Новости и события
Архив
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

Эксперты обменялись мнениями о грядущем изменении законодательства об ООПТ

4 сентября 2015 г. в рамках расширенного заседания комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности состоялись общественные слушания («нулевые чтения») по проекту федерального закона № 826412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как рассказал председатель комиссии Юрий Астахов, с предложением инициировать общественные слушания по данному вопросу в Общественную палату Самарской области обратился депутат Государственной Думы Владимир Гутенев. Учитывая большую общественную значимость выносимого на обсуждение документа, самарские общественники не могли не откликнуться на предложение.

Разработанный Правительством РФ законопроект, внесенный на рассмотрение в Государственную Думу 29 июня 2015 г., предусматривает целый ряд законодательных изменений, которые касаются, в первую очередь, заповедников и национальных парков.

В частности, как свидетельствует пояснительная записка к документу, предлагается ограничить возможность нового строительства и реконструкции спортивных и спортивно-технических сооружений – объектов капитального строительства на территориях национальных парков. Авторы законопроекта предлагают установить, что юридические лица и граждане, которым земельный участок национального парка предоставлен в аренду для осуществления рекреационной деятельности, ежегодно должны проводить мероприятия, направленные на сохранение природных комплексов и объектов. Документ также уточняет порядок посещения территорий национальных парков физическими лицами: при этом предполагается, что положение о каждом национальном парке будет предусматривать случаи, когда пребывание на его территории не требует разрешения, что позволит в полной мере учесть интересы местного населения и муниципальных образований. Законопроектом предлагается несколько расширить полномочия государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков. Проектом закона также вносится дополнение в ст. 38 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», устанавливающее порядок осуществления преобразования заповедников в национальные парки решениями Правительства Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Законопроект призван устранить отдельные пробелы и противоречия действующего законодательства, касающиеся возложения на заповедники и национальные парки задач в сфере научных исследований и экологического мониторинга, особенностей природопользования в границах зоны национального парка, предназначенной для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

«Предложенный законопроект производит очень благоприятное впечатление, в основном направлен на ужесточение режима особо охраняемых природных территорий федерального значения», – отметил в ходе состоявшегося заседания директор Жигулевского государственного природного биосферного заповедника им. Спрыгина Юрий Краснобаев. Сходное мнение выразили и другие эксперты, принявшие участие в обсуждении. Вместе с тем, в ходе дискуссии был сформулирован ряд замечаний и предложений к законопроекту.

Так, участники заседания обратили внимание на то, что в предлагаемой редакции п. 2 ст. 6 Федерального закона от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» исчезло упоминание о недвижимом имуществе. Согласно действующему закону, «природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами». Авторы законопроекта предлагают изымать из гражданского оборота лишь земельные участки, расположенные в границах заповедников; при этом иные природные ресурсы признаются федеральной собственностью и ограничиваются в обороте. По вопросу о том, даст ли новая формулировка больше простора для всякого рода «вольностей», мнения экспертов разделились: тем более, что в нынешней редакции также содержится определенное лукавство, скрытое в возможностях неких «федеральных законов». В любом случае, – считают эксперты, – отдельное упоминание о недвижимом имуществе в рассматриваемой статье необходимо.

Аналогичные нормы, касающиеся национальных парков (п. 2 и 3 ст. 12 указанного Закона), по мнению начальника отдела природопользования и охраны окружающей среды национального парка «Самарская Лука» Марины Пахмуровой, стоит оставить без изменения. Здесь опасения экспертов вызывает предложение авторов законопроекта наложить запрет на изменение целевого назначения земельных участков, расположенных в границах национальных парков и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками. Дело в том, что в результате технических ошибок и по некоторым другим причинам не все лесные участки были поставлены на кадастровый учет и на данный момент такие участки переданы национальному парку в постоянное бессрочное пользование. Принятие новой редакции Закона, – выразила опасение Марина Пахмурова, – не позволит национальному парку «вернуть» (бесспорно закрепить за собой) эти не попавшие в кадастр участки.

Однако очевидно, что, предлагая внести изменение в п. 3 ст. 12 Федерального закона об ООПТ, авторы законопроекта, в первую очередь, стремились дать право гражданам, имеющим собственность на землях населенных пунктов, расположенных в границах национальных парков, оформить в собственность также и свои земельные участки. По мнению участников обсуждения, новая формулировка соответствующего положения Закона должна учесть интересы обеих сторон: дать возможность гражданам реализовать свои права и, одновременно, никак не ограничить права национальных парков.

Более четко, по мнению участников дискуссии, стоит проработать и формулировку подпункта «г» п. 2 ст. 15. Безусловно, закон не должен чинить препятствия организации быта жителей населенных пунктов, расположенных в черте национальных парков. Но, фактически разрешая предоставлять находящиеся в границах таких населенных пунктов земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, размещать скотомогильники, создавать объекты размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, законодатель допускает создание на территории национальных парков потенциально опасных объектов.

В ближайшее время будет подготовлена итоговая резолюция, которая включит все прозвучавшие во время общественного обсуждения и поддержанные аудиторией замечания и предложения по законопроекту.

Источник: Пресс-служба Правительства Самарской области