В Самарском областном художественном музее проходит выставка к 170-летию со дня рождения Альфреда фон Вакано
С 23 июня по 1 августа в Самарском областном художественном музее (ул. Куйбышева, 92, 3-й этаж) проходит выставка «Коллекционер, путешественник, меценат. К 170-летию со дня рождения Альфреда фон Вакано».
Деятельность Альфреда Йозефа Максимилиана Вакано Риттер фон-Велло (24.05.1846 – 24.03.1929), потомственного австрийского дворянина, личного дворянина России, самарского купца 1 гильдии, основателя Жигулевского пивоваренного завода и одного из крупнейших самарских коллекционеров, оставила неизгладимый след в истории нашего края.
Собрание Вакано начало складываться из украшений для интерьера этого особняка. Из Европы привозились картины, вазы, скульптуры. По составу коллекций «музея Вакано» довольно легко проследить маршруты путешествий этой супружеской пары: Азия – Япония, Китай, Индия, Иран, Африка, Австралия, Европа – Италия, Германия, Дания, Голландия, Франция и другие страны.
Совершенно особое место в коллекции Вакано занимали произведения искусства Древнего Египта, Древней Греции и Рима. Большая часть древнеегипетской и античной коллекции Вакано после революции оказалась в собрании Государственного Эрмитажа, который в 1990-е гг. по договору любезно предоставил нашему музею для экспонирования 39 произведений древнеегипетского и античного искусства из вакановского собрания.
Вся вывезенная в 1919-1920 гг. с завода коллекция содержала около 1000 экспонатов. В конечном итоге после продолжительных пертурбаций, которые пришлось пережить собранию Вакано, в 1937 году основная часть была передана во вновь созданный художественный музей, часть экспонатов осталась в собрании музея краеведения. В декабре 1997 года в Мраморном зале Самарского художественного музея состоялась первая выставка, посвященная «музею Вакано», на которой была представлена большая часть этой коллекции.
Нынешняя выставка, как и сама коллекция Вакано, делится на несколько частей.
Россия здесь представлена десятком произведений декоративно-прикладного искусства, в их числе – серебряная стопа с Российским гербом 1768 г., фаянсовое блюдо с рельефным портретом царя Василия Иоанновича, относящимся к эпохе историзма (2 пол. ХIХ в.). Особую ценность представляет майоликовая скульптура М. Врубеля «Морская царевна» («Волхова»). Привлекает внимание фарфоровая тарелка с воспроизведением иллюстрации И. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная».
Западноевропейское искусство представлено немецкой оловянной посудой ХVIII века, голландскими фаянсовыми панно, фаянсовой посудой из Голландии (Роттердам) и Словакии. Наиболее интересные образцы стиля модерн – фарфоровая пластика из Австрии, Германии, Дании.
Но самое значительное место на выставке и в собрании фон Вакано занимают произведения восточного искусства, имеющие большое художественное и научное значение. Китайская коллекция Вакано представляет все виды традиционного искусства. Самые ранние экспонаты относятся к периоду правления династии Мин (1318-1644), когда страна переживала необычайный подъем. Лучшая часть коллекции включает фарфор XVIII–ХIХ веков, изделия из лака, слоновой кости, дерева, полудрагоценных камней, инкрустированную и резную мебель, вышивки. Коллекция китайских свитков состоит из произведений художников конца XVIII – начала ХIХ века. Особое место занимают произведения резной мебели, деревянная резная пластика – фигурки даосских святых XVIII века, работы резчиков по кости и камню.
Искусство Японии представлено произведениями ХIХ века. Гордость коллекции – собрание керамики известных центров производства Аррита-Хидзен, Сацума, Кутании. Керамика Японии представлена рядом авторских произведений. Привлекают внимание произведения, исполненные в технике художественных лаков «маки-э», шкатулки, инкрустированные костью и перламутром. Собрание украшают несколько ширм, соединивших различные приемы отделки – лак, живопись, ткачество и вышивку.
Индийская часть коллекции А.Ф. Вакано состоит из девяти произведений миниатюрной живописи XVIII – XIX веков. Когда-то существовавшие в качестве иллюстраций в рукописях, они были изъяты из книг, разрознены, и теперь не представляется возможным определить их литературный источник и автора. Две миниатюры, принадлежащие к знаменитой могольской школе, относятся к XVIII – первой половине XIX века. Их характеризуют тонкая работа кисти, ювелирная отделка деталей.
Источник: Министерство культуры Самарской области