Оглавление
02#2010
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Спорт Самарской области
Экология

Всю жизнь – в строю

— Сызрань

Александр Ривман

Александра Ривмана знает без преувеличения вся Сызрань. Почётный гражданин города, заслуженный деятель искусств России, он более шестидесяти лет отдал служению искусству, из которых более пятидесяти – Сызранскому драматическому театру имени А. Толстого, где в течение многих лет занимал должность главного режиссера .

70 лет в искусстве

Александр Ривман, которому сейчас идет 88-й год, – человек редкой судьбы. Были в ней и подлинные творческие радости, и годы тяжёлых испытаний, связанных с Великой Отечественной войной.

По-разному приходят люди в театр. Вот что рассказал Александр Авраамович: «Однажды нашёл у себя чудом сохранившуюся справку о том, что её предъявитель Ривман Александр в течение 1938–1940 годов руководил драматическим коллективом в школе №40 города Симферополя. Это был не просто самодеятельный кружок. Я назвал его театром одноактной пьесы и поставил «Каменного гостя» А. Пушкина, «На большой дороге» А. Чехова, «Клопа» В. Маяковского. Мне было тогда четырнадцать-пятнадцать лет. Так что к моим официальным шестидесяти годам в искусстве можно смело добавить ещё лет десять...»

Война 17-летнего романтика

Ривман родился на Украине, в Винницкой области. Его родители были актёрами-любителями. Вскоре семья переехала в Симферополь. Там в самый канун Великой Отечественной Ривман был призван в армию, познав, таким образом, войну с самых первых её дней. Его 161-я дивизия одной из первых вступила в бои. Ривман вспоминает, как в Колодичах под Минском они узнали о том, что ночью немцы бомбили Киев, Симферополь, Житомир, Каунас. А уже летом 1941 года семнадцатилетний романтик выходил из окружения под Брянском и был ранен.

Ривман побывал во многих сражениях, ему довелось участвовать в освобождении толстовской Ясной Поляны. У Ривмана три ранения, последнее из которых едва не стоило ему жизни. Его оперировали в подземном госпитале на станции Снежицкая. Вспоминает, что уцелел чудом. Хирург извлёк множество осколков, но один всё-таки остался навсегда.

Театр-судьба

Когда закончилась война, исполнилась, наконец, заветная мечта Ривмана: он поступил в Киевский театральный институт. Его учителем стал выдающийся мастер народный артист СССР Константин Павлович Хохлов.

По окончании института Ривман поработал в театрах Каменец-Подольска, Коврова, Бельц. А в 1956 году начался основной этап его творческой жизни – в Сызрани. Впрочем, тогда ещё никто, включая самого Ривмана, не мог предположить, что именно этот театр станет его судьбой.

Ему, режиссёру провинциального театра, изо дня в день приходилось бороться буквально за каждого зрителя. Об этом нужно помнить, чтобы по достоинству оценить подвижничество этого человека, имя которого впору занести в Книгу рекордов Гиннеса. В Сызрани было всё: удачи и срывы, надежды и разочарования. Ривман: «Конечно же, полвека в одном театре не могли не отразиться на мне, не сказаться на всей моей жизни. Ведь провинция затягивает...»

Вначале молодой режиссёр не пренебрегал проходными, несовершенными в драматургическом плане пьесами, идя, как было принято говорить, на поводу у нетребовательной части зрителей. Но постепенно число таких компромиссов уменьшалось, хотя на протяжении многих лет в течение сезона приходилось выпускать пять-шесть новых спектаклей, и они просто не могли быть одинаково удачными.

В режиссёрской профессии Ривмана больше всего привлекала возможность показать на сцене внутреннее преображение человека. Он любит повторять фразу своего учителя К. Хохлова: «Взять камень и сотворить из него легенду».

В Сызрани Ривман создал более 160 спектаклей. Режиссёр всегда преклонялся перед классикой, особенно перед А. Островским. Это тоже – от К. Хохлова. Он поставил «Доходное место» и «Последнюю жертву», «Не было ни гроша...» и «Невольницы», «Свои люди – сочтёмся» и «Банкира». А ещё были «Три сестры» А. Чехова, «Власть тьмы» Л. Толстого, «Золотая карета» Л. Леонова.

Через всё творчество Ривмана прошла военная тема: «Русские люди», «Так и будет» и «Случайный вальс» К. Симонова, «Отпуск по ранению» В. Кондратьева, «Прости меня» В. Астафьева, «В списках не значится» и «А зори здесь тихие...» Б. Васильева.

Моё знакомство с Сызранским театром началось в 1983 году с чеховских «Трёх сестёр» А. Чехова. То была совсем другая эпоха, и Ривман мог не стесняясь говорить о своём желании «исследовать морально-этические проблемы, которые не могут не тревожить зрителя». А эти проблемы заключались в стремлении героев пьесы познать смысл жизни, найти путь к истинному счастью, в неприятии мещанства, зла и несправедливости. Пусть не все персонажи того спектакля знали, что нужно сделать, чтобы мечта превратилась в реальность, и страдали, не умея бороться с несправедливостью – в этом режиссёру виделись корни их драмы. И, может быть, две шпаги, стоящие по бокам сцены в течение всего спектакля и не замечаемые никем из персонажей, и служили для них своеобразной «подсказкой» из будущего, а ещё – напоминанием зрителям-современникам: за счастье надо бороться.

Ривман, оказывается, не очень любит комедии, хотя за свою жизнь поставил их великое множество, в том числе классику: В. Шекспира и Лопе де Вега. Кстати, именно у этого драматурга режиссёр находил много общего со своим собственным мироощущением. Особенно дорог Ривману спектакль «Дурочка», который, по его мнению, был интереснее и значительнее того, что спустя годы ему довелось увидеть в «Хитроумной дурёхе» – варианте этой комедии в Самарском театре драмы. «У нас главная героиня вовсе не прикидывалась дурочкой, – вспоминает Ривман. – Она на самом деле вначале была таковой. Но настоящая любовь постепенно преображала её, делая совсем другим человеком. И всё это, между прочим, есть в самой пьесе». Ривману пришлось много работать с известным самарским драматургом Владимиром Молько, с которым его связывали многие годы творческой дружбы. Он поставил инсценировки Молько, в числе которых «Дело Артамоновых» по М. Горькому, «Хромой барин» по А. Толстому.

Благодарные ученики

Ривману, по его собственному признанию, всегда было интересно наблюдать, как растут, мужают творчески его артисты. Он гордится теми из них, чья актёрская судьба начиналась в своё время в Сызрани при его непосредственном участии и кто не потерялся, добился известности в театральном мире. В числе таких мастеров – работающие сегодня в Москве заслуженные артисты России Т. Лебедева-Антошкина (Малый театр), С. Степаненко (Ленком), актриса В. Николенко (Театр имени Пушкина), главный режиссёр Минского русского драматического театра народный артист Белоруссии В. Луценко.

Александра Авраамовича искренне любят его коллеги, уважая в нем большого, требовательного мастера, бескорыстного, бесконечно преданного театру человека. Ушедшая из жизни старейшая актриса театра Любовь Скляревская считала: «Тем, какой я стала актрисой, обязана ему – режиссеру Ривману». Своим учителем считают его и нынешние ветераны труппы заслуженные артисты России Лидия Дымова и Борис Карыгин.

Ривман и сегодня не может толком понять, как ему удалось столько лет продержаться в одном театре. Произошло это, наверное, потому, что всю свою жизнь он был работягой, трудоголиком. Не случайно к его фронтовой боевой награде «За отвагу» прибавился и мирный орден «Знак Почёта».

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов