- Новые задачи медицинского образования
- Виталий Гройсман. Легендарная личность
- Лидия Федосеева: «Здоровое поколение – наша главная забота»
- «Рок над Волгой – 2013»: природа, свобода и любовь!
- Журналисты подарили городу праздник Солнца и Доброты
- Пусть всегда будет Мост!
- Все цвета музыки на фестивале «Виват, Баян!»
- Экопринципы «TАРКЕТТ»
- Сберечь Землю для жизни
- Народный ЭкоЛидер «Самаранефтегаз»
- Среди ЭкоЛидеров намечается конкуренция
- Город Кинель: территория эколидерства
- Кинельский район: серьёзный подход к экологии
- Главная награда – здоровье окружающей среды
- Красноармейский район: экологический прорыв
- Экологические инновации на МСК «Водино»
- Эффективная экологическая политика
- В авангарде экологических исследований
- Расти, наш лес!
Уроки добра
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2013 (июнь)
Больше года назад в школьной программе четвёртых-пятых классов появился новый предмет, который до этого преподавался в ряде регионов России в качестве федерального компонента. Это «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), представленный в виде шести культурологических модулей – «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики», любой из которых могут выбрать для изучения своими детьми родители учеников.
С самого начала разговоры о введении в школах религиоведческого предмета вызвали в обществе и прессе бурную дискуссию, и споры эти продолжаются до сих пор. «Основы православной культуры» путали с «Законом Божьим», пугали ползучей клерикализацией образования и межнациональными конфликтами, обвиняли в нарушении статьи Конституции об отделении школы от церкви... Даже в православной среде было немало сомнений: а ну как за дело возьмутся ревностные не по разуму учительницы, которые будут выдавать детям за православие собственные эмоции, суеверия, ереси, народные легенды о чудесах?..
И вот первый учебный год прошёл и выявил некоторые тенденции, проблемы и поля деятельности, куда нужно направить усилия. Во-первых, оказалось, что никакой клерикализации не случилось, более того – нередко дети и из православных семей ходят не на «Основы православной культуры», а на «Основы светской этики» или мировых религиозных культур. Например, по всей России православную культуру выбрали около 30% от общего числа учащихся, в Самарской области первоначальная цифра составила 19%. В каких-то районах этот процент был больше – например, в Сергиевском районе – 72 %, в Сызрани – 32%, в Самаре же и Тольятти – не более 9% в каждом из городов. В числе причин называют не только выбор учеников и родителей, но и зачастую невозможность или нежелание администраций школ обеспечить действительную альтернативность курса. Нередко на родителей давят, убеждая выбрать то, что выбрало большинство. В некоторых школах, например, уже закупили учебники по светской этике на несколько лет вперёд, где-то не хотят хлопот с лишним преподавателем и дроблением класса на подгруппы, где-то действуют другие страхи и стереотипы.
Чтобы выяснить реальную картину и найти пути решения проблем, представители отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии провели совещания и семинары в городах и районах области, встречи с главой Самары и заместителем мэра Тольятти, руководителями образовательных учреждений. На этих встречах были представлены методические рекомендации для преподавателей ОРКСЭ, презентация на основе методических материалов для учителей и родителей, где чётко разъясняются все вопросы, связанные с предметом «Основы православной культуры».
Самарская епархия совместно с Самарским институтом повышения квалификации работников образования создали систему округов, каждый из которых возглавляет священник-куратор с высшим богословским и светским образованием, который готов оказать необходимую методическую помощь преподавателям не только ОПК, но и светской этики. Создаётся методический центр и на базе отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии, изданы методические пособия, учебники, ещё один учебник по основам православной культуры, созданный коллективом самарских авторов, находится в печати.
О проблемах, связанных с преподаванием «Основ православной культуры», мы беседуем с кандидатом богословских наук, заведующим кафедрой церковной истории Самарской духовной семинарии, руководителем отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии архимандритом Вениамином (Лабутиным) и Еленой Павловной Бельчиковой, заместителем руководителя отдела религиозного образования и катехизации епархии, доцентом, кандидатом педагогических наук, долгое время работавшей в СИПКРО.
Отец Вениамин: Русская Православная Церковь и ряд других конфессий с самого начала ставили вопрос о необходимости введения в школе курса, где бы поднимались вопросы этики, ценностных категорий, определения своей жизненной позиции. Ведь школа должна не только научать, но и воспитывать.
Елена Бельчикова: В минувшем году СИПКРО совместно с Самарской духовной семинарией подготовили более 1300 учителей по основам православной культуры. Каждый из них при необходимости может вести любой из шести модулей, хотя, конечно, 72 часов для освоения столь обширного материала недостаточно. Поэтому одна из задач – подключить педагогические вузы и организовать профессиональную подготовку для того, чтобы в рамках подготовки будущих учителей они вводили курс основ религиозной культуры и светской этики. К сожалению, работать пришлось в экстремальном режиме, поэтому было упущено время для разъяснительной, просветительской работы. И сейчас очень важно приложить все усилия для того, чтобы руководители образовательных учреждений перестроили свою работу, чтобы они выбирали не один модуль на своё усмотрение и предлагали его родителям, а сами родители делали выбор из шести модулей, потому что именно это чётко обозначено в методических рекомендациях Министерства образования РФ. Директор школы, педагог может советовать, рассказывать, показывать, но письменное заявление должен написать только сам родитель...
Страхи и стереотипы
Отец Вениамин: Одна из проблем, с которыми мы столкнулись, это слабая информированность родителей и педагогов об этом курсе. Очень часто понятие альтернативности подменяется тем, что родители и руководство школ стараются выбрать то, что легче преподавать. Всем почему-то кажется, что это «Основы светской этики». Но учебники по этому предмету не очень удачные, да и этот курс больше рассчитан на старшеклассников, чем на учеников четвёртых классов. Очень важное место в нём занимают античная греческая, римская, китайская классическая философии, учение Конфуция, Лао-Цзы, французские просветители XVIII века, экзистенциалисты... Это очень сложно для понимания ребёнка.
Вторая проблема в том, что у нас очень много страхов и комплексов. Многие опасаются, что произойдёт подмена светского характера государства клерикальным. Однако президент России Владимир Путин очень правильно сказал, что нужно уходить от вульгарного понимания светскости, не ставить знак равенства между светскостью и атеизмом. Светское государство может сотрудничать с религиозными конфессиями, но не делает какую-то из них основной, не навязывает её религиозные ценности всему населению.
Хочу особо подчеркнуть, что курс «Основы православной культуры» носит культурологический характер. В чём его отличие от преподавания религии? В религиозных школах ребёнок не просто получает знания об основах веры, он их обязан претворять в своей жизни. Там есть посты, исповедь, обязательное посещение храмов, молитва перед началом занятий. Если человек неверующий, то, конечно, этого нельзя ему навязывать. Здесь же идёт знакомство с тем, что составляет основы нашей национальной традиции, с важными аспектами семейных ценностей, патриотизма, и всё это рассматривается в том числе с позиции православия.
Для нас это особенно важно, потому что если, например, на Кавказе основы религиозного воспитания и традиции закладываются в семье, то у нас институт семьи во многом ослаблен. О ребёнке заботятся, ему стараются дать образование, но очень часто не говорят с ним на темы нравственного выбора, добра и зла... В советской школе эти вопросы поднимались на уроках литературы, истории. Теперь же эти предметы в основном носят информационный характер. Когда школьник знает сюжет «Преступления и наказания», но у него нет времени анализировать, почему Раскольников совершил преступление, какие у него произошли изменения в душе, и можно ли ради достижения цели пожертвовать чужой жизнью. А вот этот курс всё-таки заставляет задумываться о серьёзных вещах.
С&Г: Влияют ли на отношение родителей к «Основам православной культуры» политические события, антицерковная пропаганда, которая усиленно ведётся на страницах СМИ, в Интернете?
Отец Вениамин: В какой-то мере, конечно, влияют. Ни для кого не секрет, что у нас в стране есть силы, не заинтересованные в нашем национальном возрождении. Которые используют любой предлог для дискредитации Церкви. Порой эти ситуации просто высасываются из пальца, но, конечно, тоже оказывают своё влияние на часть родителей...
С&Г: Ещё один распространённый стереотип: я ничего не буду ребёнку говорить о религии, он выберет сам, когда вырастет...
Отец Вениамин: Я таким родителям всегда говорю: а где гарантия, что к 19 годам тот вакуум, который образовался, не займут распространители наркотиков, порнографии, представители преступных группировок, да и просто идеология вседозволенности и эгоизм? Ведь сколько происходит трагедий: у нас такой был Павлик хороший, так мы его любили, а вот теперь он так себя по-хамски с нами ведёт, откуда это? Просто родители, не дав ребёнку систему ценностей, не обуздав его отрицательные страсти, сами подготовили базу для дальнейшего разрушения личности...
Елена Бельчикова: Я помню, как в 90-е годы в «Комсомольской правде» было опубликовано открытое письмо одной 16-летней школьницы, которая умирала от СПИДа. Она обвиняла взрослых в том, что ей не сказали, что существуют другие ценности. И наша задача сейчас – рассказать о духовных ценностях, которым следовали наши предки. А дальше выбор за ребёнком.
У нас была ситуация, когда девочка посещала «Основы православной культуры», а потом мама пришла и говорит: вы чему тут ребёнка учите? Дочь ей сказала, вернувшись из школы: «Мама, давай я никогда тебя не буду обижать, не буду на тебя кричать, но и ты на меня не кричи!» Здесь даже можно говорить о совместном выстраивании семейных отношений. Мама-то довольна была...
Уроки добра
С&Г: Насколько учебник по Основам православной культуры соответствует возрасту детей?
Елена Бельчикова: По крайней мере, самарский вариант мы апробировали в школе, стараемся, чтобы эти учебные пособия были выстроены в логике возрастных особенностей детей. Этот курс прежде всего рассчитан на то, чтобы научить ребёнка рассуждать, высказывать своё мнение. Поэтому дети сами прозвали этот предмет «уроками добра». И ещё удивительный момент – когда дети знакомятся на уроках с элементами церковнославянского языка, они перестают давать друг другу клички. И удивляются: вот надо же – иностранный язык, а мы очень быстро начинаем читать, понимать... Одна девочка сказала: «Это, значит, внутри нас сидит»... Получается, что мы просто возвращаемся к своей культуре, своей традиции. И, конечно, этот курс только тогда может достигнуть цели, когда он доходит до сердца ребёнка. Поэтому мы против выставления оценок на этих уроках – потому что это рождает двойную психологию: как отвечать – как вам нужно или как я думаю?
Официально оценки за курс «Основы православной культуры» не ставятся, хотя некоторые учителя, например, ставят только хорошие отметки – для поощрения. Но самое интересное, над чем дети работают с радостью – это творческий проект по итогам курса. Здесь каждый может рассказать о том, что ему интересно – например, о семейных традициях, праздниках, о национальной кухне, танцах, притчах...
Терпеть или уважать?
Елена Бельчикова: Многие учителя спрашивают, как быть, ведь у нас в школах много детей мигрантов, они представляют другую культуру. Но они проживают на нашей земле, значит, должны познакомиться с нашей культурой, нашими традициями. И разумный учитель, если рассказывает, например, о православном посте в классе, где есть дети других вероисповеданий, то обязательно скажет: вот, православная традиция такая, а у вас какая традиция проведения поста? Или – почему у вас так одеваются, столько-то косичек заплетают? И дети рассказывают, и слушают все. Здесь как раз рождается уважение к другой культуре. И никогда у нас не было столкновений на этой почве.
С&Г: То есть суть терпимости в том, чтобы выслушать всех, а не в том, чтобы всем заткнуть рот ради какой-то абстрактной толерантности?..
Елена Бельчикова: Абсолютно верно. Мы ведь живём вместе. Чем хороша наша территория – что у нас никогда не было религиозных войн. И в самые трудные моменты все поднимались на защиту своей родины, и никто не говорил, кто какой национальности...
Отец Вениамин: Есть пословица: «Свято место пусто не бывает». Человеку нужна система ценностей. А когда традиционная культура ослабла, вакуум стал заполняться. Ваххабизм, который проникает, в частности, на Северный Кавказ, – ведь это чуждое явление для традиционного ислама. И скинхедские группировки, какие-то дикие порой формы шовинизма тоже нехарактерны для нашей православной русской культуры, предполагающей уважение к человеку.
С&Г: Вы говорили о том, что курс ОПК посещает много детей мусульман. Чем руководствуются их родители?
Елена Бельчикова: В первую очередь тем, что на православной культуре практически выстроена вся классическая литература – всё то, что ребёнок изучает в школе. Многие родители говорят: а религии мы научим и в своей семье... Речь-то не о религии. У нас была ситуация, когда мама, азербайджанка, мусульманка, не пускала свою дочь на занятия. Девочка домой приходит и плачет, тогда мама пришла в школу и говорит: «Я хочу побывать у вас на уроке». Посидела на уроке «Основ православной культуры» и говорит: «Давайте листочек бумаги, я напишу заявление, потому что вижу, здесь плохому не научат». Вот так люди по-разному решают эти вопросы. А девочка, узнав православную культуру, будет с уважением относиться к своим одноклассникам, исповедующим эту веру. И к ней с уважением будут относиться. Вот что важно. Не с терпением, а с уважением. Поэтому слово толерантность мне не очень нравится, а вот уважение – это то, что должно быть...
Автор: Надежда Локтева