Оглавление
2#2014
Оглавление
Губерния сегодня
Женское дело
Здравоохранение
История
Образование
Поколение
Политика и власть
Портрет
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Творчество
Туризм в Самарской области
Эколидер
Экология
Юбилей

Пленительная сила джаза

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2014 (июнь)

Можно ли описать музыку словами? Несмотря на то, что говорят о ней много, гораздо легче воспринимать её на слух. Самому услышать то, что заложено в хитросплетении нот композиции, нежели, используя всё своё красноречие, пытаться описать словами неисчерпаемую глубину мелодии. А что можно сказать, когда звучит джаз? Мы никогда не спутаем этот синтез европейской гармонии и африканского ритма ни с каким другим музыкальным направлением. Действительно, источников его происхождения несколько: это ритмы Западной Африки, американская народная музыка, музыка уличных духовых оркестров. Это своего рода смешение белой и чёрной культуры. Но разве этого описания достаточно, чтобы почувствовать смысловое наполнение джазовой композиции?

Сергей Васильев

Сегодня эта музыка нравится миллионам, а в Самаре исполняют её единицы. Она кажется такой популярной, а концертов приходится ждать вечность. Она выглядит доступной, но многие только мечтают услышать её вживую, увидеть настоящую импровизацию профессионалов.

Известный саксофонист Сергей Васильев однажды был охвачен всем великолепием и пленительной силой джаза и сегодня не мыслит своей жизни без музыки и не видит другой ниши совершенствования призвания.

Лаборатория музыки

Для Самары появление такого музыканта – огромная удача. Он активно развивает в нашем городе потрясающие творческие проекты, связанные с джазовой культурой. Он находит и объединяет в своей команде лучших музыкантов, композиторов, звукорежиссёров, аранжировщиков, интуитивно понимающих процесс создания и правильного звучания музыки. Компания «Лаборатория музыки» родилась в результате партнёрства двух верных друзей – верных не только своей дружбе, но и искусству. Игорь Гейдман и Сергей Васильев, помимо создания уже известной городу группы S.V.BanD, в которой сами принимают участие, реализуют и другие  интересные проекты, аналогов которым в Поволжье нет. Один из таких – эстрадно-симфонический оркестр. Это очень масштабный проект, позволяющий осуществлять самые грандиозные идеи музыкального оформления, будь то официальное мероприятие, эксклюзивная вечеринка или музыкальное сопровождение звёзд российской, мировой эстрады. Группа «Bellini», играющая современную музыку; «ЭкватОр» – коллектив, отличающийся игрой на разнообразных музыкальных инструментах, и даже школа кубинских танцев – вот нескромный арсенал проектов, которые существуют в рамках детища Васильева на самарской земле. Музыкант отмечает, что посвящает работе со своими коллективами всё больше времени: сам проводит репетиции, внимательно следит за их творчеством, передаёт накопленный опыт.

Выбор творческого пути

Сейчас этот человек имеет авторитет в музыкальном обществе. А начиналось его знакомство с музыкой, как и у многих детей – из-под палки. В музыкальную школу привели за ручку, настояли заниматься, не разрешили бросить. Саксофон попал к нему в руки в 12 лет и также не произвёл никакого впечатления на юного сорванца. Педагог духового оркестра, чьё мнение было определяющим в музыкальной школе, дал ему в руки этот инструмент со словами: «Нам не хватает саксофониста в оркестре, поэтому ты будешь играть на нём. Причём первый в школе». Но и не эти слова запали в душу и стали переломными в любви к музыке, а слова совершенно случайного человека. Малознакомый музыкант-саксофонист, работающий в цирке, буквально заставил взять аудиокассету и прослушать её дома. Та запись изменила взгляд Сергея на популярное искусство. Это был джаз.

Окончив музыкальное училище в родной Костроме, Васильев уехал учиться в Москву, расставшись с семьёй и лучшим другом Игорем Гейдманом.

Жизнь в столице

В столице саксофонист прошёл все ступени становления музыканта. Учась в государственном университете культуры, работал уличным музыкантом на Арбате. «Доход исчислялся только тем, что удавалось собрать в шляпу. Этого хватало на оплату общежития и маленькие радости: суперрастворимую лапшу, например. Я вспоминаю это с большой любовью». Тогда Москва казалась другой страной, и привезённых с собой денег хватило лишь на неделю жизни в столице. Поэтому работа и развитие не терпели отлагательств.

Следующий жизненный этап начался в составе самого знаменитого российского оркестра эстрадно-симфонической музыки «Фонограф-Джаз-Бэнд» Сергея Жилина. Гастроли, выступления в сольных концертах Тамары Гвердцители, Александры Пахмутовой, Раймонда Паулса и других артистов – семь лет пролетели как одно мгновение. Работать было очень интересно, нарастал опыт, профессионализм. И к 2007 году Сергей Васильев стал правой рукой дирижёра и концертмейстером духовой группы оркестра. Особого внимания заслуживает работа оркестра на телевидении, когда в проектах «Танцы со звёздами» начали использовать живой звук. Тогда «Фонограф» обеспечивал еженедельные живые эфиры. А музыкантам открылась возможность демонстрировать первоклассное мастерство с радиусом вещания во всю страну.

Аналогичные условия требовались и в проектах «Две звезды», «ДОстояние РЕспублики». Выступать с живым звуком было огромным удовольствием, так как часто возникающий импровизационный процесс стимулировал всегда быть на высоте, проявлять находчивость и готовность к ситуациям разного характера.

На пути профессионального становления Сергея неоднократно встречались люди, которые направляли его талант в русло формирования собственного стиля. Одним из них был гуру технологии правильного звукоизвлечения на духовых инструментах Евгений Александрович Савин. Этот человек, как рассказывает Сергей Васильев, открывал глаза на многое. Не просто делал замечание: «Ты плохо ходишь! Ходи по-другому!». А аргументированно рассказывал, почему происходит именно так, а не иначе! К этому человеку прислушивались все без исключения, понимая важность сказанных им слов. «Я запомнил эти ощущения, и я бы хотел сам стать таким человеком, который не просто говорит, а заставляет задуматься, даёт ту самую необходимую наводку, которая выливается в осознание пробелов и обретение индивидуальности».

Сергей Васильев

«Я влюблён в Самару»

В Самаре саксофонист работает только два года, но полюбившая его самарская публика уже присвоила территориальную принадлежность музыканта нашему городу. Сам Васильев признаётся, что не против, когда его называют самарским саксофонистом. «Я вырос на Волге, в Костроме. И не случайно я сейчас живу в Самаре. Я в неё влюблён, очень люблю Волгу и всё, что с ней связано. В Самаре потрясающая набережная, другой берег реки. Очень люблю старый город, старый центр. Этот город стал для меня родным в короткие сроки. Я даже написал джазовую композицию: «Летом в Самаре». Публика здесь очень интересная. Как покупатель, который знает, что ему купить. То есть он не рад яблоку средней свежести. Он просто на него смотрит и говорит, помните, как в «Мастере и Маргарите»: «Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!» Слушатель точно знает, что ему нужно». 

Музыкальные авторитеты

Основным в своей работе музыкант считает профессионализм. Но он включает в это понятие не только чистое исполнение партии, но и множество деталей, которые формируют настоящего артиста. Это пунктуальность, безукоризненный внешний вид, готовность к внеплановым репетициям и непредсказуемым выступлениям и, конечно, уверенность в своём деле.

В формировании музыкальных вкусов большую роль сыграло окружение. Сейчас в его доме звучат композиции русских коллег: Сергея Жилина, Игоря Бутмана, Якова Окуня. Один из любимых европейских исполнителей – Стефано Ди Баттиста. Но джаз не единственное направление, которым восхищается саксофонист. «Популярная музыка интересна по-своему, в ней также можно черпать много нового. Абсолютно в шоковое состояние меня вверг последний альбом Джастина Тимберлейка. Это потрясающе. Это великолепные аранжировки, работа самого Джастина. Это мечта. Мечта для музыканта – заниматься музыкой, за которую не стыдно! И получать за неё деньги, которые не стыдно зарабатывать!»

Мы желаем Сергею Васильеву играть «свою» музыку, эмоциональное воздействие которой никого не оставляет равнодушным. А также успехов в реализации проектов расширения границ джазового круга!

Автор: Ирина Киселенко


Автор:Ирина Киселенко