Новости и события
Архив
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

В Самаре состоялась премьера произведений композитора Всеволода Задерацкого

В Самаре состоялась премьера произведений композитора Всеволода Задерацкого

В концертном зале музыкально-филармонического центра «Консерватория» Самарской государственной академии культуры и искусств 6 апреля состоялась премьера, ожидавшая своего часа семьдесят лет. Впервые прозвучали музыкальные произведения отечественного композитора, которые на долгие десятилетия были преданы забвению. Имя русского композитора Всеволода Петровича Задерацкого в Самаре представил его сын – музыковед, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского, заслуженный деятель искусств России Всеволод Всеволодович Задерацкий.

Открытие музыкальных сочинений этого композитора произошло в Москве, в 2004 году, когда учёный совет Московской консерватории, рассмотрев написанные произведения, пришёл к выводу, что в сохранённых рукописях представлено творчество одного из маститых композиторов противоречивой эпохи ХХ века. При жизни композитор В.П. Задерацкий был лишён права исполнения своей музыки, его имя было исключено из всех справочных изданий.

Хранитель семейной тайны – музыковед В.В. Задерацкий рассказал о своём отце, который родился в городе Ровно в семье железнодорожного инженера 21 декабря 1891 года. Музыкант получил два образования, поступив в 1910 году на юридический факультет Московского университета и в Московскую консерваторию – в классы русских композиторов Сергея Танеева и Михаила Ипполитова-Иванова. В 1915-1916 годах его пригласили в императорскую семью учителем музыки цесаревича Алексия, младшего члена семьи Николая II.

В.П. Задерацкий участвовал в Первой мировой войне в звании офицера. После революции, с 1919 по 1920 годы сражался в армии Деникина, и, попав в плен, был приговорён к расстрелу, но неожиданно, по решению Дзержинского, который случайно услышал его фортепианную игру, был отпущен на свободу и сослан в Рязань.

В.П. Задерацкий входил в число композиторов Ассоциации современной музыки. Большая часть его жизни представляет череду репрессий и изгнаний. Первые аресты произошли 1921 и 1923 годах. Затем арестовали через три года, когда написанные сочинения, включая оперу «Нос» по повести Гоголя, были уничтожены. Освободившись из заключения, композитор сочинил две фортепианные сюиты. Очередной арест произошел в 1937 году, но композитор успел предупредить свою жену заранее, и его рукописи были надёжно спрятаны. Во время обыска у него в квартире обнаружили программу с произведениями Вагнера и Рихарда Штрауса. С 1937 по 1939 год Задерацкий провел в ГУЛАГе на северо-востоке Сибири, в долине реки Колыма. В этом краю, отличавшемся суровым тяжёлым климатом, продолжительность жизни заключённых быстро укорачивалась. Но даже в этих условиях ему удалось сочинить философски осмысленное сочинение «24 прелюдии и фуги для фортепиано», ноты которого были записаны на телеграфных бланках и обрывках бумаг. Музыковед Задерацкий-младший рассказал обо всём этом в своих воспоминаниях. Теперь признано, что это сочинение представляет собой музыкальный шедевр, поражающий слушателей своей глубиной и осмыслением жизненных коллизий. Впервые сочинение опубликовали в Москве в 2007 году.

Всеволод Задерацкий умер в1953 году в возрасте 62 лет. Большинство его произведений до сегодняшнего дня существует в рукописном виде. Лишь одно из них впервые опубликовали в Москве в 1969 году. В начале 1980-х в ГДР было издано собрание фортепианных произведений раннего советского авангарда, в которое вошли и две пьесы В.П. Задерацкого. Затем во Львове – городе, в котором музыкант провёл последние годы своей жизни, к 50-летию со дня его смерти, в 2003 году музыкальная академия начала издавать собрание сочинений в восьми томах.

Жизнь и судьба композитора В.П. Задерацкого, также как и его музыкальное наследие, в современном осмыслении представляются полными драматизма и исторических противоречий ХХ века. Ему было разрешено сочинять, но на протяжении всей жизни автор был лишен права на издание и публичное исполнение своей музыки, и занимался музыкальным творчеством, как рассказал его сын В.В. Задерацкий, для будущих поколений.

На концерте памяти В.П. Задерацкого в исполнении Павла Назарова прозвучала Соната №1, написанная в 1928 году в городе Керчь сразу после освобождения композитора, и полная зловещих и мрачных настроений, по словам его сына, – «музыка сопротивления». Также прозвучали 24 фортепианных прелюдии. Второе отделение концерта посвятили вокальным опусам. Премьера камерных сочинений – романсов и вокальных циклов на стихи русских поэтов состоялась в исполнении Татьяны Гайворонской и Антонины Ревуцкой, партию фортепиано исполнила пианистка Александра Дятлова.

Большая часть музыкального наследия композитора В.П. Задерацкого ещё ждёт своего часа. Несмотря на то, что ранние произведения автора были уничтожены, основная часть композиторского творчества сохранилась в рукописях. Эти произведения ждут своих исполнителей, исследователей и слушателей.

Елена Воеводина