Прибой спешит на помощь. Поисково-спасательному отряду «Лиза Алерт» 10 лет
В уходящем 2020 году Поисково-спасательному отряду «Лиза Алерт» исполнилось 10 лет! Организация была названа в честь 4-летней жительницы Орехово-Зуево Лизы Фокиной, которая вместе с тетей потерялась и погибла в лесу, поскольку ни у силовиков, ни у добровольцев физически не хватило времени найти их живыми. Сегодня «Лиза Алерт» – движение поисковиков федерального масштаба, спасшее жизни многих людей. Один из активных участников отряда в Самарской области – социальный педагог «Комплексного центра социального обслуживания населения Самарского округа» Артем Клоков.
На личном счету молодого человека, в прошлом капитана внутренней службы, восемь спасенных жизней. Двум потерявшимся доброволец отряда «Лиза Алерт» помог вернуться домой, обнаружив их на самарском железнодорожном вокзале, где, до того как стать педагогом, трудился в подразделении транспортной безопасности.
Поиск, которого не было
В ту ночь, дежуря на центральном входе, Артем обратил внимание на пожилую женщину, которая топталась перед дверьми, не решаясь войти. Подойдя к пенсионерке узнать, в чем дело, офицер выяснил, что бабушка не может вспомнить, где живет. Задав наводящие вопросы, узнал, что старушка страдает серьезным расстройством памяти. При этом она уверенно называла адрес, которого, это Клоков знал точно, в Железнодорожном районе Самары нет. Сотрудник охраны незамедлительно позвонил коллеге по поисковому отряду, одновременно препроводив женщину в дежурную часть полиции. Через несколько минут в поисково-спасательном отряде «Лиза Алерт» отрапортовали: заявок на поиск пожилых людей за минувшие сутки не поступало. В правоохранительных органах тоже отсутствовала информация о пропавших. Но совместными усилиями полицейских и поисковиков всё же удалось установить местонахождение родственников женщины, которым они её и передали с рук на руки.
«Такая ситуация на профессиональном сленге называется «поиск, которого не было». Иными словами, розыскная заявка ещё не поступала, но по внешним признакам обнаруженного где-либо подозрительного человека видно, что он дезориентирован и нуждается в помощи. В нашем случае я это понял с первых секунд общения с женщиной, потому как за моими плечами пусть небольшой, зато практический опыт розыска пропавших людей: при моем непосредственном участии вернулись домой восемь «потеряшек». А до этого случая похожий эпизод произошел, тоже в мою смену, с мужчиной в возрасте, по виду которого было ясно, что у него серьезные проблемы. Старичок бродил по одной из платформ пригородного сообщения в очень возбужденном состоянии. Когда решили прояснить ситуацию, человек исчез. По камерам видеонаблюдения мы установили, что сел он в электропоезд на станцию Сызрань. Было ясно, что сойти «странный» пассажир может на любой остановке, но я на всякий случай позвонил в поисково-спасательный отряд и сообщил приметы путешественника. Практически сразу мне ответили, да, устное обращение о розыске есть», – рассказывает Клоков.
Оказалось, поисковикам в Сызрани в тот день позвонил один из местных жителей. Он сообщил, что его без малого 90-летний дедушка вдруг решил, что он – молодой военный на службе и ему нужно срочно возвращаться в гарнизон, дислоцированный в Куйбышеве. Родственники за ним не уследили, и дедушка уехал в Самару. И вот теперь, судя по всему, возвращался в родной город. О случившемся проинформировали сотрудников транспортной полиции, которые быстро нашли мужчину в одном из вагонов. Одновременно в Сызрань на вокзал приехали поисковики, встретили путешественника и вернули родне.
Найден. Жив
Подобных историй в багаже Артема Клокова десятки, хотя поисковиком Прибой – таков его позывной в отряде – стал всего 4 года назад. Причем произошло это довольно банально. Сняв погоны, он решил радикально поменять свою жизнь. Для начала отказался от вредных привычек – бросил курить, записав в блокнот дату этого события: 11 июля 2017 года. А уже на следующий день в одной из социальных сетей случайно увидел видеоролик о трагедии 5-летней жительницы Орехово-Зуева Лизы Фомкиной, которая осенью 2010 года ушла со своей тетей в лес и не вернулась. Ребенка больше недели искали сотни добровольцев. На десятые сутки они нашли девочку и ее тетю погибшими от переохлаждения. Судмедэкспертиза установила, что спасатели опоздали всего на сутки. Эта чудовищная история до слез тронула Клокова, перевернув с ног на голову его мировоззрение. Он вышел на самарских поисковиков «Лизы Алерт» и вскоре стал одним из активных участников организации, которая сегодня насчитывает по области свыше двухсот членов возрастом от 18 до 55 лет.
«Меня подкупило то, что хочешь помочь – присоединяйся к поиску! Но сначала ознакомься со списком оборудования, необходимого для поисковых операций. Этот перечень обширен – от пальчиковых батареек до внедорожника. Ведь искать пропавших не всегда приходится в городе, нередко мы ищем людей в лесах и в горах», – воодушевленно рассказывает юноша. Не так давно при его активном участии успешно завершились поиски 3-летней девочки в Тольятти. Она пропала у одного из торговых центров города. Нашли ребёнка целым и невредимым на следующее утро у другого торгового центра. Это событие было по-настоящему радостным для поисковиков, которые обследовали буквально весь Автоград. Вообще любые поиски здесь завершаются двумя официально принятыми в отряде формулировками: «Найден. Жив» и «Найден. Погиб». «Потеряшек» ищут до тех пор, пока человек не найдется, ведь живым можно найти даже человека, разыскиваемого годами.
Об отряде мой собеседник может рассказывать часами. Ведь Артема и его собратьев по поиску можно сравнить с супергероями из популярных современных мультфильмов, только эти – вполне реальные, не нарисованные. Они готовы и в грозу, и в метель, если того потребуют обстоятельства, пожертвовать своим комфортом и делами, чтобы броситься на поиски. По словам отставного офицера, присоединиться к «Лизе Алерт» может абсолютно каждый: «В отряде рады всем неравнодушным людям, которые готовы оказать посильную помощь в поиске пропавших и попавших в беду. При этом мы не подменяем и не конкурируем с МЧС, полицией и другими спецслужбами, напротив, очень часто работаем с ними в плотной связке. Просто для того, чтобы начать поиск, нам не нужна куча бумаг, разрешений, приказов и согласований. Тем более, когда на счету каждая минута. Мы просто собираемся, едем на место и начинаем работу», – рассказывает молодой человек.
В этом году он в составе группы из 12 волонтеров принял участие в розысках 80-летней уроженки города Кинель. Пропала она в частном секторе. Искали совместно с полицией и добровольцами, среди которых были и родственники пожилой женщины. Предварительный прозвон больниц поисковики выполнили аккуратно, но он ничего не дал. И тут выяснилось: есть один автобусный маршрут, который может быть связан с пропавшей. В Самаре на его конечной остановке тут же расклеили ориентировки о пропаже женщины. А опытные волонтеры отправились выполнять оперативную задачу по проверке наиболее вероятного маршрута следования попавшей, если на уехала автобусом. Остальные экипажи начали осмотр улиц и бесчисленных темных переулков, скотопрогонов, закутков, тупиков.
Оказалось, что городок наводнен ими невероятно. Проулки витиевато вели к мостикам, речушке, болотцам или просто на соседнюю улицу. Машина добровольцев то и дело останавливается для расклейки объявлений, беседы с задремавшим таксистом, осмотра очередного заброшенного частного домика. А где-то сейчас ждет их появления Татьяна Сергеевна (так звали пропавшую), беспомощная, напуганная и одетая далеко не по сезону.
И вот один за другим экипажи отзываются на звонки опытного волонтера-поисковика с позывным Вега, которая сбивчивым голосом громко сообщает: «Всё! Найдена! Найдена! Жива! Едем к ней домой». Поисковики встретили женщину в одном из тех самых темных переулков. По описанию одежды ни одного совпадения, одного ботинка нет, уставшая и отчаявшаяся, но живая она вернулась к семье.
Желание и немного личного времени
И таких историй в багаже Артема и его коллег-добровольцев десятки. В тоже время, считает поисковик, добровольцу «Лизы Алерт» вовсе не обязательно иметь особые навыки и специальное оборудование. Чтобы помогать другим, необходимо лишь желание и немного своего личного времени. Обычно отряд нуждается в помощи при размещении ориентировок, обзвоне больниц, расклейке ориентировок и выездах на места.
К внезапным «срывам на поиск» в семье молодого человека привыкли и относятся к его благородному делу с пониманием. Больше того, жена Олеся во всём поддерживает мужа, который практически всё свободное время уделяет супруге, своим детям Елизавете, Григорию и Анастасии. А еще жена почти всегда участвует в текущих поисковых операциях самарского отряда «Лиза Алерт», что называется, «на удаленке». Она – хороший координатор и, как и ее муж, умеет быстро принять правильное решение. Кстати, буквально на днях Артем стал старшим направления «Новичковая» в региональном отряде «Лиза Алерт». Иначе говоря, он теперь наставник молодых волонтеров. Будет передавать молодежи свои обширные знания поискового дела и учить юношей и девушек первичным навыкам поиска как в «городских джунглях», так и в лесах и сельской местности. Ведь поиск волонтерам приходится вести в самых разных условиях и не всегда в городе.
Текст и фото: Андрей Введенский