Оглавление
2#2011
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Губерния сегодня
История
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Экология
Юбилей

У истоков российской космонавтики КуАИ - СГАУ

ВКЛАД КуАИ – СГАУ В РАЗВИТИЕ КОСМОНАВТИКИ


Одержимые космосом

2 января 1958 года правительство Советского Союза приняло Постановление об организации серийного выпуска межконтинентальных баллистических ракет на авиационном заводе №1 в г. Куйбышеве (ныне – завод «Прогресс» в г. Самара). В феврале 1958 года Главный конструктор С.П. Королев направил на этот завод для организации конструкторского сопровождения серийного производства Д.И. Козлова – ведущего конструктора ракеты Р-7.

СГАУ сейчас

1 апреля 1958 года Д.И. Козлов назначен заместителем Главного конструктора – С.П. Королева. Первой удачей для него была встреча с директором завода В.Я. Литвиновым, таким же одержимым в освоении нового. Виктору Яковлевичу Литвинову было свойственно руководить, используя нетрадиционные идеи, нешаблонные методы. Спустя годы он вспоминал: «Одной из таких идей было моё стремление постоянно держать завод на передовом уровне науки и техники. Завод наш был серийным, выпускали мы изделия и поточным методом, но всегда стремились к обновлению продукции. Как только налаживался устойчивый серийный выпуск той или иной машины, я ехал в Москву и просил новое задание…».

Очень крупным поворотом в сторону абсолютно новой продукции и было правительственное Постановление об организации на заводе ракетного производства.

С.П. Королёв и В.Я. Литвинов приняли взаимные обязательства – заводчане реконструируют цех главной сборки, а опытный завод изготовит узлы и агрегаты для сборки первой машины. Монтаж нового оборудования, освоение принципиально новых технологий, материалов, методов испытаний и контроля – всё это соответствовало запросам, желанию и умению директора завода и его коллектива.

Выполнение громадного объёма работ, которые проводились на заводе для обеспечения выполнения нового ракетно-космического заказа потребовало бы в обычных условиях во много раз больше времени, если бы не одержимость и фантастическая работоспособность С.П. Королёва, В.Я. Литвинова, Д.И. Козлова, и их умение организовать и воодушевить свои коллективы.

Всё лучшее и передовое в науке и технике работало на производство нового изделия. Но освоить и реализовать объём новых технических задач было непросто. Инженерно-технические кадры переучивались. А завод работал круглосуточно. И меньше, чем через год первая ракета сошла с заводских стапелей.

Первая ракета Р-7, изготовленная в Куйбышеве, 17 февраля 1959 года совершила успешный полет. Началось освоение более совершенных ракет Р-7А и Р-9А. Куйбышев стал кузницей первого ракетного щита нашей Родины.

За успешное освоение и серийный выпуск новой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 июня 1960 года завод «Прогресс», так к этому времени стал именоваться бывший авиационный завод №1, получает третью награду – орден Трудового Красного Знамени. Второй Звездой Героя Социалистического Труда был награждён В.Я. Литвинов.


Триумфальная «семёрка»

Следующей знаменательной датой является 12 апреля 1961 года. Эта дата навечно вошла в историю нашей Родины, в историю всего человечества. В этот день космический аппарат со старшим лейтенантом, ставшим в этот день майором, Юрием Гагариным на борту совершил полет вокруг Земного шара по космической орбите и вернулся на Землю.

Космический аппарат «Восток» был выведен на орбиту ракетой-носителем ВК72 «Р-7».

50 лет тому назад мало кто знал, что первые две ступени РН «Восток», той самой модифицированной королёвской «семёрки», вынесшей на космическую орбиту первого в мире человека, были собраны на самарском заводе. А конструкторское сопровождение её производства осуществлял филиал №3 ОКБ-1 – ныне знаменитое ЦСКБ, возглавляемый тогда и многие годы потом Д.И. Козловым.

И за весомый вклад в то эпохальное дело Д.И. Козлов удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ему третьего ордена Ленина.

Корпус №1 КуАИ на ул. Молодогвардейской, 1942г.

Соратники Дмитрия Ильича, те, с кем он начинал в далеком 1958 году, и те, кто пришел позже, кто вместе с ним был влюблён в удивительную и сверхточную науку космонавтику, говорили о нём: «У него знания, опыт и непостижимая техническая интуиция».

23 июня 1960 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах». В соответствии с постановлением предусматривалось создание в СССР в течение 1961 – 1963 годов мощной ракеты-носителя Н-1 со стартовой массой 2000 тонн. Предполагалось, что она будет выводить на околоземную орбиту объект массой 40-50 тонн, а также иметь возможность разгонять груз массой 10-20 тонн с околоземной орбиты до второй космической скорости для полёта космического корабля к планетам Солнечной системы.

Именно этот носитель, согласно проекту, должен был вывести в околоземное пространство космический корабль с экипажем, а затем направить его к Луне по баллистической траектории.

С.П. Королёв предписывал филиалу №3 под руководством Д.И. Козлова выполнение эскизного проекта, а также ряд конструкторских и доводочных работ по изделию Н-1.

В процессе реализации грандиозных планов возникла громадная проблема создания двигателей для изделия Н-1. С.П. Королёв ещё при работе над новой межконтинентальной ракеты Р-9 настоял на необходимости создания двигателей, работающих на кислородно-керосиновом топливе.

В.П. Глушко – главный конструктор ракетных двигателей, отстаивал свой проект двигателей для Р-9 (а впоследствии – и для Н-1), работающих на тетраксиде азота (АТ) или несимметричном диметилгидразине (НДМГ) – крайне токсичных химических соединениях.

В итоге С.П. Королёв поручил создание двигателей для Р-9 Куйбышевскому ОКБ-276, известное потом как Самарское НПО «Труд», которым руководил Генеральный конструктор авиационных двигателей Н.Д. Кузнецов.

Производство и доводка изделия Р-9 были переданы на завод «Прогресс» и уже в 1962 году эта ракета на кислородно-керосиновых двигателях НК-9 была принята на вооружение Советской Армии. Вот так заказ на двигатели для Н-1 и попал в Куйбышев в ОКБ, которое возглавлял Н.Д. Кузнецов. Производство двигателей НК поручалось заводу №24 (Моторостроительный завод имени Фрунзе).

В апреле 1963 года вышло распоряжение ВСНХ, согласно которому к работам по комплексу Н-1 привлекались ещё и некоторые промышленные предприятия страны и Куйбышевской области.

Блоки А и Б этого изделия должен был изготовить завод «Прогресс» в кооперации с заводом №88. Выпуск ряда клепаных агрегатов поручался авиационному заводу (ныне – ОАО «Авиакор»). Привлекались заводы № 24, 207, 305, 454, 525 областного центра, Куйбышевский металлургический и сталелитейный заводы, Сызранский завод тяжелого машиностроения и Сызранский завод пластмасс.

Работы по совершенствованию конструкции Н-1 с двигателями НК шли полным ходом. Но вдруг в январе 1966 года последовала неожиданная и преждевременная смерть С.П. Королёва на шестидесятом году жизни. Вскоре работа была приостановлена, а потом и заморожена.

Выполнить полностью грандиозную программу не удалось. Было 4 старта, к сожалению, неудачных.

Из-за недостатка финансовых средств в стране работы по Программе были закрыты. Как известно, космический корабль «Аполлон - 11 с астронавтами Нейлом Армстронгом, Эдвином Олдрином и Майклом Коллинзом на борту успешно стартовал 16 июля 1969 года, а 20 июля – вышел на околунную орбиту и в тот же день кабина с Армстонгом и Олдрином мягко опустилась на лунный грунт. А 21 июля 1969 года на поверхность Луны впервые ступила нога человека с планеты Земля − к сожалению для нас, не советского гражданина, а Нейла Армстронга.

Дмитрий Ильич Козлов так вспоминал о своей работе в то время: «Интересные были годы, когда делали ракету Н – 1. Никогда раньше не было этого энтузиазма и, наверное, уже не будет».

В те же годы шла работа над ракетами-носителями, создаваемыми на основе «семёрки». Среди них − «Восток», «Союз», «Молния».

Среди всех носителей, созданных в годы освоения космоса для практического использования, «семёрке» по праву принадлежит первое почётное место. И в этом большая заслуга самарских ракетостроителей и Д.И. Козлова. Но в шестидесятых годах он начинает осваивать новое направление в космонавтике.


Космический контроль

С.П. Королёв, как эстафету, навсегда передал Дмитрию Ильичу разработку космических аппаратов − средств национального контроля и дистанционного зондирования Земли.

Первым, полностью разработанным под руководством Д.И. Козлова, − был спутник «Янтарь». За работу по созданию спутников серии «Янтарь» Д.И. Козлов был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда и награждён четвёртым орденом Ленина.

Предприятием создано около 30 типов космических аппаратов, обеспечивающих практически глобальное наблюдение поверхности Земли с высоким разрешением на местности и оперативной доставкой информации. Возможна съёмка с разрешением на местности не хуже 1м в панхроматическом диапазоне и от 2-х до 3-х метров в трёх спектральных диапазонах. Полоса захвата может достигать до 200 км при инфракрасном наблюдении.

Созданы космические аппараты научного назначения. Они предназначены для проведения экспериментов в области космических технологий, производства материалов и биологических препаратов в интересах промышленности и науки, а также для проведения фундаментальных исследований по изучению частиц высоких энергий.

Следует отметить также участие самарских научно-производственных коллективов в работе по реализации космического проекта «Энергия − Буран».

Волжский филиал НПО «Энергия», образованный 30 июля 1974 года под руководством Б.Г. Пензина, предназначался для разработки конструкторской документации и сопровождения изготовления ракет-носителей на Куйбышевских заводах. В 1976 году и была начата работа над эскизным проектом ракетоносителя «Энергия». 15 мая 1987 года первый пуск ракеты-носителя прошёл успешно. Через полтора года удачно прошёл запуск «Энергии» уже в комплекте с орбитальным кораблём «Буран».

К сожалению, автоматическим полётом «Бурана» этот виток в истории космонавтики завершился.


Подготовка кадров для ракетостроения

Сделав обзор тех научно-технических разработок, над которыми работали коллективы Куйбышевских, а потом − Самарских, организаций и предприятий в области ракетно-космической техники, отметим роль Куйбышевского авиационного института, имеющий теперь наименование – Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва.

Открыт он был в 1942 году для подготовки кадров инженеров – технологов для самолётостроительных и моторостроительных предприятий. С этими предприятиями с первых дней существования у института сложилось деловое сотрудничество. Буквально в первый год приезда Д.И. Козлова в наш город для выполнения решений С.П. Королёва стала интенсивно расти эффективность научно-технического сотрудничества и завода «Прогресс», и конструкторского подразделения, руководимого Д.И. Козловым, с коллективом Куйбышевского авиационного института и его ректора В.П. Лукачёва, остро реагирующего на новое настоящее дело.

Первыми сотрудниками Д.И. Козлова были приглашённые им с ведома В.Я. Литвинова инженеры завода «Прогресс». Среди тех первых были − К.В. Тархов, А.М. Солдатенков, Г.Е. Фомин, А.И. Апексимов, Ю.И. Новичихин, Л.Ф. Шумный, Ю.В. Ярёменко, Е.А. Болотов, Б.Г. Пензин, В.А. Рясный, М.Г. Татко, М.Ф. Шум и другие. Кроме Г.Е. Фомина все они − недавние выпускники разных лет КуАИ.

Н.Д Кузнецов в СГАУ.jpg

С началом развития космического комплекса в Самаре одной из главных проблем была проблема кадрового обеспечения. Дефицит кадров для реализации создания новой техники решался путём своевременной работы коллектива КуАИ во главе с В.П. Лукачёвым по коренной перестройке учебного процесса и направлений научных исследований.

Высокие темпы развития авиационной и ракетно-космической отраслей потребовали скорейшего решения проблемы подготовки квалифицированных инженерных кадров и научной поддержки разрабатываемых проектов. Оглядываясь на истёкшие десятилетия, можно с уверенностью сказать: ректор В.П. Лукачёв с задачами, поставленными жизнью, справился блестяще. Его имя с полным правом можно поставить рядом с именами Н.Д. Кузнецова и Д.И. Козлова.

По их инициативе в 1959 году в КуАИ началась подготовка специалистов для новой отрасли науки и техники − по учебным планам «Ракетостроение» и «Ракетные двигатели», а в 1980 году началась подготовка инженеров по специальности «Космические летательные аппараты и разгонные блоки».

С целью реализации подготовки инженеров по новым специальностям создавались новые кафедры, новые учебные лаборатории. В КуАИ-СГАУ подготовлено около 30 тысяч специалистов для создания ракетно-космической техники, для проведения научных исследований в этой сфере.

Организация регионального Совнархоза позволила властям высвободить инициативу местных организаций и сконцентрировать внимание и ресурсы на решении задач, в числе которых были задачи оборонной отрасли. Понимая важность решения кадровых проблем, руководитель Совнархоза − В.Я. Литвинов, бывший директор завода, активно поддержал инициативу ректора В.П. Лукачёва по созданию в институте девяти первых в стране отраслевых научно-исследовательских лабораторий. В этой идее ректор видел локомотив, с помощью которого можно, решая проблему отрасли, добиться дальнейшего развития института.

Коллективы кафедр, групп и лабораторий решали проблемы научного обеспечения создания новой ракетно-космической техники. В некоторые годы объём научных исследований и опытно-конструкторских работ в институте составлял 50% от общего объёма НИР. И этой работой занимались свыше 600 штатных сотрудников института.

В институтских подразделениях проводились испытания и доводка микроЖРД, используемых в системах управления и ориентации КА. Создавались амортизаторы и демпферы из металлического аналога резины (МР) − материала, разработанного в институте.

Решались проблемы разработки новых прогрессивных, более эффективных технологий производства конструкций летательных аппаратов и двигателей. Разрабатывались алгоритмы и программное обеспечение для реализации новых приёмов проектирования, обеспечения прочности и надёжности конструкций. Решались проблемы аэрогазодинамики, механики, процессов управления применительно к различным этапам полёта космического летательного аппарата.

По мере выполнения этих исследований поднимался и уровень самого вуза, укреплялась материально-техническая база, повышался научно-педагогический уровень преподавателей, а также уровень учебного процесса.

За выдающиеся успехи в подготовке инженерных и научно-педагогических кадров, за высокую эффективность научных исследований в 1987 году В.П. Лукачёву присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1992 году институт был переименован в Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва.

В 2009 году по распоряжению правительства Российской Федерации Самарский государственный аэрокосмический университет стал одним их 14 высших учебных заведений, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет».

Практически все руководители аэрокосмический предприятий Самарского региона в настоящее время являются выпускниками КуАИ-СГАУ, делами которых по праву гордится университет.

Автор: Ю.Л. Тарасов, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, проректор по научной работе КуАИ-СГАУ в 1979-1989 годах


Автор:Ю.Л. Тарасов, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, проректор по научной работе КуАИ-СГАУ в 1979-1989 годах