Оглавление
1#2013
Оглавление
О главном
Города и районы Самарской области
Доска почёта
История
Конкурс
Лицо с обложки
Поколение
Пресс-служба
Психология
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Экология
Энергоэффективность
Юбилей

Механизмы финансирования энергосервисных контрактов

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2013 (апрель)

В продолжение обсуждаемой темы мы публикуем интересный и своевременный материал, подготовленный главным консультантом СРО НП «АЭКСО», кандидатом технических наук Максимом Алексеевичем Гараниным.

Реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности предприятий и организаций предполагает активное использование заёмных средств, необходимых для финансирования проектов, направленных на снижение потребления топливно-энергетических ресурсов. Сделать инвестиции в энергоэффективность рентабельными для всех участников рынка призваны энергосервисные контракты – новый тип гражданско-правовых договоров, введённый Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ.

В мировой практике существуют следующие основные модели энергосервисного контракта: разделение дохода от экономии (sharedsavings); гарантированная экономия (guaranteedsaving); быстрая окупаемость (first-out); контракты полного обслуживания (chauffage); консалтинг с вознаграждением за экономию (successfee).

В России предусмотрено правовое регулирование следующих видов энергосервисных договоров: государственные или муниципальные договоры, заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд; энергосервисные договоры, направленные на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества; договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора.

Наиболее общая классификация предусматривает две основные модели финансирования энергосервисных контрактов на основе заёмных средств (рис. 1).

Рис. 1. Модели финансирования энергосервисных контрактов.

Увеличить

Первая модель (рис. 1) предусматривает возложение кредитных обязательств на энергосервисную компанию. Это более надёжный механизм, поскольку энергосервисная компания несёт риски, а следовательно, и дополнительные гарантии качества работ – надёжности достижения экономии от реализации мероприятий.

Вторая модель (рис. 1) предусматривает самостоятельное использование заёмных средств заказчиком энергосервисных услуг.

Минэкономразвития России (www.economy.gov.ru) представило рекомендуемую форму энергосервисного договора – это проект государственного контракта на энергосервис, который включает примерную конкурсную документацию на энергосервис, а также ориентировочные условия энергосервисных договоров.

На сегодняшний день рынок энергосервисных услуг в РФ является новым и слабоизученным. Классических примеров внедрения энергосервиса – единицы по всей стране. Как правило, они реализуются в промышленном секторе, изредка – в сфере ЖКХ, в основном, как показательные примеры.

Одним из тормозов массовой реализации энергосервисной деятельности в России является отсутствие надёжных финансовых механизмов обеспечения энергосервисных контрактов при использовании схемы, которая предусматривает наличие кредитора. Особо следует отметить высокие риски энергосервисной деятельности для заказчика и исполнителя энергосервисных услуг, когда в схеме финансирования есть кредитор. Снизить риски возможно за счёт возмещения затрат за пользование кредитными средствами для реализации энергосервисных контрактов (рис. 2).

Рис. 2. Модель возмещения затрат за пользование кредитными средствами для реализации энергосервисных контрактов.

Увеличить

В отличие от традиционных моделей финансирования энергосервисных контрактов (рис. 1), использующих три стороны (потребитель энергосервисных услуг, кредитор и энергосервисная компания) предлагаемая модель (рис. 2) использует четыре стороны: потребитель энергосервисных услуг, кредитор, энергосервисная компания и сторона, компенсирующая затраты за пользование кредитными средствами. В качестве такой стороны может выступать региональное Минэнерго.

Реализация данной схемы с методической, организационной и финансовой точек зрения более сложна, но именно она позволяет заинтересовать всех участников процесса в получении максимального экономического эффекта. Это позволит сделать энергосервисную деятельность массовой и востребованной. Таким образом, энергосервисная деятельность сможет стать реальным сектором экономики России.