдя в одно из помещений, группа зрителей, в числе которых был и автор этих строк, приняла за экспонаты коробки со стеклянными бокалами, которые, оказывается, были предназначены для фуршета. А ближе к выходу мальчишка-школьник с удовольствием раскачивался на качелях, являющихся также одним из экспонатов выставки.

Итак, наш город получил новую площадку для экспонирования и развития современного искусства. В течение 2009–2010 годов здесь пройдёт ряд выставок и акций, в которых примут участие как молодые, так и уже известные российские художники.

 

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов