Оглавление
2#2014
Оглавление
Губерния сегодня
Женское дело
Здравоохранение
История
Образование
Поколение
Политика и власть
Портрет
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Творчество
Туризм в Самарской области
Эколидер
Экология
Юбилей

Al Di Meola: интервью на ступенях

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2014 (июнь)

Этот американский музыкант совершил в конце прошлого века ни много ни мало, а «великую гитарную революцию», превзойдя своей техникой и скоростью игры всех современных гитаристов планеты.

Соединив в некий фантастический сплав фламенко, танго, этно-музыку, рок и джипси-джаз, он стал поистине культовой фигурой в мире джаза и фьюжн.

Эл Ди Меола и Анатолий Семёнов

Тем более невероятно, что наше интервью с одним из величайших гитаристов-виртуозов XX века проходило в абсолютно нестандартных условиях. Маэстро Ди Меола отвечал на вопросы, сидя вместе со мной... на ступеньках Самарской филармонии.

Судьбоносный звонок

Это сегодня Эл Ди Меола – обладатель всех существующих музыкальных премий, которые только может получить гитарист на планете Земля. Среди них – несколько Grammy Music Award и Record World Magazine, а также не менее почётные награды – американские Guitar Player Magazine и The Thomas Edison Music Award, а ещё немецкая Echo. Целых четырнадцать (!) раз музыкант признавался лучшим гитаристом года и лучшим джазовым гитаристом мира (по версии Down Beat).

А в 1971 году тогда ещё никому не известный начинающий музыкант Эл из семьи итальянских иммигрантов с блеском поступил в престижную Berklee school of music в Бостоне. Вскоре он уже вовсю играет в местном фьюжн-квартете, который успешно гастролирует и получает восторженные отклики прессы.

...Ну а в начале 1974 года в его квартире раздался судьбоносный телефонный звонок. Эл Ди Меола вспоминает: «Мне позвонил сам Чик Кориа и попросил приехать на прослушивание в Нью-Йорк. Я ушам своим не мог поверить. Прямо сказка какая-то!» В результате 19-летний гитарист получил приглашение присоединиться к знаменитой фьюжн-команде Чика Кориа Return to Forever в качестве замены гитариста Билла Коннорса. А уже через неделю после репетиций с Чиком, Стенли Кларком и Ленни Уайтом Эл дебютировал на сцене легендарного Карнеги Холла, начав свою музыкальную карьеру сразу со столь высокой ступени. На следующий день – выступление перед 40-тысячной аудиторией в Атланте. «Выступление вместе с Чиком Кориа в RTF было моим первым значительным шагом по пути становления как музыканта, – признаётся сэр Ди Меола. – Это было осуществлением моей мечты. Мне повезло играть в величайшей группе, которая представляла самые широкие творческие возможности для гитариста. То есть для меня. Ну а Чик – одно из важнейших влияний всей моей жизни. Он всегда был мне надёжной поддержкой, вдохновителем, да и просто другом».

В результате их сотрудничества появились три воистину бессмертных альбома: Where have I known you before (1974), No mystery (1975) и Romantic warrior (1976), два из которых были удостоены Grammy Music Award. После чего группа Return to Forever («Возвращение в вечность») неожиданно прекратила своё существование. Ну а наш герой просто вынужден был начать сольную карьеру. «Признаться, я не стал делать из этого трагедии. Наверное, так было лучше – каждый из нас получил шанс сделать собственную карьеру и узнать, что значит самому быть лидером и продюсером», – подытоживает Маэстро.

А в 2008 году произошло сенсационное объединение RTF в полностью оригинальном составе. И снова успех. Их новый альбом The sorceress (2008) мгновенно взлетел на вершины всех джазовых музыкальных чартов. «Временное воссоединение группы и успешный мировой тур, конечно, был грандиозным подарком для наших поклонников, – признаётся Эл Ди Меола. – Но по-большому счёту, это скорее ностальгия, а не новый этап творчества... Моя сегодняшняя цель – идти вперёд!»

Мысли вслух

Когда я впервые беседовал с маэстро два года назад, он был максимально сфокусирован на развитии своего нового проекта New World Sinfonia. «Я с головой ушёл в работу с этой группой, все мы абсолютно вовлечены в нашу музыку и счастливы этим, – признавался Эл Ди Меола. – Всё, что я делаю сейчас, приносит мне огромное удовлетворение, как деликатесное блюдо или бокал драгоценного вина. Мы играем фьюжн – и это словно взрыв из прошлого, который попросту сметает слушателя». А вот ещё несколько фрагментов из той нашей беседы.

О России: Именно бескрайними просторами вашей страны была навеяна масштабная композиция Siberiana, открывающая мой альбом Pursuit of Radical Rhapsody.

О современном шоу-бизнесе: У кого-то хватает наглости называть их артистами. Но они не артисты. Фактически это разбойники! У этих ребят ноль таланта. Ничего. Они не могут петь. Они не могут сочинять музыку. Они не умеют играть на музыкальных инструментах. Они не могут даже толком танцевать. Посмотрите, например, на Эминема. Но ведь это не музыка. Это просто какая-то злая энергия, которая облачена в некую псевдопоэтическую форму. Всё это расстраивает меня сверх всякой меры.

P.S. Слава Богу, господин Меола ещё нашей попсы не слышал!

О десертах: Да, я очень люблю десерты. А больше всего обожаю тирамису. Вы правы, не случайно я назвал один из своих дисков именно в честь этой вкуснятины. Тирамису буквально поднимает мне настроение, особенно если я серьёзно устал.

О музыкальной терапии: Уверен, что музыка вполне способна излечивать. Лично я перед концертом могу чувствовать себя уставшим или даже больным. А во время игры весь этот негатив куда-то уходит... вообще игра на гитаре для меня где-то между религией и медитацией. Поэтому, учитывая возникновение в жизни самых разных ситуаций, порой нужно просто бросить всё, а потом сесть и начать музицировать... И все звуки, которые издаёт моя гитара, обычно мелодичные, а порой и жёсткие, передают мои глубоко личные эмоциональные ощущения.

The Beatles and more

Именно так назывался европейский тур Эл Ди Меолы, в рамках которого он заезжал к нам в Самару. Кроме уже знакомых мелодий, на концерте было исполнено несколько композиций из его новейшего альбома All your life («Вся твоя жизнь»), целиком и полностью построенного на битловском музыкальном материале. После концерта мы с Маэстро запросто присели на ступеньки филармонии и побеседовали о его новой работе. Ну, конечно, и о «Битлз».

«Я как бы прошёл некий жизненный цикл с этим проектом, – рассуждает Ди Меола. – Я всегда любил The Beatles. И вот наконец моя мечта сбылась!»

Al Di Meola

Утверждаю, что обладателю непревзойдённой техники игры на акустической гитаре удалось воплотить свою мечту в жизнь просто блестяще. Его интерпретации четырнадцати битловских мелодий убедительно доказали: что бы это ни было, но это его стиль. Стиль гитариста-виртуоза по имени Эл Ди Меола. Стиль, состоящий из феноменального технического мастерства, сложных крестообразных арпеджио, глубоких и пышных аккордов. В итоге получился гениальный саундтрек его и нашей юности, где в каждой пьесе сквозит глубочайшая любовь и уважение к оригиналу.

Анатолий Семёнов: А когда вы впервые услышали музыку The Beatles?

Эл Ди Меола: У меня есть сестра, которая старше меня на семь лет. Мне самому было семь лет, когда она принесла из школы домой альбом Meet The Beatles! Первая же вещь с этого диска – I Want Тo Hold Your Hand («Я хочу держать тебя за руку») буквально «убила» меня. Потом я, так же как и миллионы других американцев, с замиранием сердца смотрел их выступление в Ed Sullivan Show во время первого визита в США. И я с первого дня просто свихнулся на них. Все тогда поняли: эти ребята создали новый звук и навсегда преобразовали поп-музыку.

Анатолий Семёнов: К тому моменту вы уже играли на гитаре?

Эл Ди Меола: До этого я уже брал уроки в музыкальной школе, но по классу аккордеона. Не представляете, как я это ненавидел. Как-то моя сестра устроила у нас дома вечеринку, на которую пришла куча её друзей и подруг. И вот кто-то притащил гитару и усилок Fender. Мне повезло, потому что гитара попала и ко мне в руки. С этого дня моя жизнь переменилась навсегда. Буквально на следующий день я послал к такой-то матери осточертевший аккордеон и стал брать уроки игры на гитаре.

Анатолий Семёнов: Насколько для вас важен нынешний «битловский» проект?

Эл Ди Меола: Я понял: сейчас хорошее время, чтобы сделать нечто радикально отличающееся от того, что люди могут от меня ожидать. Горжусь альбомом «Вся твоя жизнь», может быть, даже больше, чем всем когда-либо мной сделанным. Просто потому, что он как бы уносит меня в детство, к моим корням. Сейчас мне действительно хорошо, ведь мы отлично поработали в священном для всех музыкантов планеты месте – на лондонской студии Abbey Road. Это тот опыт, который я никогда не забуду.

Весьма увлекательно наблюдать, как Ди Меола «подмешивает» свои многочисленные таланты в музыку «Битлз». Как он переходит от довольно прямого прочтения материала, например в Eleanor Rigby, до полного переосмысления в случае с With A Little Help From My Friends. А в промежутке между этими «полюсами» можно найти великолепную интерпретацию In My Life, глубокую Michelle или мощную I Am The Walrus. Все они вместе взятые – грандиозный подарок нам от Эл Ди Меолы. Ведь он вовремя понял, что ещё не поздно вернуть нам то волшебство, которое все мы испытывали от музыки The Beatles, когда ещё были детьми.

P.S. 22 июля 2014 года Маэстро исполняется 60 лет! Поздравляем!

Автор: Анатолий Семёнов


Автор:Анатолий Семёнов