Оглавление
02#2010
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Спорт Самарской области
Экология

Три точки в одном пространстве

— Самара

Три точки в одном пространстве

Любопытный турист исследует новые города ногами, а любопытный художник – кистью. Пять первых дней мая, остававшихся до открытия в самарской галерее «Вавилон» выставки объединения петербургских художников «Аргонавты», стали для них днями пленэра, в течение которых Самара великодушно позировала Туману Жумабаеву, Владимиру Кожевникову и Олегу Теняеву, чередуя фасады своих достопримечательностей с профилями.

ПЛЕНЭР НА УЛИЦАХ САМАРЫ

Она избегала привычной для стареющих красавиц уловки – чуть приглушённого освещения. Она улыбалась в ответ на их дружелюбный взгляд, щурясь от солнца, не скрывая своего возраста и не стесняясь его. Она простодушно отказывалась от маскировки неизбежных морщин исторического центра и досадно привычной небрежности горожан. Но «Аргонавты», как галантные кавалеры, не затруднились найти повод для искренних комплиментов радушной хозяйке. Не по памяти в студии, а на разогретых солнцем полотнах разворачивался образ Самары. Влажные поцелуи разноцветных кистей, на мгновение остужая разомлевшие от неожиданного майского зноя холсты, оставались на них тенью раскинувшегося вяза, бордюрным камнем, щербиной в кирпичной кладке, какой-то небывалой диковиной, остановившей любопытную малышку-непоседу.

ЛЮБОВЬ КАК КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА

Она может объять весь мир, но застенчиво укроется от суетного, стороннего взгляда под опущенными ресницами неизвестной на картине Олега Теняева «Женский портрет» или одним мазком соединит неясные очертания застигнутых на скале влюблённых в «Поре любви» Владимира Кожевникова. Она соединит две стихии, двух вечных соперников – камень и волну, но не в разрушительном для обоих конфликте, а в созидании чуда, готового выплеснуться из самого центра кипящего водоворота морской пены в работе Тумана Жумабаева «Штурм камня».

«Без любви к родной земле, её природе, к людям художник не может создать достойного произведения искусства», – считает Олег Теняев. «Оригинальными концепциями сегодня никого не удивишь. Простой зритель давно отвернулся от них, обратив свой взор к тому, что понятно и близко его душе – русской традиции реалистического искусства. К Саврасову, Васильеву, Левитану. Кстати, за тем же едут сюда теперь и многочисленные западные коллекционеры и просто туристы. И в их вполне благополучном и прагматическом обществе, как видно, наметилась тяга к простоте и душевности», – это тоже его слова.

ТВОРИТЬ – ЗНАЧИТ РАЗРУШАТЬ КАНОН

Мимолётное впечатление от окружающего мира, капризное и неуловимое, замирает на картине благодаря огромному труду её создателя. Но зритель, как и положено, видит только результат. Кто-то называет это русским импрессионизмом. Сами художники легко соглашаются и на реализм. В конце концов, любой «изм» – это академическая ловушка для творчества, заданный канон, а настоящее творчество начинается именно там, где этот канон нарушается.

В работе Тумана Жумабаева «Розы на море» элементы разных жанров – пейзажа и натюрморта неожиданно потянулись навстречу друг другу. Вспенивая привычные к нему волны прибоя, ветер пробует на выносливость и тормошит новый для него предмет – чайные розы. Растопырив листья и шипы, они пытаются удержаться в безыскусной стеклянной вазе, но любопытство сильнее: ещё один порыв, и растрёпанные бутоны тяжёлыми каплями упадут на прибрежный песок, слившись с его цветовой палитрой. После его же натюрморта «Селёдка наготове», где героиня, томной одалиской возлежа на обеденной тарелке, снисходительным взглядом через плечо разрешает себя рассмотреть, не побоюсь сделать ещё одно хулиганское предположение. Соединив натюрморт и автопортрет, Туман пишет свой любимый «Крымский чертополох» – растрёпанный цветок с сильными корнями, разросшийся по всей площади полотна: портретное сходство очевидно.

ТРИ ВЗГЛЯДА НА ОДИН ДВОРИК

Объединение «Аргонавты» возникло в Петербурге шесть лет назад. И, как говорят о нём сами художники, сохраняется благодаря контрасту их темпераментов, а вовсе не сходству, что более привычно. Одно и то же явление жизни каждый из них видит и передаёт по-своему. В этом Самару убедили три изображения старого дома на улице Водников, 72, над которыми художники работали одновременно. У Владимира Кожевникова он залит солнцем: много теплого цвета – зелёного, желтого, а движение и жизнь маленького дворика переданы линялой занавесочкой, похищенной сквозняком из открытого окна. В работе Тумана заметен интерес к деталям, даже сиюминутным. Он выхватывает их внимательным взглядом художника и, приручив, вводит как элемент композиции: Алла Шахматова, ненадолго присевшая на лавочку, ушла, а женщина, чей силуэт почти сливается с деревом рядом, осталась в этом дворике навсегда. То же самое дерево и ту же самую лавочку мы видим у Олега Теняева, но она пуста, как пуст затенённый дом, в котором никто не живёт. Три разных взгляда на один старый самарский дворик, и все три имеют право быть, потому что они – правда, потому что каждый остановил состояние гармоничного равновесия, присущее миру. Какой ненавязчивый мастер-класс дали нам художники «Аргонавтов» своим творчеством и в общении с журналистами на пресс-конференции: «Мы доказываем, что можно объединяться и дружно жить. Не стоит искать того, что ближе и привычнее. Просто человеку надо понять человека. И тогда уже ничто не мешает вместе делать шаги вперёд. Если работаешь вместе, то жизнь становится намного богаче и веселее».

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ГУРЗУФА

Они и познакомились так же легко и весело среди художников на этюдах в Летнем саду. «Завтра вечерней лошадью отъезжаю в Гурзуф. Поехали?» – предложил Кожевникову Олег. «Поехали», – отозвался тот. Немного позже к ним присоединился Туман, не устающий иронизировать над своим непогожим именем. С тех пор этот курортный город стал для «Аргонавтов» знаковым местом. Глядя на картины и этюды, написанные в Гурзуфе, вдруг замечаешь, с какой радостью каждый из них часто выбирает для своей работы только чистые и светлые тона, соревнуясь в этом с непомерно щедрым южным солнцем. Как будто желание оставить свой солнечный блик на чистом холсте было настолько всепоглощающим, что уже потом были найдены тема и сюжет. Хотя, например, для Олега Теняева они никогда и не были главными. «Главное – настроение», – считает он и следует этому принципу в картине «Утро в Гурзуфе». Мы не видим лица непринуждённо прислонившейся к стене женщины, ничего не знаем о ней. Но эта неопределённость, написанная тёплыми нежными мазками, не настораживает, а наоборот, притягивает. Солнечная доминанта звучит и в работе Кожевникова «Петровец. Яхты». Поменялась география места, но не изменился посыл радости, обращённый к зрителю. «Мы действующие художники и, много работая вживую, на пленэре, постоянно общаемся с тем, что создал Господь. Поэтому в наших картинах никогда не появится негатив и чернуха, которые иногда выдаются за актуальное, современное и какое-то другое искусство», – говорит от имени «Аргонавтов» Владимир Кожевников. А к первой их совместной осени набралось немало материала для первой выставки нового объединения художников.

НАЧАЛО ПЛАВАНИЯ

Открыв для себя «Аргонавтов» шесть лет назад, Санкт-Петербург неожиданно понял, что соскучился по творческим объединениям. И грандиозным событием, и «костью, которая вызвала раздражение и элемент подражания», со слов Владимира Кожевникова, стала их первая выставка осенью 2004 года в большом зале Союза художников. Следующий успех в московском Центральном Доме художника дал понять: аргонавты отправились в долгое плавание. Как показало время, прогноз был верным. Совсем нетрудно собрать художников на одной выставке, после которой они навсегда разойдутся по своим мастерским, как часто и бывает. Но заявлять о себе как о союзе творческих личностей на протяжении многих лет могут только интересные друг другу люди. Успех всегда притягивает. Были желающие примкнуть к аргонавтскому движению, но их по-прежнему трое. Что ж, закон геометрии настаивает на своём, и с палитры живописца: три точки пространства всегда находятся в одной плоскости, образующей самую надёжную и устойчивую опору, которую не расшатать.

Примечание: познакомиться с работами объединения питерских художников «Аргонавты» можно до начала июля в самарской галерее «Вавилон», вошедшей в историю мирового искусства – уверена её арт-директор – благодаря этому событию.

Автор: Галина Бочкарёва


Автор:Галина Бочкарёва