СамГУПС подвел итоги года
Самарский государственный университет путей сообщения называют поволжской кузницей кадров. Филиалы СамГУПС действуют в 11 регионах ПФО на территориях пяти железных дорог – Куйбышевской, Южно-Уральской, Приволжской, Горьковской и Юго-Восточной. Здесь обучаются более 24 тысяч студентов. Принята программа развития до 2024 года, работают модули корпоративных компетенций, матрица вовлечённости и многое другое. Вуз успешно справляется с миссией подготовки специалистов высокой квалификации – главного ресурса современных железных дорог. И даже COVID-19 не в силах помешать этому.
Итогам уходящего года в условиях крайне непростой эпидемиологической ситуации и планами на ближайшее будущее поделился ректор СамГУПС, доктор технических наук Иван Андрончев. Наш разговор мы начали как раз с организации учебного процесса в разгар пандемии. Её вуз встретил во всеоружии.
«Мы уже три года развиваем систему онлайн-образования. И пандемия лишь заставила ускорить наращивание коммуникационных мощностей. В нашей электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) было разработано приложение «Мобильный цифровой университет СамГУПС». Благодаря этому студенты получили возможность не только слушать лекции и общаться с преподавателями, но и сдавать экзамены. Все 11 филиалов вуза активно применяют это приложение, в сутки «в эфир» выходит около 20 тысяч пользователей. Кстати, у дистанционного обучения есть и плюсы – дисциплина: прогульщиков видно сразу, потому что ЭИОС сохраняет электронный след всех посещений. Да и преподаватели более тщательно готовят «сценарии» своих лекций, чтобы привлечь внимание аудитории по ту сторону экрана. Профессорско-преподавательский состав постоянно совершенствует новые формы учебного процесса и оттачивает особенности «удалёнки». Мы даже заседания Учёного совета и ректората проводим в дистанционном режиме. Современные средства связи позволяют это делать достаточно эффективно», – подчёркивает мой собеседник.
Три «Т» как код будущего
Что касается стратегии развития вуза – она состоит из трёх модулей, называемых «три Т» и представляет собой ключевые цели совершенствования образовательного процесса в условиях стремительно меняющейся ситуации в стране и мире. Как говорит ректор, когда появляются свежие информационные продукты и новые научные знания, задача университета – действовать на опережение. А для этого надо энергично осваивать новые образовательные технологии, совершенствовать материально-техническую и лабораторную базы.
«Так вот, модуль «Т1» нашей стратегии – привлечение в вуз талантливой молодёжи, её развитие через волонтёрство, творчество, изучение традиций. Модуль «Т2» – это три уровня подготовки: по федеральным образовательным стандартам – «Стандарт», по спецподготовке – «Профи», по инновационной и научной деятельности – «Премиум». А модуль «Т3» есть научная составляющая подготовки студентов через творчество в науке и инновациях», – делится Иван Константинович.
Ещё одна стратегическая задача СамГУПС – вхождение в программу ТОП 5 – 100 лучших вузов России. Для этого в университете реализуются так называемые «академические единицы», направленные на развитие культурных и образовательных программ и исследовательских процессов, на информатизацию вуза, применение новых технологий, в том числе искусственного интеллекта и цифровых технологий. А также на развитие транспорта будущего. Ещё в центре внимания – исследования в области новых видов энергии и топлива, разработка технологий смешения водорода с сжиженным природным газом и многое другое.
Четыре линии будущего
Поэтому среди важнейших задач 2020 года с переходом в год наступающий, по мнению Ивана Андрончева, пять ключевых проектов. В первую очередь, проект «Транспортно-логистический центр «Кинельский», реализация которого призвана повысить инвестиционную привлекательность 63-го региона и снизить транспортные издержки для предприятий губернии. Замысел предусматривает передачу земельного участка в районе Кинеля под управление эндаумент-фонда СамГУПС и реализацию на площадке транспортно-логистического центра «Кинельский» новых технологий электронной торговли, контейнерных перевозок и складского хранения. Иван Константинович убеждён, что воплощение идеи в жизнь позволит альма-матер повысить привлекательность современных транспортных специальностей и повысить компетенции студентов, изучающих контейнерные перевозки, электронную торговлю и складское хранение.
Проектом №2 в вузе называют создание гибридного газотурбовоза «Павлович», по имени первого ректора университета. Новая машина существенно повысит эффективность газотурбинной тяги поездов. Её конструкция сейчас активно разрабатывается учёными «альма-матер» совместно с инженерами завода «Металлист». Авторы предлагают применить в «Павловиче» новую многоконтурную систему сжигания топлива «Каскад», автоматизированную систему сжигания топлива и накопитель энергии «Заряд-01». Это передовые на сегодня технологии. Сам же газотурбовоз будет незаменим в условиях Крайнего Севера. Да, и ещё: шумовой эффект от новинки будет гораздо меньшим, чем от других локомотивов.
А вот проект №3 касается уже нашего региона, называется он «Ускоренное движение «Самара – Тольятти». По мнению Константина Андрончева, участие СамГУПС в организации ускоренного движения придаст импульс экономическому развитию Самарско-Тольяттинской агломерации с населением более 2,7 млн человек. Уже сегодня учёные железнодорожного университета готовы разработать оптимальные графики движения поездов, учитывая потребности жителей агломерации.
Наконец, проект №4 – «Экспериментальное железнодорожное кольцо в особой экономической зоне «Тольятти», предназначенное для проведения сравнительных испытаний железнодорожной техники в реальных условиях. Ректор подчёркивает, что создание лабораторной базы и испытательной инфраструктуры позволит объединить усилия сразу нескольких учебных заведений губернии, включая ТГУ, и привлечь к исследованиям ярких и талантливых молодых специалистов. Проект важен не только с научной точки зрения, но и в плане развития моногорода Тольятти.
Вышеуказанные замыслы СамГУПС ректор лично передал в руки губернатору Самарской области Дмитрию Азарову. Который включил их в программу презентации 63-го региона на прошедшем в ноябре в Москве XIV международном форуме «Транспорт России». Кроме того, вуз организовал на этом престижном событии онлайн-экспозицию VR-технологий. В частности, использованию технологии виртуальной и дополненной реальности при реализации бизнес-процессов на железнодорожном транспорте.
Коммуникации внутренние и внешние
Важнейшим событием уходящего года ректор считает участие СамГУПС в программе взаимодействия холдинга РЖД и Минтранса России с университетскими комплексами железнодорожного транспорта, рассчитанной на период до 2025 года. Документ был подписан в Москве в январе месяце. В его разработке участвовали представители всех транспортных университетов страны, включая СамГУПС. Программа состоит из восьми разделов, включающих 69 мероприятий, которые охватывают весь спектр взаимодействия компании и отраслевых вузов – от совершенствования образовательного процесса до управленческих изменений.
Ещё в 2020-м вуз вошёл в состав научно-образовательного консорциума (НОЦ) Самарской области. Первым стратегическим индустриальным партнёром в создании НОЦ 63-го региона выступила госкорпорация «Ростех». Участие в соглашении открывает СамГУПС новые возможности по повышению собственной конкурентоспособности, усилению экономической эффективности региона в целом. Основная идея НОЦ – объединение возможностей вузов, ведущих промышленных предприятий и институтов развития. Научно-образовательный центр будет обеспечивать разработку, производство, экспорт высокотехнологичной промышленной продукции предприятий, расположенных на территории губернии.
СамГУПС активно укрепляет международные связи. Скажем, с коллегами из Дрезденского технического университета самарские учёные ведут исследования в области экологического менеджмента. Активно взаимодействует наша железнодорожная альма-матер с Мариборским университетом (Словения), Даляньским и Шицзячжуанским университетами, Пекинским транспортным университетом (КНР). Шесть лет назад на базе Центра международных связей СамГУПСа начало работу подготовительное отделение для иностранных граждан.
Университет, несмотря на пандемию, справился с контрольными цифрами приёма: около 3 тысяч человек пополнили студенческие ряды. Помимо Самары, огромен интерес к университету в Уфе, Саратове, Пензе, Оренбурге. СамГУПС гордится своими студенческими отрядами и вообще тем, как развивается студенческое самоуправление.
В завершении беседы я попросил Ивана Константиновича назвать пять составляющих, наиболее ёмко характеризующих сегодняшний день вуза. Расклад получился таким: 1) привлекательность; 2) устремлённость в будущее; 3) креативность; 4) открытость; 5) стремление к международному уровню.
Что же, да будет так!
Текст: Андрей Введенский