Оглавление
4#2014
Оглавление
Города и районы Самарской области
Качество и конкурентоспособность
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Творчество
Фестиваль
Эколидер

«Соль земли». Презумпция положительности

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2014 (декабрь)

В Самаре в седьмой раз прошёл Открытый всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли», который в обращении губернатора к его гостям был назван визитной карточкой Самарской области.

Фестиваль документальных фильмов «Соль земли». 2014 год

В фестивальной программе участвовали 37 из 170 картин, присланных на конкурс. Состоялся также премьерный показ игрового полнометражного фильма «Белый ягель» и встреча с представителями съёмочной группы, в том числе и с автором сценария Валерием Бакировым, который начинал свой творческий путь в Самарской области.

Показ фестивальной программы шёл параллельно в Большом и Камерном залах самарского кинотеатра «Художественный», традиционно состоялись просмотры фильмов и творческие встречи в пяти разных вузах города. Как и в прошлом году, в залах было много школьников и студентов – в том числе и благодаря помощи молодёжного парламента, комитета по культуре.

О том, что документальное кино более всего необходимо молодым, говорили члены клуба Почётных граждан Самарской области, при давней и тёплой поддержке которого проходит фестиваль. Так, Максим Борисович Оводенко вспомнил, что выбрал профессию именно благодаря документальному кино: в послевоенные годы перед государством встала задача развития металлургии, и в журналах, что крутили в кинотеатрах перед каждым сеансом, рассказывали о металлургах. «Сейчас необходимо научить молодых уважению к стране, нужно, чтобы люди знали, что происходит, – сказал он. – Поэтому почётные граждане поддерживают документальное кино».

Фестиваль документальных фильмов «Соль земли». 2014 год

В одной лодке

Одна из традиций фестиваля, способствующая его тёплой, товарищеской атмосфере, – поездка по Волге на теплоходе. В этом году участники и гости посетили село Ширяево с его историко-музейным комплексом, состоящим из домов-музев И.Е. Репина и А. Ширяевца, дома купца Вдовина. Сама по себе экскурсия по этому замечательному памятнику крестьянского и купеческого русского быта была весьма душевной и содержательной, а увлекательности путешествию по Волге добавил прекрасный рассказ Ирины Левченко, директора турагентства «Сказка Странствий», об исторических местах Самары и легендах Жигулёвских гор. Однако главное, пожалуй, в таких поездках – это всё же не осмотр достопримечательностей и даже не любование уже расцвеченными всеми осенними красками Жигулёвскими горами, а знакомство и общение с коллегами и единомышленниками, та неформальная творческая среда, которая необходима художнику, как глоток свежего воздуха.

«На других фестивалях ты после открытия зачастую больше не соприкасаешься с другими авторами, а здесь ты садишься в одну лодку со своими друзьями, коллегами и гребёшь в одном направлении», – сказал режиссёр Альберт Самойлов из Хабаровска. И где ещё, как не здесь, можно услышать только что спевшийся, но очень вдохновенный дуэт под гитару продюсера Марата Хуснуллина  и сценариста Валерия Бакирова. А фоторепортёру, снимающему участников фестиваля на фоне Монастырской горы в Ширяеве, нежданно-негаданно получить мастер-класс по композиции кадра от корифея операторского искусства, профессора ВГИКа Николая Васильевича Волкова. Ракурс же для общего снимка выбирали и вовсе два мэтра – Николай Волков и заслуженный деятель искусств Российской Федерации Борис Борисович Травкин (что не помешало некоторым «фотолюбителям», дерзко воткнувшим свой объектив рядом с профессионалами, благополучно «завалить горизонт»).

Лауреаты же фестиваля – прежние и будущие – смогли познакомиться на теплоходе с автором статуэтки архангела Михаила, которой награждаются победители, скульптором Дмитрием Власовым.

 «Я хотел поблагодарить вас за особенность, которую вы заложили в конструкцию этого приза, – сказал режиссёр Александр Куприн, обладатель Гран-при самого первого фестиваля «Соль земли». – Он стоит у меня дома, и когда моя жена вытирает пыль и задевает статуэтку, копьё, которым архангел пронзает змея, иногда выпадает, потому что оно не закреплено жёстко. И я всё время это копьё поправляю и направляю его снова в пасть этому врагу рода человеческого. И это для нас напоминание, что эта борьба постоянно должна продолжаться. Вы только не меняйте ничего в этой детали», – попросил он под общий смех.

Фестиваль документальных фильмов «Соль земли». 2014 год

Чистая победа

Фестиваль «Соль земли» трудно упрекнуть как в излишней политизированности, так и в конъюнктурности тематики. Однако в чём его уж совершенно точно нельзя упрекнуть – так это в оторванности от жизни страны и мира, включающей в себя как насущные, злободневные проблемы обычных, «маленьких» людей, так и события истории, творящейся здесь и сейчас. Фильму Валерия Тимощенко «Чистая победа. Битва за Севастополь», завоевавшему в этом году Гран-при, выпало сниматься как раз в такой исторический момент – в дни мартовского референдума в Крыму, – хотя заявка на картину была подана гораздо раньше, когда подобного развития событий никто предвидеть не мог. И чистая победа в 1944 году, о которой рассказывает непосредственный участник штурма Севастополя, бывший морской пехотинец Георгий Григорьевич Савенков, поневоле перекликается с «чистой победой» сегодняшних севастопольцев, возвративших свой город домой, в Россию.

Фестиваль документальных фильмов «Соль земли». 2014 год

В глазах у 88-летнего ветерана, когда он с воодушевлением рассказывает о том легендарном марш-броске по весеннему Крыму и битве за город русской славы, такой же молодой блеск, подъём и гордость, как и у счастливых горожан на севастопольских улицах и площадях, но не только это роднит эти две победы. Память о войне сегодня, когда ещё живы немногие из её ветеранов и тружеников тыла, а в каждой семье хранятся воспоминания о воевавших дедах и прадедах, стала особенно важной частью нашей идентичности, которая так и не подверглась обесцениванию и которая напоминает нам о том, кто мы такие. И события в Крыму дня сегодняшнего напомнили, что мы до сих пор – тот же народ, и что мы народ единый, несмотря на все попытки нас расколоть.

«За укрепление российской государственности»

Одна московская журналистка на пресс-конференции задала вопрос: а почему на фестивале нет фильмов правозащитной направленности? «Просто к нам не поступали фильмы подобной тематики, которые можно было бы рассматривать в одной из наших пяти номинаций, – ответил директор фестиваля, священник Игорь Головлёв. – Наверное, правозащитникам не интересен наш фестиваль». «Ну почему же нет? – не согласилась член жюри, профессор ВГИКа Галина Прожико. – А может, мы просто неверно трактуем понятие правозащиты...». И привела несколько примеров картин, участвующих в конкурсной программе и затрагивающих острые проблемы, напрямую связанные с правами человеческой личности. И вот тут, наверное, стоит вспомнить об одном очень неприятном и очень вредном стереотипе, в соответствии с которым «правозащитный» опознается непременно как «враждебный российскому государству». Причём создан этот стереотип отнюдь не «сурковской пропагандой» – его формировали многие годы своими действиями и выступлениями сами люди, именующие себя правозащитниками, но защищающие на деле лишь права весьма ограниченной группы.

Фестиваль документальных фильмов «Соль земли». 2014 год

«Я люблю свою страну, но ненавижу государство» – эта расхожая фраза давно стала общим местом не только в либеральной среде. Но только ли плохое государство виновато в том, что его отождествили с некой коррупционной системой, с чиновничьей верхушкой, заботящейся исключительно о собственном благе? Снисходить до диалога с которой и бессмысленно, и недостойно, а потому с ней можно только бороться, разговаривать языком митингов и ультиматумов... Только ли власть не слышит и не желает слышать «гласа народа» (на самом деле ряд событий убедительно показывает – прекрасно может слышать) и любую критику воспринимает как происки «пятой колонны», или это те, кто считает, что говорит от имени народа, не слишком владеют навыками коммуникации?

Нападки на Россию, связанные с событиями на Украине, показали, что водораздел проходит отнюдь не между льстецами и критиками. Вдруг прояснился смысл старой пословицы «Друзья познаются в беде», и оказалось, что быть «пятой колонной» – это вовсе не синоним невосторженного отношения к Путину и к любому действию российской власти. Оказалось, что едва ли не самая непримиримая, экстремистская часть «несистемной» оппозиции в решительный момент может «вынести за скобки» свои претензии к власти и сплотиться с патриотическими силами – за Россию, за русских людей в Крыму, в Донбассе...

И что разница не в остроте критики, а в том, что настоящий государственник, патриот, желающий добра своей стране, всегда радуется даже малым подвижкам в лучшую сторону, у недоброжелателя же они вызывают досаду, он старается их обесценить.

Фестиваль документальных фильмов «Соль земли». 2014 год

В прошлом году Гран-при завоевал фильм «SOSтояние приграничное», который на некоторых других фестивалях даже побоялись включить в программу просмотров: слишком горькой иронией звучали там трансляции речей первого лица государства на фоне вымирающих деревень и разрушенных предприятий Дальнего Востока. Однако в жюри фестиваля «Соль земли» о подобных опасениях речи даже не зашло – не потому, что там собрались смелые оппозиционеры, а потому, что все всё поняли правильно: сам резкий тон фильма продиктован болью за судьбу края, с таким трудом освоенного много лет назад русскими первопроходцами... В этом году на мой вопрос о том, как сейчас обстоят дела там, в Приамурье, пережившем чудовищное наводнение, автор фильма Альберт Самойлов с радостным удивлением рассказал, что обещания властей отстроить новые дома взамен разрушенных выполнены, строятся новые газифицированные посёлки, причем жильё получили даже те, чьи дома первоначально не были включены в план.

Немало сложных, острых, а порой и горьких картин было представлено на фестивале и в нынешнем году. Среди них и фильм «Звёздная пыль» Владимира Эйснера (Новосибирск), отмеченный дипломом жюри, и «Три реки. Точка отсчёта» Дмитрия Семибратова (Краснодарский край), завоевавший первое место в номинации «Русский собор» и затрагивающий очень болезненную тему межнациональных конфликтов и этнической преступности на российском Кавказе, и «БАМ: сердечная боль» Виктора Серова (Новосибирск), и «Юрий Вэлла. Последнее интервью» (специальный приз от оргкомитета). «Мне показалось, что в этом году было много проблемных фильмов, – сказала режиссёр картины Марина Тугаринова (Тюмень). – И у моего героя, ненецкого поэта Юрия Вэллы, все мысли и стихи пронизаны болью за будущее своего маленького народа. Хотелось бы, чтобы мой фильм увидели не только зрители на кинофестивалях и на телеэкранах, но и те люди, от которых сейчас зависит решение этих проблем».

Год назад на фестивале впервые появился новый приз, учреждённый губернатором Самарской области, – «За укрепление российской государственности». И решение присудить его в этом году фильму Светланы Загребиной «Серебряные родники» – о многодетной самарской семье Валентины и Анатолия Чекмарёвых, которые вырастили восемь своих и взяли на воспитание 26 приёмных ребятишек, – было совершенно закономерным и соответствующим духу фестиваля. Поскольку, по мнению в том числе и режиссёра фильма, связь между родительским подвигом и утверждением российской государственности самая прямая – ведь именно в семье реализуется, пожалуй, самая главная стратегическая государственная задача – воспитание будущего поколения, которое завтра будет определять, как жить нашей стране. Наверное, можно было назвать этот фильм и правозащитным – в том смысле, что он о праве ребёнка на семью, на домашнее тепло, на защиту. На тот круг любящих людей, в котором и может возрасти духовно и душевно здоровая личность...

Фестиваль документальных фильмов «Соль земли». 2014 год

Валентина Чекмарёва, многодетная мать:

– Я сама сейчас смотрела этот фильм первый раз, даже немножко всплакнула, когда увидела, как выглядит наша семья со стороны. Потому что – будни, будни, будни, и даже не замечаешь, что где-то ты сильный, где-то слабый, где-то что-то проявил, какие-то дела огромные сделал. Мне хочется огромное спасибо сказать Светочке и оператору Александру, они ходили за нами по пятам, снимали огромное количество дней... И если, увидев этот фильм, кто-то возьмёт в приёмную семью хоть одного ребёночка, то значит, не зря о нас пишут статьи и снимают кино...

Презумпция положительности

Пожалуй, наиболее точное определение одной из главных тенденций фестиваля прозвучало из уст Галины Прожико: «презумпция положительности героя». «Наша документалистика вообще-то отличалась этим качеством где-то до рубежа 90-х, когда популярной стала «чернуха», когда фильмы начали напоминать идеологические очерки, – поясняет Галина Семёновна. – Когда человек становится частью антуража, когда он берётся и разнимается, и сквозь него авторы пытаются выразить некое своё суждение. Им неинтересен характер человека, его душа: он бомж, или какой-то чиновник, или «совок», или пенсионер, или что-то ещё... А в прежние времена человек мог быть очень великим или, как в картине Герца Франка «Высший суд», убийцей, приговорённым к смерти, и тем не менее с ним разговаривают как с человеком... Он тоже носитель души, и понятие души связано с нашим менталитетом, равно как и совесть... Это те категории, которые мы не вправе утрачивать».

На фестивале «Соль земли» – и в этом году, и в предыдущие – таких картин всегда особенно много. Иногда по инерции невольно ищешь авторскую оценку, пытаешься сравнивать – но понимаешь, что всё не просто. Вот, например, героиня «Детства на берегу реки»: лучше или хуже стала она, когда из солнечной рыжеволосой девочки, дитяти природы, принимающей свой мир целиком, превратилась в чуть угловатую девушку-подростка, задумывающуюся над сложными вопросами и над перспективами своей жизни в родной деревне? Нет – та девочка в душе жива, просто придвинулись взрослые заботы, настало время не мечтать о будущем, а строить его...

Или «Про Владимира и Питирима» – киноочерк Евгения Кузнецова (Ижевск) о двух монахах, живущих в разных концах полузаброшенной деревни. Один – подтянутый, аккуратный, основательный, строит храм, сажает картошку и общается по Интернету с духовными чадами. Другой – полуграмотный бывший бродяга, колоритный отшельник в лохмотьях, построивший себе хижину на дереве и соорудивший в лесу «звонницу» из разномастного металлолома... Разные судьбы, характеры – но оба живут искренней верой, любовью к Богу и к окружающему миру. Разве можно их сравнивать?

Фестиваль документальных фильмов «Соль земли». 2014 год

«Презумпция положительности» не предполагает нравственного релятивизма, оправдания очевидного зла. Но и там, где герой оступается, он не перестаёт быть человеком. И, заглядывая в глубины его души, бережно прикасаясь к чужой трагедии, автор невольно вовлекает зрителя в нравственный выбор героя, пробуждая любовь и сострадание. Об этом был и фильм совсем молодой номинантки Софии Гевейлер «Данный взамен» – эта дипломная работа выпускницы ВГИКа уже завоевала призы на нескольких фестивалях и стала победителем в номинации «Камо грядеши?». Героиня этой картины, Мария, когда-то отказалась от собственного ребёнка, а теперь усыновляет чужого. И, наверное, лучшим доказательством Божьего промысла стала радостная новость, которой поделилась исполнительный продюсер, представлявшая фильм: буквально за несколько дней до фестиваля у героини родилась ещё и девочка...

А для меня лично одним из самых сильных впечатлений стал фильм «Папа, здравствуй!» Натальи Кононенко, признанный победителем в номинации «Чти отца твоего и матерь твою». Этот фильм в очень коротком метре, как заметила, вручая награду, член жюри Людмила Коршик, вместил очень сложные судьбы и сложные отношения между людьми. Поразила глубина, достойная героев Достоевского, которая открылась вдруг и в словах, и в судьбе главного героя, в его отношениях с отцом, живо напомнивших евангельскую историю о возвращении блудного сына. Андрей, бывший член преступной группировки, бывший наркоман, прошёл, по его собственным словам, точку невозврата в своём падении, когда человек уже не слышит голос совести и становится сам для себя богом. «Чем дальше от этой черты отхожу, тем дальше понимаю, что я не сам вернулся... люди оттуда не возвращаются», – признаётся он.

«Фильм мой действительно очень трудный и, несмотря на сложность его, всё-таки он о всепрощающей любви Бога к Своему творению, которая всем нам даёт надежду на спасение, – говорит Наталья Кононенко. – Но этот фильм не состоялся бы, если бы не было благословения и молитвенной поддержки архимандрита Алексия и братии Данилова монастыря города Москвы».

Нравственность и профессионализм

На вопрос о том, какие именно черты характеризуют фестиваль «Соль земли», призёр первого фестиваля Александр Куприн ответил, что этот кинофорум соединяет в себе духовное, нравственное начало и высокий профессионализм кинематографистов классической школы. Этим же критериям отвечали и фильмы, награждённые призами жюри, друзей и спонсоров фестиваля. Так, Самарская городская Дума отметила своей наградой картину Ольги Антроповой «Моя блокада» (Москва), в основу сюжета которой заложены детские воспоминания людей, переживших Ленинградскую блокаду. Военной теме – вернее, людям из поисковых отрядов, которые видят свой смысл жизни в возвращении из небытия имён безвестных героев Великой Отечественной, посвящён и фильм «Над Дубравой месяц светел» Ларисы Пичугиной (Москва), завоевавший приз клуба Почётных граждан Самарской области.

Дипломами жюри награждены фильмы «Джокопай» Олеси Молчановой (Ижевск), «Звёздная пыль» Владимира Эйснера (Новосибирск), «Великие реки Сибири. Бирюса» Павла Фаттахудинова и Светланы Бобровой (Екатеринбург), «В поисках Святителя» Татьяны Карповой (Москва), и «Триста лет одиночества» Константина Одегова (Тюмень).

Приз зрительских симпатий завоевал в этот раз фильм «Дед, Василий и Квадрат» Дмитрия Завигельского, который рассказал в нём историю своего деда – Бориса Дмитриевича Завигельского, директора Первого московского конного завода, где был выращен знаменитый жеребец Квадрат и где трудился столь же легендарный конюх Василий Дмитриевич Курьянов. С одной стороны, семейная история, привлекающая своей теплотой и камерностью, увлекательный и где-то даже умилительный рассказ о лошадях, о людях, влюблённых в свою работу, об отношениях людей и животных, а с другой – история страны, проходящая через судьбы героев, когда орловские рысаки, покоряя сердца сильных мира сего, правителей крупных государств, которых советские руководители, от Хрущёва до Брежнева, приглашали прокатиться на русской тройке, косвенным образом влияли и на мировую политику... «Не знаю, как на других, но на нашей студии считают, что самый главный приз на фестивале – это приз зрительских симпатий!» – сказала, принимая награду, продюсер московской студии «Риск» Ольга Шапошникова.

Фестиваль документальных фильмов «Соль земли». 2014 год

А журнал «Самара и Губерния» отметил своим призом прекрасную картину «Детство на берегу реки» Юлии Киселёвой (Москва). «Наслаждалась каждым кадром, – призналась, вручая приз, главный редактор журнала Юлия Галочкина. – Теперь я заинтересована, как сложится судьба этой девочки». Будем надеяться, что жизнь девочки Маши из далёкой пермской деревни сложится хорошо: по словам представительницы съёмочной группы Екатерины Тураевой, героиня фильма успешно окончила школу, и теперь ожидается следующая серия картины...

Приз в номинации «Здесь и сейчас» завоевал фильм «Тринадцатый» Тыная Ибрагимова (Бишкек). А бронзовая статуэтка архангела в номинации «Времена не выбирают» досталась картине «Хозяйка залива Счастья» Анны Самойловой (Хабаровск). Этот фильм, запомнившийся также органично вписавшимися в него анимированными цветными рисунками, повествует о судьбе Екатерины Невельской, супруги начальника Амурской экспедиции Геннадия Невельского, молодой, образованной и мужественной женщины, которая стала поистине душой поселения русских колонистов на Дальнем Востоке, и рассчитан, по словам автора, прежде всего на молодых зрителей. Ведь самой героине фильма, когда она отправилась вместе с мужем в неведомый дикий край, было всего лишь 18 лет, а возраст большинства участников экспедиции не превышал и двадцати восьми...

Серебряный архангел Михаил за лучшую операторскую работу достался оператору фильма «Про Владимира и Питирима» Андрею Русских. Приз в традиционной номинации «За честь и достоинство в профессии», за многолетний подвижнический труд в кино был вручен члену жюри, доктору искусствоведения, профессору ВГИКа Галине Семёновне Прожико. «У каждого из нас в своё время был и остается свой любимый учитель, благодаря которому мы выбрали свой путь в жизни, – сказала, вручая награду, Мария Серкова. – И среди наших номинантов фестиваля и даже среди членов жюри есть кинематографисты, которые обязаны своим выбором этому человеку...»

Сергий,
Митрополит Самарский и Сызранский:

Когда я был ещё студентом, оптинские старцы и другие наши святые праведники говорили о том, что обрушится СССР, что разделится Украина, но тогда мы не верили, что наша Родина – непобедимая, несокрушимая, процветающая, может в одночасье рухнуть. И дай Бог, чтобы мы образумились и опять соединились. Русский собор – это наше национальное самосознание, чувство единства, которое пробуждается в критические моменты, в период войны и жизненных потрясений. Поэтому нужно понять и донести до слуха, до сознания нашим людям, чтобы это знали и чувствовали. Поздравляю с таким замечательным форумом, и дай Бог, чтобы эта соль, соль веры пробудила в нас и то великое чувство и собственного достоинства, и чувство ответственности, и объединила всех нас.

Николай Иванович Меркушкин,
губернатор Самарской области:

Этот праздник киноискусства традиционно славится своей творческой атмосферой, содержательной конкурсной программой, интересными встречами с мастерами документального кино. Фестиваль способствует сохранению единого культурно-исторического пространства России, возрождению духовно-нравственных ценностей нашего общества, он призывает бережно хранить традиции российского документального кино, искать новые пути и формы его развития, привлекая внимание общественности к этому виду кинематографии как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Искренне желаю всем участникам этого важного культурного события важнейших успехов на избранном пути, новых творческих находок и смелых идей.

Валерий Бакиров,
автор сценария художественного фильма «Белый ягель»:

Это родные для меня места, я давно живу в Москве, но всегда гордился, что родом из-под Самары, из села Богатое. Моя жена говорит, что у меня даже говор меняется, когда я разговариваю по телефону с Самарой. Я рад, что Самара первая увидела фильм «Белый ягель», и, насколько я понял по реакции зрителей, фильм удался. Вокруг нас такая красота, и мы находимся в центре России, а на севере ненцы каслают оленей (каслают – значит переезжают с места на место за оленями – не ненцы водят оленей, а олени ненцев), а на юге субтропики. А в середине Волга. Всем спасибо...

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева