- Клявлинский район приглашает в гости
- Город будущего
- ООО «ЮниФлэйкс»: Инновации, основанные на традициях
- Николай Абашин: «Взаимодействие власти и общества – наш главный капитал»
- Надежды Сызранского района
- Николай Лядин: «Главное – это люди»
- Главное богатство страны
- Шенталинская статистика
- Яркие моменты встречи
- В Самаре появится госпиталь репродуктивного здоровья европейского уровня
- Главный приоритет – формирование компетенций
- Колледж новых возможностей
- Секрет счастья: успеть всё!
- Первый выпуск артистов балета в Самарском хореографическом училище
- Сызранская «художка»: альма-матер для талантов
- Будущее – за модернизацией
- Трудности преодолеваются сообща
- Николай Сомов: «Сельчане поверили в перспективы агропрома»
- «ЭкоЛидер» бьёт рекорды
- Кинельский район: На пути к эколидерству
- Влюблённые в природу Жигулей
- 10 лет на уровне европейских стандартов
- Корабль Марии Типушковой: Команда взрослых и детей
- Лидер экологического медиа
Первый выпуск артистов балета в Самарском хореографическом училище
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2014 (июнь)
2014 год объявлен в России Годом культуры. Огромная ответственность легла на плечи министерства культуры Самарской области, которое реализует указ президента России, привлекая внимание общества к вопросам развития данной сферы жизни губернии. Театры, библиотеки, музеи, концертные организации выполняют важнейшую миссию культурного обогащения человека, дают колоссальные возможности раскрытия творческого потенциала. Это учреждения с очень большой историей. Но есть и молодые, не уступающие по значимости их вклада в социально-культурное развитие города. Речь идёт о Самарском хореографическом училище, которое подтвердило статус одного из ведущих учреждений сферы культуры и по итогам 2013 года вошло в национальный реестр образовательных учреждений России.
Этот год для училища – показательный, подводящий итоги восьмилетней работы от самого создания. Директор Самарского хореографического училища Марина Васильевна Федулова с нескрываемой гордостью рассказывает о становлении своих подопечных и выпуске первых ласточек в долгий и интересный путь профессионального артиста.
М.В.: На сегодняшний день мы смело можем сказать, что первый выпуск практически состоялся. Это было сложно в силу разных причин, обстоятельств, и далеко не все студенты, которые поступили к нам восемь лет назад, до этого выпуска дошли. Освоить профессию смогли только преданные своему призванию, самые верные, целеустремленные, имеющие определённый внутренний настрой, силу воли и поддержку семьи.
Для того чтобы воспитать настоящего артиста балета, в училище создаются условия, направленные на формирование полноценной самодостаточной личности. Помимо профессионального обучения много внимания уделяется нравственному, патриотическому воспитанию. Студенты погружены в магическую атмосферу театра с его особенностями, традициями.
М.В.: Наше учреждение было рождено при прямом участии Академии русского балета имени А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург). Сотрудничество началось ещё с той эпохи, когда главным балетмейстером Самарского театра оперы и балета была Алла Шелест. Резкий скачок в развитии балетной труппы случился именно в её эпоху. В качестве консультантов, педагогов-репетиторов приглашались преподаватели и танцовщики из Петербурга. В то время в Самаре профессиональных артистов балета не готовили, существовала лишь базовая ступень подготовки танцовщиков – хореографическая школа. Окончив её, выпускники продолжали своё образование в училищах Санкт-Петербурга, Москвы, Уфы, Саратова. И не всегда эти студенты возвращались. Поэтому нашему академическому театру требовались собственные профессиональные кадры. Так возникла необходимость в создании специального учебного заведения в области хореографического искусства.
Случайных людей в балете нет. И речь идёт не только о педагогах. Студентами училища становятся исключительные дети – наделённые природными данными, одарённые талантом, отобранные профессионалами.
М.В.: Не всё продается и покупается в нашем мире. Как известно, талант не купишь – он либо есть, либо его нет. К сожалению, его можно, грубо говоря, зарыть в землю – например, бывает, что семья видит будущее своего ребёнка по-другому, или здоровье не позволяет, или отсутствует самодисциплина. Мы проводили исследование среди наших студентов и студентов училища культуры. На вопрос: «Каким образом ты пришёл в училище»? – 98% ответили: «Я посмотрел спектакль и понял, что хочу заниматься именно этим». Поэтому родители должны идти вслед за ребёнком, а не впереди него.
Жизнь студента училища протекает по большей части в стенах театра, поэтому основная сфера интересов лежит в плоскости искусства. При этом теоретические знания подкрепляются встречами с выдающимися людьми балета, что помогает осваивать профессию, учиться на достойных примерах, создает преемственность между мастером и учеником.
М.В.: Хореограф-постановщик, народный артист РФ Владимир Васильев приезжал к нам и ставил балет «Анюта». Этот спектакль был перенесён из Большого театра в память о его супруге Екатерине Максимовой. Наши студенты были в нём заняты. Но даже те, кто не исполнял партии, видели, как работает этот человек – как постановщик, как танцовщик. Видели, какой смысл он вкладывает в каждое движение, а ведь каждое движение в балете оправдано. Это акт внутреннего обогащения, потому что этот человек сам по себе – планета, и им можно восхищаться с разных сторон – его талант многогранен. А наши дети впитывают всё: и как себя надо держать, как позиционировать в жизни, нести себя окружающим, и где находится грань между заносчивостью и самоуважением. Балетмейстер, народная артистка РФ Габриэла Трофимовна Комлева, возобновила ряд спектаклей классического наследия. В нашем театре она поставила «Спящую красавицу». У студентов был бесценный опыт работы и с ней. Одно-единственное слово из уст этого выдающегося педагога переворачивало сознание юношей и девушек, заставляло задуматься, как себя реализовать в полной мере, как самовыражаться через танец.
Во всех хореографических училищах существует традиция – ежегодный гала-концерт, который демонстрирует, чему научились студенты за год работы. 26 мая на сцене Самарского театра оперы и балета прошёл пятый юбилейный концерт студентов училища. Как и ожидалось, студенты продемонстрировали высокое мастерство, построенное на выученности, вышколенности каждого движения, что требует ежедневной работы над собой. На одной сцене оказались начинающие артисты балета и выпускники этого года, и, несмотря на разный уровень владения телом, заслуженную награду получили все – полный зал зрителей, цветы, нескончаемые аплодисменты и овации.
М.В.: Цель любого выступления заключается в том, чтобы зритель пережил положительные эмоции. Самарская публика очень искушённая. Она подмечает, как студенты поднимаются по лесенке профессионализма, как год от года усложняется программа, репертуар. Артист балета ведёт диалог с залом и должен доказать, что умеет вести этот диалог.
На отчётном концерте был реализован один из многочисленных проектов училища, который направлен на возрождение русских традиций. Полонез в паре с юными балеринами танцевали воспитанники кадетского отделения-интерната школы №170. Они, оказавшись в стенах театра, показали себя настоящими офицерами с их бережным отношением к даме. А балерины ответили на это внимание утончёнными движениями, грацией, которая подобает спутнице молодого военного. Трудно переоценить взаимообогащение обеих сторон.
Другим не менее значимым проектом является совместная работа с художественным училищем имени К.С. Петрова-Водкина, которая уже оформилась в выставку работ студентов, запечатлевших на холсте уроки юных балерин.
М.В.: Мы планируем выстроить творческое сотрудничество с музыкальным училищем, чтобы обеспечить реальной практикой студентов-музыкантов и студентов-танцовщиков в совместной работе. Рассматриваем идеи тандема с Союзом театральных деятелей. Училище культуры также готово поспособствовать объединению различных сфер искусства в единый фестиваль или конкурс по общей теме балета. Мы надеемся, что такой объёмный проект будет реализован.
Заинтересованность в развитии, профессиональная организация и осуществление самых смелых проектов, грамотное выстраивание отношений с коллективом характеризуют личность директора Самарского хореографического училища как достойного руководителя, способного управлять процессом становления и развития элитарного искусства губернии. Не случайно приглашение и утверждение Марины Федуловой министерством культуры Самарской области на должность проходило практически без обсуждения отступных путей. Двадцатипятилетний стаж педагогической деятельности проявляется в тёплых, поистине материнских чувствах к студентам училища. А в завершение разговора Марина Васильевна поделилась своей заветной мечтой – создать детский театр балета.
Поздравляем коллектив Самарского хореографического училища с первым выпуском артистов балета и желаем скорейшего воплощения задуманного.
Автор: Ирина Киселенко