Новости и события
Архив
2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

Искусствоведы углубились в «Окрестности авангарда»

Искусствоведы углубились в «Окрестности авангарда»

6 сентября в Самарском областном художественном музее состоялась научно-практическая конференция «Окрестности авангарда». Слушания научных докладов прошли в рамках юбилейных мероприятий, посвященных празднованию 75-летия со дня основания музея и 115-летия со дня основания коллекции. Представители ведущих музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Саратова, Самары, Оренбурга рассказали об истории сохранения коллекций авангарда, представив «забытые» имена художников ХХ столетия. Исторический экскурс «вглубь» художественных течений с обзором таких направлений как футуризм, супрематизм, а также соцреализм представил «культурный срез» сложной и противоречивой эпохи.

Известно, что в августе 1953 года был составлен административный акт, согласно которому более четырехсот работ, хранящихся в куйбышевском музее, признали малоценными и обрекли на списание. В их числе находились и полотна авангарда. Сотрудники музея не предприняли никаких физических действий по уничтожению картин  и тем самым спасли редкую коллекцию. В 1990-е годы самарская коллекция авангарда обрела «второе рождение», имена художников были заново открыты, а картины получили широкую известность, неоднократно экспонировались в Москве и за рубежом.

В числе редких работ в коллекции Самарского областного художественного музея сохранились произведения живописи представительницы русского авангарда Ольги Розановой, создававшей картины в стилях супрематизма, неопримитивизма и кубофутуризма. Отдельная страница конференции была посвящена полотнам мастерской Кузьмы Петрова-Водкина, хранящимся в собрании Русского музея. Одна из тем докладов – пребывание в Перми художника Амеде Озанфана. Панорама творческих исканий 20-30-х годов ХХ века представлена в этапах формирования провинциальных художественных мастерских Казани, Самары, Саратова, Екатеринбурга.

Все материалы подготовлены исследователями на основе подлинных документов, фотографий, коллекций картин. Известно, что зачастую художники сами уничтожали свои работы, «не оставляя следов», поскольку опасались обвинений в формализме. В докладах искусствоведов отражены характерные черты искусства второй половины ХХ века, ярко представленное московским андеграундом, неофициального искусства 1950-1980-х годов из коллекции Саратовского государственного музея им. А.Н. Радищева.

Елена Воеводина