- Новые задачи медицинского образования
- Виталий Гройсман. Легендарная личность
- Лидия Федосеева: «Здоровое поколение – наша главная забота»
- «Рок над Волгой – 2013»: природа, свобода и любовь!
- Журналисты подарили городу праздник Солнца и Доброты
- Пусть всегда будет Мост!
- Все цвета музыки на фестивале «Виват, Баян!»
- Экопринципы «TАРКЕТТ»
- Сберечь Землю для жизни
- Народный ЭкоЛидер «Самаранефтегаз»
- Среди ЭкоЛидеров намечается конкуренция
- Город Кинель: территория эколидерства
- Кинельский район: серьёзный подход к экологии
- Главная награда – здоровье окружающей среды
- Красноармейский район: экологический прорыв
- Экологические инновации на МСК «Водино»
- Эффективная экологическая политика
- В авангарде экологических исследований
- Расти, наш лес!
Музыкальный марафон «СамАрта»
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2013 (июнь)
С интервалом в несколько месяцев самарский театр юного зрителя «СамАрт» выпустил две музыкальные премьеры, которые стали сюрпризами для его поклонников. Первая премьера – «Опять цветёт акация». Это вышедшая под занавес 2012 года не вполне типичная для драматического театра по жанру «музыкальная фантазия на темы известной оперетты» Исаака Дунаевского, а по существу та же оперетта, или, как было принято говорить в советские годы, музыкальная комедия.
Спектакль стал очередным шагом неугомонного «СамАрта» в освоении новых для него жанров, а также – благодаря эксклюзивному сценическому пространству – смелых постановочных решений. Своеобразными предтечами «Акации» в репертуаре театра можно считать мюзикл «Вино из одуванчиков» и – по степени вовлечения зрителей в сценическое действо – «Мамашу Кураж».
Авторы либретто спектакля – Михаил Бартенев и Борис Цейтлин, который в середине 1970-х годов был главным режиссёром Куйбышевского театра юного зрителя. Режиссёр-постановщик – имеющая самарские актёрские корни Нина Чусова, музыкальный руководитель Василий Тонковидов, хормейстер Наталья Герасимова. В спектакле в живом исполнении в сопровождении профессионального инструментального ансамбля звучат знакомые нескольким поколениям наших соотечественников арии, ансамбли и хоровые номера гения «лёгкого» жанра.
С первых минут представления, вначале глядя на экран с чередой эпизодов вышедшей в 1957 экранизации «Белой акации», а затем – благодаря брызжущему фантазией оформлению Владимира Мартиросова и стильным костюмам Анастасии Глебовой, зрители переносятся в Одессу далёких 1950-х годов. Сценическое действие разворачивается в упругом кинематографическом темпоритме. Зрительский амфитеатр, расположенный, как и в «Мамаше Кураж», на вращающемся круге, то и дело приходит в движение. Поворот – и взору открывается представленный как бы в разрезе невероятно колоритный бедлам одесского дворика, буквально кишащий множеством острохарактерных, живущих каждый своей жизнью и в то же время связанных друг с другом невидимыми нитями персонажей. Ещё поворот – и мы в театре на репетиции оперетты «Белая акация», в исполнителях которой ничего не стоит распознать только что галдевших, миловавшихся, делавших утреннюю гимнастику, бранящихся перед дверью в туалет и т.д. и т.п. обитателей коммунального дворика.
В спектакле много юмора, гротеска, даже каскада. Здесь есть что поиграть, порой, как может поначалу показаться, даже на грани импровизации. Хороши Маргарита Шилова – «трижды заслуженная» местечковая опереточная дива, Виктория Максимова – беременная помощник режиссёра, Игорь Рудаков – режиссёр, безуспешно пытающийся свести концы с концами то и дело рассыпающегося действия, а ещё Павел Маркелов и Роман Сидоренко, персонажи которых – бравые ребята Саша, он же запойный алкаш и артист, и Лёша, «по совместительству» один из одесситов и артист. В спектакле красной нитью проходит тема любви и самоотречения ради любимого человека. Её воплощает главная героиня – юная Тоня, роль которой исполняет дебютантка, студентка академии культуры и искусств Юлия Захарова.
Актёрам удалось сохранить присущую первоисточнику – оперетте Дунаевского – эмоциональную тональность, воссоздать трогательные элементы характерной для 1950-х годов театральной стилистики. Чусова не случайно много внимания уделила тонким деталям быта и взаимоотношений персонажей, к каждому из которых невольно проникаешься симпатией. Всё это сочетается с достойным уровнем музыкального исполнения, со стремлением воссоздать присущую опереточному жанру броскую музыкальную стихию.
А совсем недавно в «СамАрте» состоялась премьера ещё одного спектакля, в котором музыка и пение – на равных с драматической игрой. Это музыкальная комедия Авксентия Цагарели «Ханума». Режиссёр-постановщик – давно ставший родным для «СамАрта» Георгий Цхвирава. Вместе с ним над спектаклем работали санкт-петербуржцы – художник Эмиль Капелюш, художник по костюмам Яна Глушанок и хореограф Гали Абайдулов, а также наши – музыкальный руководитель спектакля и аранжировщик Василий Тонковидов и хормейстер Наталья Герасимова.
По сравнению с «Акацией» «Ханума» решена в более аскетичном изобразительном ключе. Столь необходимый в спектакле грузинский колорит намечен прежде всего лаконичным видеорядом: помещенными на полупрозрачном заднике фоторепродукциями и живописными картинками старого Тбилиси и отсылающими к примитивистской манере Пиросмани изображениями обитателей Авлабара, а также характерными предметами быта и домашнего обихода. Прямо на сцене, за плетнём, располагается инструментальный ансамбль, аккомпанирующий актёрам и создающий колоритную звуковую ауру спектакля.
Лёгкий водевильный сюжет разворачивается стремительно и непринуждённо. В нём масса комических ситуаций, недоразумений, легко преодолеваемых препон. С самого начала действие устремляется к благополучному финалу, и в его весёлом калейдоскопе каждому из исполнителей предоставляется возможность проявить свою индивидуальность.
Самым главным персонажем пьесы, конечно же, является сваха Ханума, славящаяся на весь Авлабар – так называется расположенный за Курой древний район Тбилиси – своим непревзойдённым умением кого угодно обвести вокруг пальца. Для Ольги Агаповой эта роль – ещё одно испытание, позволяющее говорить о ней как о яркой комедийной актрисе. В её Хануме неуёмная энергия сочетается с ироничностью и лукавством, с умением найти подход к любому человеку и заставить его плясать под свою дудку.
Но важна и национальная изюминка, присущая этому персонажу, который можно считать нарицательным, воплощающим исконный грузинский менталитет. Этого национального колорита пока что, как показалось, недостаёт не только Ольге Агаповой, но и другим исполнителям. Похоже, режиссёр-постановщик по каким-то причинам намеренно смикшировал эту столь желанную для этого спектакля краску.
Играть «Хануму» без азарта просто невозможно – какой же это тогда водевиль. И уже на первых премьерных спектаклях этого азарта было довольно и у Маргариты Шиловой – свахи Кабато, неудачливой соперницы Ханумы, и у Сергея Захарова – безалаберного, пустого и легкомысленного князя Пантиашвили, мечтающего выгодной женитьбой поправить свои вконец расстроенные дела, и у Игоря Рудакова – выбившегося из низов богатого купца Микича, желающего любой ценой заполучить княжеский герб.
Тонкие психологические оттенки присутствуют в игре Алексея Меженного – приказчика Акопа, завоевавшего сердце неприступной Ханумы, Людмилы Гавриловой – внешне строгой, но в душе сопереживающей внучке Соне, которую собираются отдать за богатого старика, Елены Грушиной – преданной сестры беспутного князя Пантиашвили, и Дмитрия Добрякова – хитроватого, продажного слуги князя Тимоте. Ольга Ламинская и Роман Сидоренко искренне и прочувствованно играют молодых влюблённых Сону и Котэ.
И «Опять цветёт акация», и «Ханума» воспринимаются уже не как очередные эксперименты «СамАрта», а как свидетельства широты творческого диапазона коллектива.
Автор: Валерий Иванов