Новости и события
Архив
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

В галерее «Виктория» открывается выставка Натальи Нестеровой

В галерее «Виктория» открывается  выставка Натальи Нестеровой

23 ноября в 18:30 в галерее «Виктория» открывается выставка Натальи Нестеровой «На все времена».

Участники: Заслуженный художник РФ Наталья Нестерова; куратор выставки Лев Нестеров-Раппопорт; искусствовед, генеральный директор российского представительства аукционного дома Sotheby’s Михаил Каменский; фотожурналист, писатель Юрий Рост.

Творчество Натальи Нестеровой широко известно во всём мире и представляет большой интерес для российских и европейских коллекционеров. Ее картины находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Музее современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США) и др. Наталья Нестерова живёт и работает в Москве, Париже, Нью-Йорке.

В рамках выставки «На все времена» будут представлены работы последних лет, многие из которых выставляются в России впервые.

Наталья Игоревна появилась на художественном горизонте Москвы в начале 60-х. За прошедшие годы она стала широко известна и ее выставки имеют немалый успех. Таков внешний рисунок ее творческой судьбы. А что же внутренний? Художница однажды сказала: «Я, как герои фильма «Ездок», постоянно чувствую погоню за собой, охоту». Казалось бы, почему? Она никогда не стояла на политических баррикадах, не провозглашала лозунгов, не была политическим диссидентом. Но она была диссидентом в том смысле, что следовала внутреннему голосу, а не официальному заказу, помнила о предназначении творца и всегда четко отделяла это предназначение от роли ремесленника.  Для художницы, главное, достичь такой ост­роты выразительности, чтобы зритель ощутил привкус впечатлений, некогда легших в основу полотна. 

Тщательно отбирая и суммируя все, что она считает характерным и важ­ным для данного предмета или явле­ния, Нестерова достигает такой яркой лаконичности в изо­бражении, какая свойственна лишь образам памяти. В пространства неба и воды, написанные прозрачно, «жидко», втор­гаются рельефные массы деревьев, букета цветов, волос персонажей, об­разующие на поверхности холста вяз­кую и выпуклую фактурную лепку. Изображение некоторых объектов в картине, таким образом, становится предметным, осязаемым. Кроме того, свет дробится на этих красочных пла­стах и, отражаясь по многим направ­лениям, придает полотну слабое мер­цание, которое является одним из привлекательнейших свойств колори­та произведений художницы.

В мировосприятии Натальи Игоревны преобладает игровое, зре­лищное начало, уходящее корнями в народное искус­ство. В одних случаях Нестерова размещает своих персонажей нарочито фронтально и в статичных позах; в других выводит их на передний план, словно шествие по невидимой авансцене. Возникает аналогия с театром ма­рионеток, с той только разницей, что бутафорские декорации в нем заменены живой прелестью пейзажа. Вообще, по своему месту в мире нестеровских образов человек — это homo ludens, «человек играющий». Не зря из картины в картину он про­водит досуг, играет в карты, прогуливается. И в этом художница следует мастерам народного искусства, с особенным удовольствием изображающим празд­ники, гулянья и другие развлечения. Художница никогда не ограничивается рамками бытовой картинки. Если всякому истинному искусству свойственно снимать с ве­щей и явлений пленку повседневности, то творчество Несте­ровой причисляется к нему уже по одному этому показателю, так как художница стремится транспонировать житейскую прозу в духовную тональность, претворять быт в бытие.

Часто говорят: Нестерова принадлежит к московской школе. Часто спорят, чего в ее творчестве больше - примитивизма, сюрреализма, реализма. Часто задаются вопросом: специфика ее живописи в философичности ли, литературности, театральности? Все это важно. Но важно также за выяснением всех этих вопросов не потерять главное, то, что перед нами художник, продолжающий своим творчеством классическую русскую живопись, один из тех творцов, по полотнам которых потомки будут судить о художественном процессе второй половины XX века.

Наталья Нестерова профессор Российской академии театрального искусства. Лауреат  Государственной премии Российской Федерации (1992), лауреат премии «Триумф» (2003). Действительный член Российской Академии художеств. В 1994 году получила звание заслуженного художника Российской Федерации.