- Страницы памяти
- Жизнь замечательных людей
- Герои не умирают
- "Вестник" нашёл пропавшего героя
- Боевой натиск
- Война и мир крылатых связистов
- Надежда, Вера и Любовь
- "ИЛ-2": да будет свет!
- Станислав Казарин: "Электронное правительство сделает государство более понятным и предсказуемым"
- "Открытый код" на благо Самарской губернии
- Инновационное развитие России за чей счёт?
- Секретная творческая лаборатория
Станислав Казарин: "Электронное правительство сделает государство более понятным и предсказуемым"
Понятия «электронное государство», «электронное правительство», «электронный гражданин» у всех на слуху. И, кажется, нам известен их смысл. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что говорим мы об одном, а в виду имеем совершенно разные вещи. Взять хотя бы «электронное государство». В сознании большинства – это некий портал госуслуг, зайдя на который, можно получить информацию. На самом деле суть электронного государства гораздо шире, потому что оно даёт совершенно новые возможности гражданам. Какие? Об этом и многом другом в интервью с руководителем управления формирования электронного правительства Самарской области Станиславом Казариным.
– Станислав Валерьевич, давайте начнём с уточнения понятий. Так что же такое электронное государство, электронное правительство, электронный гражданин?
– Не поверите, существует десятки определений этих понятий, и в каждом из них есть доля истины. Всё зависит от точки отсчёта. В Самарской области при создании концепции формирования электронного правительства мы исходили из того, что электронное правительство – это не просто набор информационно-технологических приёмов. Под электронным правительством мы понимаем новую форму организации деятельности органов государственной власти. Такую форму, при которой для получения информации и государственных услуг активно используются информационно-коммуникационные технологии. Собственно они и обеспечивают гражданам необходимый уровень оперативности и удобства при взаимодействии с органами власти. В этом определении заложен один из важнейших моментов процесса – переход к сервисной модели оказания государственных услуг. Проще говоря, наша точка отсчёта – человек.
Понятие «электронный гражданин» пока окончательно не устоялось. За рубежом, например в Сингапуре, так называют электронное правительство, совершенно справедливо смещая акценты. Они вполне могут себе это позволить после 40 лет строительства электронного правительства. В России это понятие закрепилось за программами, которые помогают пользователям «третьего возраста» или людям с ограниченными возможностями постичь азы интернет-грамотности и стать активными пользователями госуслуг онлайн.
– Ваша точка отсчёта абсолютно соответствует программным заявлениям руководителей государства. Однако, чтобы построить такую систему, потребуется серьёзно менять работу всего управленческого аппарата…
– Вы правы. Сегодня информационные технологии обслуживают давно сложившиеся процессы. Говоря об электронном государстве, мы должны понимать, что потребуется многое изменить в работе министерств и ведомств, переориентировать их на запросы граждан, повышение открытости и прозрачности деятельности. И эта работа уже начата.
Для того чтобы стал более понятен вектор движения, предлагаю достроить понятие «электронное правительство» за счёт обозначения конечной цели применения информационно-коммуникационных технологий в органах власти. Мы строим информационное общество, а это значит, что электронное государство должно обеспечить прозрачность деятельности органов власти, что прибавит доверия к ней со стороны общества, эффективность – за счёт рационального использования государственных ресурсов, доступность – за счёт устранения цифрового неравенства, безопасность – за счёт применения средств защиты данных. Электронное правительство сделает государство более прозрачным и предсказуемым.
– И какова в этом роль порталов гос-услуг?
– По большому счёту портал госуслуг – это верхушка айсберга. Для того, чтобы он работал эффективно, должны быть выстроены информационные системы по сбору и обработке информации. До сих пор автоматизация органов власти воспринималась как переход с менее мощного процессора на более мощный. Теперь пришло время создания информационных систем. И не в отдельно взятом министерстве, а по всей стране. Ведь что такое портал? Это сложная информационная система, которая имеет оболочку в виде сайта, в данном случае – госуслуг. Кстати, Региональный портал государственных услуг Самарской области www.gosuslugi.samregion.ru строится по такому же принципу. И уже сейчас с его помощью жители области могут получить различную информацию, от цен на лекарства до штрафов ГИБДД. И это только начало.
Архитектура электронного государства не ограничивается набором интегрированных информационных систем и портальных решений, способных выдавать информацию по запросу. Единое информационное пространство, которое создаёт электронное государство, – это ещё и мощный механизм обеспечения прав граждан за счёт повышения прозрачности деятельности органов власти.
– Подсчитывал ли кто-нибудь экономический эффект от внедрения call-центра?
– Хороший вопрос. Региональный центр телефонных обращений граждан и организаций – таково официальное название call-центра – запущен в эксплуатацию в конце апреля текущего года. Центр предназначен для приёма и обработки звонков, адресованных государственным структурам Самарской области. Любой гражданин, независимо от места проживания, по единому номеру 123 может получить справочную информацию о работе территориальных органов власти, разъяснения о предоставлении госуслуг, либо задать вопрос, в решении которого предусматривается участие властных структур. В последнем случае оператор центра записывает суть проблемы, связывается с организациями, уточняет алгоритм и выдаёт абоненту ключ к решению проблемы.
На создание центра было израсходовано 4,7 млн. рублей. За первый месяц работы центра было принято почти 14000 звонков. Центр обеспечит единое окно входа при обращении в органы власти, сократит время на получение информации, что, в конечном счёте, приведёт к более эффективному использованию ресурсов.
– Какие проекты сейчас в работе и какие будут завершены уже в этом году?
– Сейчас готовится к запуску ряд проектов. Однако прежде чем стать проектами, они должны пройти регламентные процедуры. В силу того, что они не завершены, я бы повременил с ответом на этот вопрос и отложил его до конца лета.
– На получение каких услуг с помощью информационных технологий смогут рассчитывать жители Самарской области в ближайшее время?
– Давайте начнём с того, что жители области уже получают такие услуги. Портал госуслуг www.gosuslugi.samregion.ru постоянно пополняется новыми разделами. Здесь можно записаться на приём ко врачу, получить информацию о ценах на лекарства, обратиться к губернатору Самарской области или министру здравоохранения и социального развития, получить информацию о штрафах ГИБДД, выбрать учебное заведение, уточнить список причитающихся вам льгот и выплат в сфере социальной защиты, получить информацию о системе поддержки предпринимателей. На портале размещены регламенты государственных услуг, нормативные документы, согласно которым производятся социальные выплаты. Готовится к размещению информация обо всех органах государственной власти и местного самоуправления Самарской области. В ближайшее время будет запущен электронный школьный дневник.
Мы совершенствуем работу центра телефонных обращений граждан и уже пробуем ввести новую систему учёта. Что это такое? При первом обращении в центр заводим регистрационную карточку гражданина. При повторном нам не надо будет начинать всё с нуля. Карточка фиксирует тему звонка и результат. Это позволит контролировать работу чиновников, вовремя выявлять и исправлять ошибки.
– Хватит ли «электронной» грамотности населению для получения этих услуг?
– Параллельно с формированием электрон-ного правительства мы занимаемся подготовкой аудитории. Проблему востребованности государственных услуг решит проект, который предусматривает организацию бесплатных курсов для обучения компьютерной грамотности и основам информационной безопасности, работе в сети интернет и использованию порталов государственных и муниципальных органов власти. Нам представляется, что слушателями курсов станут, прежде всего, люди «третьего возраста». Не за горами тот день, когда любой житель Самарской области сможет получать госуслугу, не выходя из дома. По крайней мере, именно такую задачу ставит перед нами губернатор Владимир Артяков.
Автор: Анна Снежина