Новости и события
Архив
2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

Самарская таможня всегда готова Вас услышать

Самарская таможня всегда готова Вас услышать

Мир открыт сегодня для всех, кто желает увидеть его. В процессе глобализации и укрепления связей между народами и странами стираются политические и экономические границы. Сегодня является вполне доступной возможность посетить ту или иную страну по туристической визе, привезти понравившийся сувенир или отправить гостинцы друзьям и родственникам за рубеж, организовать свой бизнес по импорту и экспорту товаров. Однако процесс глобализации неоднозначен, поскольку стремление государств защитить свои экономические и национальные интересы диктует свои «правила игры». Эти правила государства прописывают в своих законах и международных соглашениях. Не является исключением и Российская Федерация. Однако ситуация в мире и законотворческий процесс весьма динамичны и нестабильны, заключаются всё новые и новые международные соглашения, принимаются законы и другие нормативные документы, их дополняющие и разъясняющие, законодатель безусловно старается избежать противоречий, пробелов и неясностей, но, к сожалению, не всегда удаётся их предотвратить. Однако, главным приоритетом в России, как и в любом другом правовом государстве, является защита прав и законных интересов физических и юридических лиц. Поэтому законодатель предусмотрел различные механизмы защиты прав и свобод, такие как возможность обратиться в суд или ведомство, уполномоченное рассматривать обращения с проблемными вопросами и принимать по ним решения.

Если таможенные органы приняли в отношении Ваших товаров решения либо осуществляют действия, которые Вы не ожидали и с которыми Вы не согласны, если таможенные органы возбудили в отношении Вас дело об административном правонарушении в области таможенного дела, решения, действия (бездействия) в области таможенного дела, в том числе те, которые явились основанием для возбуждения административного производства, Вы можете обжаловать в вышестоящий таможенный орган (жалобы на таможенные посты с месторасположением в Самарской области рассматривает Самарская таможня в г. Самара, жалобы на Самарскую таможню и иные таможни в Приволжском федеральном округе рассматривает Приволжское таможенное управление в г. Нижний Новгород, жалобы на Приволжское таможенное управление и иные региональные таможенные управления рассматривает Федеральная таможенная служба Российской Федерации в г. Москва).

Безусловно, оказываясь один на один с государством в лице таможенника, обычный человек или участник внешнеэкономической деятельности, не обладающий специальными юридическими знаниями, не способен грамотно и квалифицированно осуществить защиту своих прав и законных интересов. Но приведенные в данной статье ссылки на практические материалы, размещённые в сети Интернет, помогут правильно подать в таможенные органы жалобу на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, на постановление по делу об административном правонарушении, и тем самым эффективно защитить свои права и интересы. В настоящей статье мы рассмотрим преимущества ведомственного порядка разрешения спорных и проблемных ситуаций, возникающих в ходе совершения таможенных операций при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза (напомним, что в Евразийский экономический союз в настоящий момент входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Россия).

Ведомственное обжалование как способ восстановления нарушенных прав имеет ряд преимуществ в сравнении с судебным разбирательством. Среди многих преимуществ можно выделить следующие основные:

1. Гарантировано право на восстановление нарушенных прав в судебном порядке при любом исходе ведомственного рассмотрения жалобы. Рассмотрение вышестоящим таможенным органом решения по жалобе на решение, действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа в области таможенного дела не влияет на право лица обжаловать в дальнейшем решение, действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа в суд, если вышестоящий таможенный орган примет решение об отказе в удовлетворении жалобы заявителя.

2. Самый быстрый способ разрешить конфликтную ситуацию. Если судебный способ защиты может длиться месяцами и даже годами, поскольку гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривают такое право суда, т.к. другая сторона в судебном деле вправе обжаловать решение суда в вышестоящую судебную инстанцию, дело может быть возвращено на повторное рассмотрение из вышестоящей инстанции, то ведомственный порядок обжалования предусматривает гораздо меньший срок рассмотрения, который не превышает один месяц (в исключительных случаях данный срок может быть продлен еще на один месяц). Решение по жалобе вступает в законную силу немедленно и подлежит обязательному исполнению нижестоящим таможенным органом (нижестоящий таможенный орган не обжалует решение вышестоящего таможенного органа).

3. Отсутствие затратных формальностей. Госпошлина при подаче жалобы не уплачивается в отличие от судебного порядка разрешения споров. Ведомственный способ обжалования предусматривает гораздо меньший объём формальностей, которые необходимо соблюсти, прежде чем обратиться за защитой своих прав. Личное участие лица, подавшего жалобу, в процессе рассмотрения жалобы вышестоящим таможенным органом не требуется, тогда как в ходе судебного разбирательства для каждого судебного заседания требуется подача ходатайства о рассмотрении без участия представителя стороны.  Не требуются расходы на адвоката или профессионального юриста, который будет отстаивать позицию в суде с соблюдением формальностей судебного процесса.

В подтверждение доводов жалобы необязательно представлять документы, в то время как при обращении в суд истец обязан представить все документы, подтверждающие указанные в исковом заявлении доводы. Достаточно обратиться с письменной жалобой с соблюдением простых формальностей, предусмотренных главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Но даже если такие формальности не соблюдены по каким-либо причинам и лицу отказано в рассмотрении жалобы, факт подачи жалобы не останется без правовых последствий, т.к. вышестоящий таможенный орган, к которому обратилось лицо, обязан провести внутренний ведомственный контроль по факту жалобы. По результатам ведомственного контроля незаконное решение отменяется, т.е. по сути, правовые последствия такие же, как если бы жалоба была принята при условии соблюдения всех формальностей.

4. Гарантия беспристрастности и объективности рассмотрения доводов жалобы. Как показывает практика, вышестоящие таможенные органы беспристрастно и непредвзято рассматривают жалобы, поступающие на их подчинённых, руководствуясь исключительно правовыми нормами. Причина этого заключается вовсе не в какой-то особой и выдающейся честности должностных лиц вышестоящего таможенного органа, хотя и это качество свойственно многим людям, служащим в таможенных органах, а настоящие причины прагматичны и заключаются в том, что:

- порядок рассмотрения жалобы предполагает участие широкого круга должностных лиц. Проект решения готовит юридическое подразделение, а также профильное(ые) структурное(ые) подразделение(я) в зависимости от существа вопроса. Данный проект согласовывают начальники указанных структурных подразделений, окончательное решение принимает руководитель таможенного органа. Таким образом, исключена «узкая и умозрительная» оценка доводов жалобы;

- в связи с политикой, проводимой руководством таможенной службы, таможенные органы крайне не заинтересованы в принятии незаконных решений, совершении противоправных действий (бездействия) и принятии в связи с такими решениями, действиями (бездействием) судебных решений не в пользу таможенных органов. Поэтому вышестоящий таможенный орган, принимающий решение по жалобе, всегда будет стремиться к принятию законного и обоснованного решения по любой жалобе, объективному и полному рассмотрению всех доводов, изложенных в жалобе, а должностные лица, которые совершили противоправные действия, будут нести юридическую ответственность, включая дисциплинарную, административную или уголовную.

Подробную информацию о том как правильно подать в таможенные органы жалобу на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, на постановление по делу об административном правонарушении, Вы можете получить по следующему электронному адресу: http://ptu.customs.ru/ Информация для участников ВЭД/ Судебный и ведомственный порядок обжалования решений, действий (бездействий) должностных лиц таможенных органов/ О ведомственном обжаловании и получении консультации, информации в таможенных органах (информация, разъяснения и рекомендации.

Как избежать конфликтной ситуации или спора с таможенными органами

Вместе с тем, самым лучшим способом избежать конфликтной или спорной ситуации является её предупреждение. Основной предупредительной мерой является консультирование и информирование в области таможенного дела. Прежде, чем выехать за пределы Российской Федерации и предпринять действия по ввозу тех или иных товаров (личные вещи, предметы роскоши, произведения искусства, денежно-валютные средства, продукты питания, одежда, транспортные средства, мебель, оборудование и др.), Вам достаточно лишь обратиться в Самарскую таможню, можно в письменной или в устной форме, ясно и в полном объёме сформулировать возникшие вопросы, а также соблюсти ряд несложных формальностей при составлении запроса в письменной форме. Необходимо отметить, что качество письменной консультации таможенного органа зависит, в том числе, от того, насколько вопросы, которые заявитель указывает в запросе, конкретны. Наличие обобщенных вопросов, например, таких как «какие документы необходимы для ввоза промышленного станка?» или «какие действия необходимо предпринять для вывоза лабораторного оборудования?» влекут за собой направление письменной консультации, содержащей лишь основные положения таможенного законодательства. Получение общей информации не в полной мере отвечает ожиданиям лица, обратившегося с запросом в таможенный орган, поскольку заинтересованное лицо рассчитывает на получение от таможенного органа четкого алгоритма действий при перемещении им товаров. Поэтому, чем точнее заявитель укажет в запросе на консультацию свой вопрос, тем полнее и быстрее будет дан на него ответ.

Правовым отделом Самарской таможни на постоянной основе оказываются государственные услуги:

– по информированию об актах таможенного законодательства и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела;

– по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

Порядок предоставления данной услуги утвержден Приказом ФТС России от 9 июня 2012 года № 1128.

По всем вопросам консультирования и информирования Вы можете обратиться в Самарскую таможню по следующим номерам телефонов: (846) 379-81-17 (автоинформатор), 379-81-32, 379-82-84, 379-81-49, 379-82-40.

Информация обо всех таможенных органах, предоставляющих государственную услугу, размещена на официальном сайте ФТС России в сети Интернет (www.customs.ru), на сайте Приволжского таможенного управления (http://ptu.customs.ru/) в разделе «Информирование и консультирование по вопросам таможенного дела».

Кроме того, на сайте Приволжского таможенного управления размещена очень простая форма запроса о предоставлении консультации, заполнив которую заинтересованные лица могут обратиться с интересующими их вопросами как в Приволжское таможенное управление, так и в любую таможню Приволжского федерального округа.

Законодательство России предусматривает ещё один способ ведомственного порядка защиты своих прав. Согласно положениям статьи 50 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», лицо, в отношении которого таможенным органом принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение не принято либо подлежащее совершению действие не совершено в течение установленного срока, вправе обратиться с запросом в этот таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или не совершения действия, если это затрагивает права и законные интересы указанных лиц непосредственно и индивидуально.

Запрос должен быть подан в течение шести месяцев со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения установленного законом срока их принятия, совершения либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении, совершенном действии (бездействии).

Заинтересованное лицо может обратиться с запросом о предоставлении необходимой информации как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день получения указанного запроса. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение 10 дней со дня получения указанного запроса.

Источник: Пресс-служба Самарской таможни