Оглавление
02#2010
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Спорт Самарской области
Экология

Жизнь замечательных людей

— Самара

В.Я. Литвинов

30 апреля 2010 года исполнилось 100 лет со дня рождения Виктора Яковлевича Литвинова. В память об этом выдающемся инженере и организаторе авиационно-космической отрасли, дважды Герое Социалистического Труда, лауреате Государственной премии СССР, четырёхкратном кавалере ордена Ленина, дважды кавалере ордена Трудового Красного Знамени, директоре завода №1 с 1944 по 1961 гг. (ныне «ЦСКБ-Прогресс») на доме №140 по улице Фрунзе была торжественно установлена мемориальная доска.

Родился Виктор Яковлевич Литвинов в Таганроге на тихой Ростовской улице в семье слесаря железнодорожного депо. В 1926 году закончил 7 классов железнодорожной школы при станции Таганрог, а осенью того же года стал студентом механического отделения известного в то время учебного заведения – Таганрогского индустриального (ныне авиационный) техникума. За время учёбы Виктор не только освоил полный курс теоретической подготовки, но и прошёл стажировку в производственных мастерских техникума и на заводе.

После окончания техникума Виктор получил квалификацию техника-механика и начал работать техником-технологом на Таганрогском авиационном заводе. Вскоре по разнарядке Авиатреста СССР Виктор Литвинов уехал в Москву, где был принят на завод №1 Авиахима.

1930-е годы – это период становления и развёртывания отечественного авиастроения. Уже были созданы первые советские самолёты Р-1, P-5, И-3 и другие. Виктор Литвинов был назначен техником-конструктором в бюро проектирования технологической оснастки агрегатов. Здесь в полной мере проявились способности В.Я. Литвинова: он умел отлично чертить и читать чертежи, товарищи по работе быстро приметили его деловую хватку, настойчивость, природную сметливость и незаурядный талант организатора. Завод тогда переходил на хозрасчёт, и Виктор Литвинов первым организовал и возглавил комсомольско-молодёжную бригаду конструкторов. Создание такой бригады позволило существенно сократить сроки и стоимость конструкторских работ. Товарищи избирают его секретарём комсомольской организации цеха, а затем и членом комитета комсомола завода.

Рос завод, росли и крепли его кадры. Виктор поступил на вечернее отделение Московского авиационного института, и в 1937 году молодому инженеру был вручён диплом с отличием. У него появилась возможность заняться наукой, поступив в аспирантуру, но он отказался. В марте 1937 года Виктор Литвинов стал начальником технического отдела цеха – работа ответственная, но удивительно интересная. В этот период завод как бы переживал второе рождение. Перед коллективом была поставлена очень важная задача: наладить в кратчайший срок массовое производство новых самолётов-разведчиков Р-5, освоить серийное производство истребителей И-5 и И-7. Предстояло решать много сложных технических и организационных проблем, и организацию всей этой работы возглавил В.Я. Литвинов. В результате удалось снизить затраты, уменьшить число занятых рабочих и резко поднять качество и производительность труда.

В июле 1938 года он был назначен заместителем главного инженера завода. Под его руководством впервые в стране был внедрён новый принцип самолётостроения – принцип параллельности, когда одновременно велась разработка конструкции машин, выпуск чертежей и подготовка производства. Это позволило в короткий срок создать новую технику – маневренные истребители Миг-1 и Миг-3. В начале 1941 г. на знамени завода появился орден Ленина, а В.Я. Литвинов был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В январе 1941 года он становится главным инженером завода.

В.Я. Литвинов с руководителями завода

Началась война. Завод получил приказ резко увеличить темпы выпуска самолётов. В своих воспоминаниях нарком авиапромышленности СССР А.И. Шахурин писал: «Если в июне 1941 авиационные заводы выпускали немногим более 50 новых самолётов в день, то уже в июле месячный выпуск достиг 1807, а в сентябре – уже 2329 самолётов. К концу сентября Московский самолётостроительный завод уже выпускал в сутки до 20 новых скоростных истребителей Миг-3». Именно тогда был награждён первым орденом Ленина Виктор Яковлевич Литвинов.

Завод продолжал работать и тогда, когда пришёл приказ об эвакуации. За десять дней завод-гигант поставили «на колёса» и отправили в Куйбышев. Новая заводская площадка не была ещё достаточно подготовлена – коробки корпусов стояли без крыш, не хватало топлива, воды, энергии. Впоследствии Виктор Яковлевич вспоминал: «Работа была адова... Люди жили в бараках, семьи по деревням, порой за десятки километров от заводской площадки».

Зима 1941 года. Она пришла рано, выпал снег, стояли жестокие морозы, но работы не прекращались ни на один день. Прошло немногим более месяца со дня эвакуации завода, как был пущен первый цех (цех оперения), потом второй, третий. В кратчайшие сроки был освоен выпуск лучших в мире штурмовиков Ил-2. 29 декабря 1941 года был запущен первый мотор самолёта, построенного полностью уже на новом месте. И в куйбышевское зимнее сумрачное небо поднялся первый штурмовик, сработанный москвичами.

Однако объёмы выпуска были недостаточны для обеспечения потребностей фронта. В феврале 1942 года поступила резкая телеграмма в адрес директоров безымянских заводов из ставки Главнокомандующего.

«Директору завода №18 Шенкману, директору завода №1 Третьякову.

Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны стране, нашей Красной Армии теперь как хлеб, как воздух. Шенкман дает по одному Ил-2 в день, Третьяков МиГ-3 по одной-две штуки в день. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны не МиГи, а Ил-2. Если 18-й завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесёт за это кару. Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы стали выпускать побольше Илов. Предупреждаю в последний раз. Сталин».

Получив телеграмму от Сталина, её, вопреки «секретностным строгостям», распространяли на заводских проходных, в рабочих общежитиях. Митинги прошли везде, и мнение было одним: всё правильно. Нужны сверхчеловеческие усилия – они будут. В 1942 году завод полностью перешёл на массовое производство боевого самолёта Ил-2. Фашисты называли его летающей смертью, а наши воины – летающим танком. Это был лучший штурмовик в мире. За годы войны на заводе было выпущено 13300 штурмовиков Ил-2. За организацию массового производства самолёта Ил-2, разработку и внедрение кругового ленточного конвейера сборки крыла самолёта В.Я. Литвинов был удостоен Сталинской Премии СССР I степени.

В июле 1944 года В.Я. Литвинов становится директором завода. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 19 августа того же года ему было присвоено воинское звание генерал-майор инженерно-авиационной службы. Возглавляемый им коллектив 26 раз завоёвывал в социалистическом соревновании Знамя Государственного Комитета обороны СССР. А в конце 1944 года это знамя было оставлено на заводе навечно.

Родина высоко оценила самоотверженный труд В.Я. Литвинова в годы войны. В сентябре 1945 года, в числе других видных организаторов авиационного производства, авиаконструкторов ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. На следующий год за усовершенствование технологии сборки самолётов и внедрение поточного метода производства В.Я. Литвинов был удостоин Сталинской премии.

Кончилась война. Коллективу завода предстояло решать новые сложные задачи, надо было в кратчайшие сроки освоить серийный выпуск первых советских реактивных истребителей. И эта задача была успешно решена. В 1946 году за 40 дней и ночей было выпущено десять реактивных Миг-9, которые во время праздничного парада 9-го Мая пронеслись над Москвой. Завод, во главе которого бессменно стоял В.Я. Литвинов, приступил к серийному выпуску знаменитых фронтовых истребителей Миг-15 и Миг-17, нового бомбардировщика Ил-28, первого дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16.

Почти двадцать лет руководил заводом В.Я. Литвинов. В центре внимания директора были не только производственные задачи, он уделял много внимания и заботы быту и отдыху заводчан. На месте бывшего пустыря, где в годы войны люди жили в бараках, вырос целый город самолётостроителей. Открывались детские сады, школы, больницы, библиотеки, были построены стадион, фабрика-кухня, пионерские лагеря, дома отдыха, профилактории. На площади имени Кирова был возведён Дворец культуры.

В августе 1957 года в Куйбышев по заданию Н.С. Хрущёва прибыл С.П. Королёв. Ему предстояло выбрать предприятие для изготовления межконтинентальной ракеты-первенца и её силовых установок. В итоге 2 января 1958 года вышло закрытое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации серийного производства изделия 8К71 на Государственном авиационном заводе №1 им. И.В. Сталина Куйбышевского Совета народного хозяйства». При этом на заводе №1, где в тот момент полным ходом шло производство самолётов, предписывалось уже в IV квартале 1958 года выпустить первые три изделия 8К71.

Завод практически закончил своё перепрофилирование за десять месяцев. До 1958 года нигде в мире никто не занимался переводом крупного промышленного предприятия на массовое ракетное производство, и к тому же в столь короткие сроки. 30 декабря 1958 года на полигон НИИП-5 была отправлена первая ракета, изготовленная на заводе, а 17 февраля 1959 года она совершила успешный полёт.

29 июля 1960 года закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР «За успешное проведение беспрецедентной по масштабам и срокам работы по организации в городе Куйбышеве полномасштабного ракетного производства» директору завода №1 В.Я. Литвинову вручили Звезду Героя Социалистического Труда во второй раз.

А затем пришёл звёздный 1961 год, когда 12 апреля все услышали голос Левитана и увидели на экранах телевизоров улыбающееся лицо нашего первого космонавта Юрия Гагарина. Именно под руководством Виктора Яковлевича Литвинова была создана и отработана на Байконуре, а потом серийно выпускалась на заводе теперь уже легендарная Р- 7, или, как её называли знающие люди между собой, просто «семёрка» – та самая ракета, которая подняла в космическую высь первого человека Земли Юрия Гагарина.

В марте 1961 года В.Я. Литвинов стал председателем Куйбышевского совнархоза, затем заместителем председателя Средне-Волжского совнархоза. В 1965 году он был назначен заместителем министра общего машиностроения СССР. Несмотря на большую занятость по работе Виктор Яковлевич всегда находился в самой гуще общественно-политической жизни. Он избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 5-го и 6-го созывов, был делегатом XIX, XX и XXII съездов КПСС.

Память о Литвинове живёт в его родном Таганроге, где ему, как почётному гражданину города, был торжественно установлен бронзовый бюст. В Самаре с 2003 года Дворец культуры на площади Кирова, построенный по инициативе Виктора Яковлевича Литвинова, носит его имя.

Автор: Славадий Севостьянов


Автор:Славадий Севостьянов