Новости и события
Архив
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007

Как противостоять распространению экстремизма и неофашизма в молодежной среде?

Как противостоять распространению экстремизма и неофашизма в молодежной среде?

В настоящее время при всех положительных моментах повсеместного распространения сети Интернет, делающего общество более открытым и свободным, глобальная сеть стала одним из каналов распространения деструктивной идеологии, средством связи, координации проводимых экстремистских и террористических акций.

По данным социологических исследований активными пользователями сети Интернет в настоящее время является 96% населения. Самыми увлеченными пользователями являются молодые люди до 35 лет, на которых и делается ставка различных экстремистских и неофашистских ресурсов. В настоящее время в глобальной сети насчитывается свыше 7,5 тысяч сайтов экстремистской направленности, из которых более 150 – русскоязычные (по данным Совета безопасности Российской Федерации). При этом по российскому законодательству, как и в большинстве других стран, организации провайдеры и владельцы сетевых ресурсов, предоставляющие услуги по размещению сайтов, – фактически не несут ответственности за содержание размещаемой на них информации. Так, Интернет становится мощным пропагандистским инструментом различных объединений экстремистской направленности, в первую очередь, молодежных. Этому способствует специфика глобальной сети, которая предоставляет такие преимущества как простота доступа, независимость от географического расположения, неограниченная потенциальная аудитория, высокая скорость передачи информации, трудность контроля со стороны правоохранительных органов и другие. Членам экстремистских объединений уже не нужно лично встречаться для обмена информацией, согласования планов и координации преступных действий.

Одной из главных задач, решаемых объединениями экстремистской и неофашистской направленности с помощью Интернета, является как можно более широкое освещение экстремистских акций с привязкой их к идеологическим посылам экстремистов и устрашением общества. Прекращение деятельности таких интернет-ресурсов зачастую невозможно в силу правовых и юридических сложностей, а иногда малоэффективно, т.к. их место быстро занимают новые.

Следует отметить активное использование социальных сетей для анализа личной информации, вводимой пользователем при регистрации на сайте или в опросах, по которой можно определить его отношение к той или иной проблеме. С пользователями, которые представляются наиболее заинтересованными в деятельности объединения или подходящими для выполнения какого-либо задания, устанавливается контакт. Кроме того, в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте» и др. создаются закрытые сообщества, в которых распространяются материалы экстремистской и неофашистской  направленности, участникам сообщаются сведения о месте и времени проведения акций и осуществляется координация деятельности подобных группировок.

Особое внимание создатели указанных закрытых сообществ и групп обращают на молодых людей, имеющих склонность к зависимости (аддикции) от социальных групп (социальных сетей).

Конечно, Интернет-сообщества не способны кардинально изменить мировоззрение человека, тем не менее, с их помощью могут быть развиты и усилены радикальные взгляды. Как правило, типичный сайт экстремистской направленности имеет оригинальный дизайн, хорошо продуманную систему навигации и поиска информации. На нем обычно представлены обширные сведения об идеологических установках и программе объединения, политические и иные обзоры. Пользователям подобного сайта предоставляется доступ к обширному архиву ранее опубликованной информации, удобные инструменты поиска, позволяющие моментально найти подборку по интересующей теме.

Следует отметить, что почти треть российской молодежи состоит в каких-либо интернет-сообществах – на сегодняшний день это наиболее популярная форма участия молодежи в общественной жизни. С учетом, прежде всего, сетевых форм вовлечения молодежи в политические процессы круг участников молодежных объединений экстремистской направленности – фактических и потенциальных – постоянно расширяется.

Также для организации своих экстремистских акций молодежные объединения широко используют новые технологии, среди которых следует особо выделить информационно-коммуникационные, основанные на возможности быстрого обмена информацией с помощью сети Интернет и мобильной связи. Примером такой активно развиваемой технологии является флэшмоб, суть которого заключается в том, что незнакомые между собой люди с использованием сети Интернет договариваются о месте, времени и сценарии проведения определенной кратковременной акции. Предварительно не общаясь друг с другом, собравшиеся одновременно, и демонстративно выполняют заранее оговоренное действие, а затем мгновенно расходятся.

Таким образом, использование флэшмоб-технологии, например, активистами молодежных объединений экстремистской направленности, является одним из новых направлений в тактике проведения противоправных акций.

Но противостоять экстремизму и неофашизму в молодежной среде, конечно же, можно, несмотря на то, что подобная работа не дает сиюминутных результатов.

Во-первых, говоря о работе в СМИ и Интернете, мы говорим о пропаганде, а пропаганда – явление комплексное. Его надо рассматривать в тесной связи с воспитательной работой, другими методами информационного воздействия. Нужно также понимать, что работа эта не принесет мгновенного результата, требует значительных материальных и временных ресурсов, стратегического подхода и творческих, нестандартных решений.

Во-вторых, целевой социальной группой пропагандистской работы является молодежь. Именно молодежь наиболее подвержена разного рода информационным воздействиям, как позитивного, так и негативного характера. При этом нужно понимать, что молодежь по структуре своей неоднородна и для каждой группы требуются свои подходы и решения. В связи с этим залог успешной пропаганды -  именно в сегментировании молодежи на группы и ориентации на ее потребности и интересы.

В-третьих, пропаганду патриотизма и контрпропаганду экстремизма необходимо рассматривать в контексте государственной молодежной политики. Именно эффективная молодежная политика должна служить фундаментом успешной пропаганды. Так, например, продвижение патриотических ценностей в Интернете должно опираться на сеть молодежных патриотических организаций и систему мер социальной защиты молодежи. Нужно отметить, что в настоящее время эта система только выстраивается и не всегда успешна, поскольку до недавнего времени государственная молодежная политика была ориентирована на другие цели и задачи. Пропаганда патриотизма и контрпропаганда экстремизма являются лишь одним из элементов системы государственной молодежной политики. И здесь нужно понимать, что функционирование элемента не может быть эффективным в отрыве от системы в целом.

Что должна отражать пропаганда:

Во-первых, это формирование портрета молодого гражданина и патриота. Этот образ должен быть понятным и привлекательным для молодежи, обеспечить ее конкурентоспособность в существующей социально-экономической реальности.

Во-вторых, необходимо продвигать коллективные образы, формирующие гражданскую идентичность. Эти образы должны закрепляться чувствами сопереживания и сопричастности.

В-третьих, творческие произведения и искусство должны стать формой для продвижения необходимого содержания. Например, песни времен Великой Отечественной войны носят явно пропагандистский характер, однако именно они до сих пор эффективно формируют патриотические установки на подсознательном уровне.

Каждое из этих направлений требует отдельной стратегии, значительных материальных, интеллектуальных и временных ресурсов. Успешная реализация приоритетов государственной молодежной политики в существующих условиях представляется еще более сложной задачей. Однако следует помнить, что именно патриотизм служит эффективным средством профилактики не только экстремизма, но и других острых проблем  молодежи.

В статье использованы материалы помощника руководителя Федерального агентства по делам молодежи Заварзина Д.С. и главного редактора «Российской газеты» Фронина В.А.

Аналитический материал предоставлен
МБУ г.о. Самара «Городской молодежный центр информации и аналитики»