- Новые задачи медицинского образования
- Виталий Гройсман. Легендарная личность
- Лидия Федосеева: «Здоровое поколение – наша главная забота»
- «Рок над Волгой – 2013»: природа, свобода и любовь!
- Журналисты подарили городу праздник Солнца и Доброты
- Пусть всегда будет Мост!
- Все цвета музыки на фестивале «Виват, Баян!»
- Экопринципы «TАРКЕТТ»
- Сберечь Землю для жизни
- Народный ЭкоЛидер «Самаранефтегаз»
- Среди ЭкоЛидеров намечается конкуренция
- Город Кинель: территория эколидерства
- Кинельский район: серьёзный подход к экологии
- Главная награда – здоровье окружающей среды
- Красноармейский район: экологический прорыв
- Экологические инновации на МСК «Водино»
- Эффективная экологическая политика
- В авангарде экологических исследований
- Расти, наш лес!
Закон на страже природы
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2013 (июнь)
В столкновении интересов государства, субъектов экономической деятельности и простых граждан самой беззащитной стороной нередко оказывается окружающая среда. Наличие строгого природоохранного законодательства ещё не обеспечивает его соблюдение – важно эффективное исполнение контрольно-надзорных функций. В России этим занимается Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. О региональных особенностях и задачах её работы мы беседуем с исполняющим обязанности руководителя Управления Росприроднадзора по Самарской области Александром Тергалинским.
С&Г: Александр Сергеевич, какие проблемы в сфере природопользования требуют наибольшего внимания вашего Управления?
Александр Тергалинский: Самарская область – один из наиболее развитых и плотнонаселённых регионов России. Следовательно, и уровень техногенной и антропогенной нагрузки на природу очень высок. Только вдумайтесь в эти цифры: объём образующихся отходов – около 5-6 млн. тонн в год, а выбросов в атмосферу – около 500 тыс. тонн! Большое количество отходов образуют предприятия машиностроения, химии и нефтехимии. Их особенностью является близость к жилой застройке городов и к реке Волге, что накладывает особые обязательства по охране атмосферного воздуха и водных объектов.
Актуальным остаётся вопрос обращения с отходами. К сожалению, на сегодняшний день мы не наблюдаем резкого сдвига в решении этой проблемы. Полигоны заполнены, а доля перерабатываемых отходов в целом по области остаётся низкой. В то же время есть примеры производств, успешно занимающихся переработкой отходов, в первую очередь – пластмассы, резины, картона и др. Серьёзный кластер вторичного использования отходов сложился в Тольятти. А в работе по ликвидации несанкционированных свалок наибольших успехов достигла Администрация городского округа Самара.
С&Г: Как вы оцениваете эффект от штрафных санкций и от повышения платы за негативное воздействие на окружающую среду?
Александр Тергалинский: Общий объём административных штрафов не столь велик – наше Управление, к примеру, собирает их порядка 10 млн. рублей в год. Гораздо более весомыми являются платежи за негативное воздействие на окружающую среду, которые в соответствии с установленными нормативами осуществляет каждый природопользователь. Общий объём таких поступлений год от года растёт и в 2012 году составил 724,4 млн. рублей.
Следует отметить, что эти денежные средства мы направляем в бюджеты различных уровней, при этом 40% получает муниципалитет, на территории которого осуществлено негативное воздействие. И эти средства должны использоваться для проведения мероприятий, способствующих восстановлению окружающей среды.
Увеличение платежей связано, во-первых, с увеличением объёма негативного воздействия. Во-вторых, оно является результатом постоянной работы Управления по выявлению неплательщиков и постановке на учёт новых плательщиков. Также объём собираемых средств зависит от изменения нормативов, регулирования стоимости и порядка сбора платежей. И здесь необходимо отметить определённые новшества, касающиеся платежей за негативное воздействие от сжигания и рассеивания попутного нефтяного газа.
Во всём мире попутный нефтяной газ (ПНГ) является ценным сырьём. В России его до недавнего времени просто спускали в атмосферу или сжигали на факельных установках. В 2009 году на государственном уровне был поднят вопрос о нерациональности использования ПНГ, и была увеличена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе – метана. Это привело к росту платежей, но проблема решена не была, так как данная мера не стимулировала предприятия заниматься переработкой и использованием ПНГ.
Поэтому 8 ноября 2012 года вышло Постановление Правительства РФ, согласно которому в качестве платы за негативное воздействие могут зачитываться средства, затраченные компаниями на работы, связанные с утилизацией или использованием ПНГ. Рассчитываем, что в 2013 году общий объём платежей в этой части должен снизиться, но объём средств, реально направляемых на решение проблемы попутного нефтяного газа значительно возрастёт. Вообще, хочу отметить, что ни для нашего Управления, ни для Федеральной службы Росприроднадзора не является целью собрать как можно больше средств за негативное воздействие. Целью в данном случае является максимальный уровень переработки газа, который к 2014 году должен достичь 95%.
С&Г: Как обстоят дела с использованием водоохранных зон на территории региона?
Александр Тергалинский: Вопрос соблюдения законодательства в водоохранных зонах всегда является острым, особенно в таких регионах, как Самарская область, которая изобилует крупными и протяжёнными водными артериями. Распоряжением областного Правительства была образована межведомственная комиссия по контролю за использованием водоохранных зон. В её состав вошли представители областного профильного министерства, Росприроднадзора, МЧС, прокуратуры, полиции, инспекции маломерных судов.
Сложность надзорной работы заключается в том, что многие нарушения, например, незаконное размещение объектов в границах водоохранных зон, носят сезонный характер.
В начале каждого сезона мы выявляем десятки незаконно размещённых дебаркадеров, лодочных станций, плавучих ресторанов и т. д., возбуждаем дела об административных правонарушениях, накладываем штрафы, выходим в суд. Но зачастую получается так, что судебное решение приходит уже к концу лета. И дебаркадер, выполнивший свою задачу, благополучно увозится его владельцем. Поэтому в текущем году мы решили сделать своеобразный упреждающий удар, проведя проверки ещё зимой с широким охватом мест стоянки подобных плавсредств.
Аналогичная ситуация складывается с таким распространённым нарушением, как ограничение доступа к воде. Получая судебное решение о необходимости убрать забор, собственник просто переносит его на 5 метров, и формально это уже другой объект, требующий нового разбирательства.
Серьёзной проблемой, на наш взгляд, является строительство в водоохранных зонах объектов без экологического согласования с надзорными органами. Дело в том, что пять лет назад закон 1995 года «Об экологической экспертизе» был сильно усечён в плане объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе. С тех пор мы регулярно выходим с инициативой о необходимости экологической экспертизы для всех объектов, размещаемых в водоохранных зонах.
С&Г: С каждым годом повышается туристическая и рекреационная активность в Самарской области. Нет ли в этом угрозы для природных объектов, в том числе на особо охраняемых природных территориях?
Александр Тергалинский: К сожалению, увеличение числа туристов и отдыхающих провоцирует недопустимо высокую антропогенную нагрузку на природные объекты, поэтому остро встаёт вопрос регулирования числа посещений ООПТ – национальных парков «Самарская Лука» и «Бузулукский бор». И один из вполне законных способов такого регулирования – взимание платы за посещение. Нахождение людей на территории Жигулёвского заповедника вообще запрещено без специального разрешения его дирекции.
К чему приводит «человеческий фактор» мы увидели в 2010 году, когда бушевавшие в стране пожары не пощадили и лесные массивы области, в том числе заповедные. После этого государство выделило значительные средства на обеспечение пожарной безопасности, что значительно улучшило ситуацию. Однако я призываю граждан внимательно относится к объявленному на территории большинства муниципалитетов особому противопожарному режиму и связанным с ним ограничениям на посещение лесов.
Тема пожарной безопасности на территории ООПТ стала одной из главных в программе апрельского рабочего визита в Самарскую область министра природных ресурсов и экологии России Сергея Донского. Министр вместе с губернаторами Самарской и Оренбургской областей, руководителями территориальных органов Росприроднадзора, заповедников и национальных парков ПФО принял участие в командно-штабных учениях по отработке навыков взаимодействия противопожарных сил при тушении природных пожаров на особо охраняемой природной территории федерального значения.
Учения прошли в Бузулукском бору, а на следующий день состоялось совещание на тему «Задачи, решаемые природоохранными учреждениями и взаимодействующими органами и службами в целях предупреждения и ликвидации природных пожаров на особо охраняемых природных территориях и сопредельных с ними землях лесного фонда».
С&Г: С какой целью создан Общественный совет при Управлении Росприроднадзора по Самарской области?
Александр Тергалинский: Общественный совет был создан в конце прошлого года и совсем скоро должен заработать в полном объёме. Мы стремились избежать создания сугубо кабинетной, «паркетной» формы совета, который бы только проводил заседания. Я считаю, что Общественный совет должен, прежде всего, выполнять функцию независимого эксперта в оценке действий или бездействия федеральных, областных и муниципальных органов власти в части природоохранной деятельности.
Кроме этого, сейчас поступает много жалоб и обращений, связанных формально с природоохранной темой, но на деле являющихся своеобразным способом выяснения отношений собственников. Для выездов на места и установления объективной картины как раз и нужен Общественный совет.
В Управлении Росприроднадзора действует телефон круглосуточного дежурства, по которому мы готовы принимать сигналы от граждан для оперативного реагирования. По нашей «Зелёной линии» можно сообщить о несанкционированном размещении свалок бытовых отходов для принятия мер по их ликвидации.
Мы работаем на будущее Самарской области, гордимся тем, что можем повлиять на это будущее, с помощью закона сдерживая негативное воздействие на окружающую среду. И мы благодарны всем неравнодушным людям – как профессионалам-экологам, так и просто активным гражданам – за сотрудничество в нашем непростом деле, за помощь в выявлении фактов нарушения природоохранного законодательства.
Автор: Алексей Сергушкин