Новости и события
Архив
2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

Самарский литературный музей представил литературную карту Самары

Самарский литературный музей представил литературную карту Самары

Вчера в Самарском литературном музее, в изысканной атмосфере XIX века, под звуки вальса и шелест платьев элегантных дам в сопровождении галантных кавалеров, состоялось открытие выставки «Город S на реке V»: литературная география Самары». Сотрудники музея, проштудировав произведения известных писателей, представили жителям города литературную карту Самары.

Литературная «территория» Самары делится на 3 зоны, которые наиболее часто обыгрываются в произведениях: центр города, Самара заводская, или Безымянка, и Самара дачная. «Конечно, эту выставку можно больше почитать, чем посмотреть, – рассказывает старший научный сотрудник музея Сергей Баландин, – но, читая, можно ощутить пространство. Очень важно было показать метафорический, метафизический облик города, показать Самару такой, какой её представляют те, кто здесь не бывал. Художественный образ Самары – это наш имидж».

На выставке, которая приурочена ко Дню города и продлиться до 26 сентября, представлены также книги и предметы писателей: от чернильницы Скитальца до пишущей машинки Александра Неверова.

В рамках выставки состоялось ещё одно знаменательное событие – презентация новой книги заслуженного архитектора России, члена-корреспондента Российской Академии архитектуры и строительных наук, профессора Самарского государственного архитектурно-строительного университета Вагана Гайковича Каркарьяна «Тайны деревянных украсов Самары».

Это уже девятая книга автора о самарской архитектуре. В этот раз она посвящена деревянному зодчеству Самары, которой в этом году исполняется 426 лет. «Появилась потребность понять, что есть деревянное зодчество Самары, – говорит архитектор. – В процессе исследования я понял, что наши «украсы» уникальны. Дело не только в аккуратной резьбе, но и в сюжете и содержании. Наше зодчество – сплошь языческое! Резьба каждого дома таит в себе всевозможные обереги. Мой любимый дом стоит на Вилоновской, 106. Там такое большое количество конских голов, что сначала я думал, что в нем жил извозчик. Оказалось, что лошадь – символ солнца… О значении этих «украсов» как раз и есть моя книга. Мы являемся наследниками второй половины XIX века, когда после отмены крепостного права в город пришли вчерашние крестьяне со своим укладом, своим умением. Они построили свои дома так, как их учили деды и прадеды».

Главной целью создания книги-альбома «Тайна деревянных украсов Самары» стало привлечение внимания к проблеме сохранения уникальных памятников деревянного зодчества, потому что вместе с разрушением старой Самары уходит целая культура. Одна из глав новой книги называется «Что имеем не храним, потерявши плачем»... «Слишком многое утеряно, – с горечью отмечает архитектор. – И не случайно презентация книги совпала с празднованием Дня города, который в этом году посвящён самароведению. Судьба старого города волнует многих, сейчас всё должно быть только о Самаре».

В настоящее время Ваган Гайкович также работает над идеей создания музея самарского деревянного зодчества, которую поддерживает администрация города.

Ольга Нестерова