- Клявлинский район приглашает в гости
- Город будущего
- ООО «ЮниФлэйкс»: Инновации, основанные на традициях
- Николай Абашин: «Взаимодействие власти и общества – наш главный капитал»
- Надежды Сызранского района
- Николай Лядин: «Главное – это люди»
- Главное богатство страны
- Шенталинская статистика
- Яркие моменты встречи
- В Самаре появится госпиталь репродуктивного здоровья европейского уровня
- Главный приоритет – формирование компетенций
- Колледж новых возможностей
- Секрет счастья: успеть всё!
- Первый выпуск артистов балета в Самарском хореографическом училище
- Сызранская «художка»: альма-матер для талантов
- Будущее – за модернизацией
- Трудности преодолеваются сообща
- Николай Сомов: «Сельчане поверили в перспективы агропрома»
- «ЭкоЛидер» бьёт рекорды
- Кинельский район: На пути к эколидерству
- Влюблённые в природу Жигулей
- 10 лет на уровне европейских стандартов
- Корабль Марии Типушковой: Команда взрослых и детей
- Лидер экологического медиа
Сызранская «художка»: альма-матер для талантов
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2014 (июнь)
В сызранскую художественную школу имени И.П. Тимошенко мы приехали как раз к началу важного мероприятия – к защите выпускниками своих итоговых, дипломных творческих работ. Вообще-то у всех защита проходила примерно месяцем позже, но для шести дипломниц сделали исключение – ведь в это время девочкам предстояло защищать честь художественной школы на фестивале в детском лагере на берегах Азовского моря, куда они поехали со своими работами.
«Отлично с похвалой»
У четырёх из шести выпускниц творческие работы оказались весьма необычными для классического формата художественной школы – девочки создали целые коллекции русских народных кукол из лыка, в ярких нарядах, обильно украшенных тесьмой, бусами и вышивкой, и сами, кстати, вышли в русских костюмах, изготовленных собственными руками. Направление народной игрушки и декоративно-прикладного творчества здесь развивают в рамках студии «ЭТНО», которая действует под руководством директора школы Анжелики Георгиевны Смирновой. Комиссия особо отметила грамотность и основательную теоретическую подготовку пятнадцатилетних, но уже сложившихся мастериц, которые сопроводили показ своих работ очень содержательными докладами о значении и символике русской игрушки и заслужили не просто «отлично», а «отлично с похвалой» – оценку, существующую в учреждениях среднего специального образования, художественных училищах, колледжах и лицеях.
Вообще, наблюдая за защитой, невозможно было не отметить тёплую, доброжелательную, истинно творческую атмосферу, царящую в учебном заведении. К ученикам, большинство из которых составляют подростки от 10 до 15 лет, здесь относятся как к молодым коллегам, стремясь помочь им раскрыть свой талант, передать основы мастерства, а главное – научить работать над своими произведениями. К представлению творческих работ ребята готовятся около трёх месяцев, сделав множество эскизов, дорабатывая и переписывая заново уже готовые рисунки и акварели – ведь именно так и должен работать настоящий художник. Это не всем легко – ведь хочется и поиграть, и погулять со сверстниками, – но иначе нельзя. Только так и раскрывается талант – через пробы, ошибки и упорный кропотливый труд. И любовь к творчеству нередко пересиливает и обстоятельства, и даже природный темперамент – директор вспоминает мальчика, которого родители вынуждены были забрать из школы, потому что он не мог и минуты усидеть на месте. Но спустя три года он сам вернулся, а сегодня уже окончил художественное училище и учится в вузе, выбрав профессию конструктора-дизайнера автомобилей.
Связь времён
Художественная школа располагается в бывшем здании земской управы 1874 года постройки, это памятник архитектуры регионального значения. В летнюю жару в нём комфортно и без кондиционеров – такова была мудрость строителей. А уже в наше время власти не поскупились выделить немалые средства на замену межэтажных перекрытий из дерева, чтобы уберечь школу и находящихся в ней детей от пожара. «Горжусь тем, что у нас есть такое здание, есть оборудование, мольберты, планшеты, которые не во всяком институте увидишь», – говорит директор школы. В этих стенах, помнящих историю, легко чувствовать себя как в храме искусства, и даже гипсовый Ленин на парадной лестнице стоит здесь не как памятник революционному прошлому, а как образец классической скульптуры. А из предметов быта старой Сызрани, собранных педагогами и учениками в предназначенных под снос домах, можно было бы составить целую музейную экспозицию: старинные самовары, утюги, прялки, посуду дети рисуют с натуры на уроках графики и живописи.
Бережно хранят здесь и память о первом директоре школы, чьё имя она теперь носит, известном сызранском художнике, прошедшем Великую Отечественную войну, Иване Прохоровиче Тимошенко. По эскизам к картинам, которые он писал для города в 30-е – 40-е годы прошлого века, юные художники изучают школу Санкт-Петербургской, Ленинградской академии художеств, которую он окончил до войны. «Уровень этих работ высочайший, он, наверное, и сам не понимал их культурную и музейную ценность, когда передавал нам эскизы», – поясняет Анжелика Георгиевна. А недавно незнакомые люди принесли в школу найденные в купленном ими доме Ивана Прохоровича мольберт, палитры и кисти художника... Сегодня в художественной школе учатся две внучки её первого директора, а кое-кто из первых выпускников уже привёл сюда своих правнуков.
Человеческий фактор
Выпускниками своими школа гордится. Именно они в основном составляют преподавательский коллектив – те, кто окончили её в разные годы и после художественных училищ и вузов вернулись в альма-матер. Например, у Галины Николаевны Ерошиной, замечательного педагога и художника, в трудовой книжке только одна запись – «Детская художественная школа», где она работает уже более 30 лет. Питомцы сызранской «художки» передают своё мастерство ученикам в школах искусств, художественных студиях, домах творчества Сызрани, Октябрьска, Шигон и других уголков области, да и по всей стране. В Московской академии художеств преподают Алексей Березин и Саидя Афонина. Иконописец Андрей Галкин расписывает храмы по всей России, а также в Казахстане. Много выпускников поступают в вузы в Самаре, Пензе, Москве, Санкт-Петербурге и нередко там и остаются работать. «Мы, с одной стороны, ими гордимся, а с другой – нам обидно, что наиболее талантливые уезжают, а Сызрани достаются крохи со стола», – говорит директор школы.
Увы, такова проблема всех провинциальных городов, но «крохи» в данном случае – это о количестве, а не о качестве. В школе очень сильный преподавательский состав, много молодых, но есть и такие, как Зинаида Петровна Гусева, которая вместе с Иваном Прохоровичем Тимошенко стояла у истоков художественной школы в 60-х годах прошлого столетия и трудится сейчас. Практически все – не только хорошие педагоги, но и талантливые художники, ведь в искусстве как нигде важен живой пример, передача мастерства от учителя к ученику. Ответственность за учеников большая – но и крылья за спиной вырастают, как признался Анжелике Георгиевне один молодой человек, которого она с трудом уговорила стать преподавателем...
И ученики оправдывают доверие своих наставников. В этом году четверо ребят, выбравших архитектурное направление и обучающихся у педагогов Ольги Валериевны Сигановой и Татьяны Валериевны Печеновой, стали губернскими стипендиатами по результатам Татлинской олимпиады в Пензенском архитектурно-строительном институте, в которой юные архитекторы школы принимают участие каждый год с очень высокими результатами.
– Мы стремимся, чтобы ребёнок, окончив художественную школу, не просто получил свидетельство, а приобрел навыки, которые, возможно, ему в дальнейшем пригодятся как профессионалу, – говорит Анжелика Смирнова. – Это может быть работа художника, дизайнера, мастера декоративно-прикладного творчества. Ну а дальше всё зависит от учеников, от их родителей, от того, что они хотят в жизни. Мы все понимаем ценность искусства и понимаем, что, несмотря на различные политические течения, всё возвращается на круги своя. Появляются новые материалы, новые технологии, меняются взгляды людей, но искусство остаётся искусством. Всё равно есть в детях какая-то внутренняя струна, понимание того, что мы россияне, русские... И очень радостно, что дети сегодня уже гордятся своей страной, любят свой город – это видно по их работам. Ведь многое зависит от политики города, государства, от средств массовой информации, телевидения – именно они часто воспитывают ребёнка, когда родители заняты зарабатыванием денег и воспитанием занимаются очень мало. И нам в этом смысле важно найти общий язык с родителями, чтобы показать им, что у них талантливый ребёнок, что к тому, что он рисует, нужно относиться серьёзно. Это такое воспитание со всех сторон: мы учим детей, сами учимся контакту, разговору с детьми и родителями и, может быть, немножко перевоспитываем родителей...
Автор: Надежда Локтева