Оглавление
2#2013
Оглавление
О главном
Гражданское общество
Доска почёта
Здравоохранение
История
Культура Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Слово
Соседи
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Эколидер
Экология
Юбилей

Русский язык как национальная идея, или Тотальный диктант в Самаре

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2013 (июнь)

Русский язык как национальная идея, или Тотальный диктант в Самаре

Землетрясение диктанту не помеха

Что заставляет взрослых людей – учителей, пенсионеров, рабочих и служащих – собираться в солнечный весенний выходной день в вузовской аудитории, чтобы, прилежно склонившись над листком бумаги, написать текст под диктовку преподавателя и отдать его на проверку строгому жюри из профессиональных филологов? Не ради призов, карьеры или преимуществ при поступлении в вуз, а, наоборот, с большой вероятностью получить неудовлетворительную оценку своего уровня грамотности... Приезжать для этого из других городов и сельских районов области (как, например, наш кинельский автор Диана Леонова, встреченная мной по пути на диктант). В прошлом году в Казани участников «Тотального диктанта», собравшихся на мероприятие под открытым небом, на городской площади, едва не разогнала полиция, приняв за несанкционированный митинг, а в новозеландском городе Крайстчерч диктант писали во время начавшегося землетрясения...

– Я по своей первой специальности журналист, по второй – юрист. Хочу проверить свои знания и удостовериться, что я ещё не забыла правила русского языка, – делится участница «Тотального диктанта – 2013» в Самаре Марианна Комина.

– В школе я всегда писал диктант на «отлично», а теперь решил проверить: годы со мной что-нибудь сделали или нет? Посмотрим. Я думаю, нет, – уверен пожилой мужчина.

– Друг у друга мы не списывали, – улыбаются библиотекарь Ирина Кравчук и две её дочки Диана и Виктория. Одна из дочерей уже студентка, другая – восьмиклассница. Школьников, особенно старших, среди участников вообще было много – в основном ребятам хотелось проверить себя перед предстоящим ЕГЭ и поступлением в вузы.

Быть грамотным – модно

Международная акция «Тотальный диктант», давно переросшая уровень факультетского «флэшмоба», впервые проведённого в 2004 году филологами Новосибирского государственного университета, снова прокатилась этой весной по городам и весям не только нашей необъятной страны, но и ближнего и дальнего зарубежья, собрав вокруг себя более 30 тысяч любителей русского языка в России и две с половиной тысячи за рубежом. Для первых «Тотальных диктантов» тексты брали из русской и советской классики, с 2010 года традицией этого мероприятия стало привлекать к их написанию современных писателей – так, авторами текстов «Тотального диктанта» уже стали Борис Стругацкий, Дмитрий Быков, Захар Прилепин и, в этом году, Дина Рубина.

В Самаре, где «Тотальный диктант» уже третий год проходит в стенах Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, акцию поддержали 632 человека. В масштабах города и области – не так уж много. Но по сравнению с прошлым годом число участников выросло более чем вдвое, и можно предположить, что полушуточный ролик, показанный перед началом, где желание пойти на диктант выражают и типичные гопники, и бабушки-пенсионерки, и группа иностранцев, имеет шанс когда-нибудь стать реальностью. По крайней мере цель организаторы поставили именно такую – быть грамотным должно стать модно. «Умение правильно расставить запятые – обязательный признак по-настоящему успешного и уверенного в себе человека», – с таким мнением, услышанным перед началом диктанта, трудно не согласиться. Однако...

«Олбанский» синдром

Пару десятилетий назад в падении грамотности принято было обвинять всеобщую телефонизацию: мол, люди перестали писать письма, гораздо легче позвонить... Сейчас письменная речь снова вошла в обиход – теперь уже в форме электронных писем, СМС и переписки в чатах. Вошла – и обнажила проблему, так сказать, во всей красе. Ну, популярный в Интернете «олбанский» язык – это, конечно, шутка, но ведь уже можно говорить о значительной прослойке молодёжи, уверенной, что писать «жывотное» – это правильно… А кто – положа руку на сердце – ставит в эсэмэсках знаки препинания? Некогда, да и место они занимают... И каким благородным анахронизмом выглядят теперь телеграммы прошлого века с педантично расставленными в нужных местах «тчк» и «зпт»...

Сетования на всеобщее падение грамотности мне как-то довелось услышать даже... в проповеди на православном богослужении: священник упрекнул прихожан, что они не могут даже имена своих близких в поминальных записках написать без ошибок. Что уж жаловаться на базарные ценники типа «сасиськи» или «маркоф», написанные зачастую людьми, для которых русский язык не родной... Даже художественные тексты на бумаге уже публикуются порой в стиле этакого виртуального потока сознания – без запятых и без заглавных букв. А что – постмодернизм, читатель полностью свободен в своём восприятии: хочет – прочтёт «казнить, нельзя помиловать», хочет – наоборот... Поэтому, конечно же, «Тотальный диктант» заставил не только вспомнить основные правила орфографии, но напомнил и о том, что авторская пунктуация – это не лепить запятые и тире где попало, а выбирать один из возможных вариантов, различающихся между собой в том числе и смысловыми оттенками, акцентами... Но главное – результаты диктанта, ставшие шоком для многих (уже третий год в Самаре более половины участников получают неудовлетворительные оценки, а до оценки «отлично» недотягивают и люди, сделавшие русский язык своей профессией – среди написавших диктант на «4» и «3» есть и преподаватели, и корректоры, и редакторы, и журналисты), заставили практически каждого (включая автора этих строк) задуматься над собственным состоянием грамотности. А также над тем, что значит для нас всех отношение к родному языку, его состояние в современном мире.

«Русский язык по средам»

«Когда говорят, что у нас нет национальной идеи, мне всегда хочется сказать: а нельзя ли избрать национальной идеей любовь к родному языку? – сказала на церемонии награждения победителей Ольга Ивановна Кальнова, заведующая кафедрой русского языка ПГСГА. – Ведь любовь и уважение к родному языку – это самоуважение прежде всего. И этим надо дорожить и воспитывать эту любовь в своих детях, в своих внуках, чтобы она не покидала нас никогда».

В декабре 2011 года на филологическом факультете ПГСГА состоялась первая лекция для всех желающих из цикла «Русский язык по средам» в рамках подготовки к следующему «Тотальному диктанту», который традиционно проходит в апреле. Идея этих просветительских курсов родилась у доцента кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания Людмилы Викторовны Артешиной и её коллег, которые согласились бесплатно, в свободное после учебного дня время вести занятия по русскому языку с повторением основных правил и практическим подробным разбором правописания трудных слов и знаков препинания. На каждом занятии, проводившемся в среду после рабочего дня, присутствовало примерно от двадцати до сорока человек, люди разных возрастов и разных профессий, школьники, студенты, пенсионеры... Сколько из них стали участниками диктанта, статистики никто не вёл, но ведь цель этих курсов – не «повышение показателей», а пропаганда в обществе грамотности, любви к родному языку и, я бы даже сказала, вкуса к хорошей, правильной письменной речи. Потому что, судя по посещённым занятиям, вели их люди, этим вкусом обладающие, те, для кого правила орфографии и пунктуации – не застывшая схема, а условие точности выражения мысли в живом бытовании русского языка...

Русский язык как национальная идея, или Тотальный диктант в Самаре

«Двоечники» тоже молодцы

В этом году из 632 участников диктанта в Самаре отличником стал только один – выпускник ПГСГА Кирилл Биджанов. Поэтому именными дипломами и подарками от спонсоров акции в торжественной обстановке награждали также твёрдых «хорошистов». Более половины участников, как уже говорилось, получили неудовлетворительные оценки. Но виной тому не только плачевное состояние грамотности в обществе – достаточно сложным оказался и текст, перегруженный орфограммами, авторскими знаками препинания, с прямой речью и внутренним монологом. К тому же организаторы диктанта из Новосибирского университета выставили достаточно жёсткие критерии оценки, не допускающие вариантов в расстановке знаков препинания даже там, где это разрешается правилами русского языка. Поэтому многие оценки можно было бы смело повысить на балл. «Я бы даже предпочла в данном случае изменить шкалу оценок и оценивать не по пятибалльной школьной системе, а скажем, по стобалльной, – поделилась с собравшимися на награждение Ольга Ивановна Кальнова. – Потому что человек, который напишет диктант, например, на 55 баллов, будет чувствовать себя увереннее, чем тот, кто получил оценку «2». Мне не хочется, чтобы вы чувствовали себя двоечниками. Вы все молодцы».

– Даже те, кто получили двойки, могут считать это своей победой, потому что главная цель «Тотального диктанта» – проверить свою грамотность, – считает Елена Чернева, координатор «Тотального диктанта» в Самаре. – Люди приходили писать диктант семьями, можно сказать, это уже семейный праздник. За десять лет существования «Тотальный диктант» перерос в статус федерального проекта, он уже поддерживается Агентством стратегических инициатив. И мы надеемся, что в следующем году в Самаре будет больше участников, больше точек, где будет проходить диктант...

Все желающие участники диктанта могли получить подробный разбор своих ошибок преподавателями ПГСГА, побеседовать с филологами, проверявшими работы. А с ноября в стенах филфака вуза на улице Антонова-Овсеенко, 26, снова откроют свои двери для всех желающих курсы грамотности «Русский язык по средам».

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева