Новости и события
Архив
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

Ученые Самарского университета научились прогнозировать количество выделяемых канцерогенов при горении топлива

Ученые Самарского университета представили расчеты, позволяющие прогнозировать количество выделяемых канцерогенов при горении топлива.

В ведущем международном журнале в области физической химии Physical Chemistry Chemical Physics вышла статья российско-американского коллектива ученых. В публикации приведены расчеты, позволяющие с высокой точностью прогнозировать концентрацию опасных канцерогенов при горении топлива. Соответствующее исследование проведено в Самарском университете в рамках работы над мегагрантом под руководством профессора Международного университета Флориды Александра Мебеля.

В Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королёва в рамках мегагранта, выделенного Правительством РФ, исследуются реакции горения. Проект направлен на решение злободневной проблемы – предотвращение загрязнения окружающей среды.

«При горении различных видов топлива всегда образуются полиароматические углеводороды (ПАУ), являющиеся опасными канцерогенами, – поясняет один из авторов статьи, научный сотрудник научно-образовательного центра газодинамических исследований (НОЦ ГДИ) Самарского университета Иван Чечет. – Мы исследовали химические реакции H-abstraction бенз[a]пирена – одного из числа наиболее опасных канцерогенных ПАУ, и предшествующего ему хризена. И получили константы скоростей химических реакций, которые в разы отличаются от опубликованных ранее. Применение полученных констант повысит предсказательную способность НАСА-механизмов (H-Abstraction, C2H2-Addition) при прогнозировании концентраций ПАУ». В свою очередь, более точный прогноз позволит в итоге уменьшить количество выбросов вредных веществ в атмосферу».

По результатам проекта коллектив ученых Самарского университета предложит инженерам-двигателистам физически обоснованные модели горения для конструирования принципиально новых экологичных и энергоэффективных камер сгорания для газотурбинных двигателей. Это более чем актуальная задача, поскольку международные нормы на эмиссию вредных выбросов постоянно ужесточаются и для обеспечения конкурентоспособности российских производителей нужны новые экологически чистые технологии горения.

«Важно минимизировать образование канцерогенных веществ еще на этапе проектирования двигателей внутреннего сгорания, дизеля, газовых турбин, авиационных и ракетных двигателей. А чтобы их минимизировать, необходимо понять, как они образуются. Для этого мы и исследуем соответствующие фундаментальные механизмы», – пояснил Александр Мебель.

Справочно:

Physical Chemistry Chemical Physics (РССР) – международный журнал, в котором публикуются оригинальные работы в области физической химии, химической физики и биофизической химии. Обязательным условием для публикации статьи в PCCP должно быть содержащееся в ней значительное новое понимание физической химии. В базах данных Scopus и Web of Science Core Collection РССР индексируется с 1999 года.

Источник: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва