Оглавление
4#2018
Оглавление
Бизнес Самарской области
Гостеприимство
Гражданское общество
Губерния сегодня
Звезда
Здоровье
Инновации
История
Культура Самарской области
Образование
Промышленность Самарской области
Спорт Самарской области
Юбилей
Сохраняя село – сохраним Россию!
Благотворительность
Содружество
Экспертный совет
Леди-клуб

Классика для современников

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2018 (декабрь)

На самарских афишах появилось новое название – Самарский художественный театр. Название громкое, многообещающее и довольно-таки смелое. Ведь искушённый зритель непременно проведёт параллель со старым и авторитетным МХАТом, и придётся выдержать, если уж замахнулись.

Классика для современников

Самарский художественный театр, без сомнения, выдержит. У него есть для этого практически всё – известный московский режиссёр, хороший актёрский состав, статус муниципального учреждения культуры, а, значит, и регулярное, хоть и небольшое, финансирование. Правда, нет собственной сцены, только арендованная, но играть есть где, а это – главное. Да и зритель свой имеется, заработанный, заслуженный. Театр-то не нов – в этом году он открыл уже 24-й сезон.

Раньше это был театр для всей семьи «Витражи», небольшой, самобытный, со своим особенным характером и судьбой. Но без перемен нет развития, нужна была новая кровь. Так, в прошлом году художественное руководство театром принял московский режиссёр Павел Карташёв, который принёс с собой не только свои профессионализм и опыт, но и собственное видение.

И вот произошло то, что называется современным словом «ребрендинг», и в сезоне 2018-2019 – уже не «Витражи», а Самарский художественный театр открыл свои двери для зрителя. Впервые в истории нашего города был поставлен спектакль «Бесприданница» по одноимённой пьесе А.Н. Островского.

Драма «Бесприданница» была написана в 1878 году и относится к позднему периоду творчества Александра Островского. Существует версия, что сюжет произведения автор почерпнул из самой жизни – в 70-е годы позапрошлого века Островский занимал должность почётного мирового судьи в Кинешемском уезде, где одним из громких дел тех лет стало убийство местным жителем Иваном Коноваловым своей молодой жены. Пьеса писалась в течение четырёх лет. Премьерный показ на сцене Малого театра, на котором присутствовал сам Ф.М. Достоевский, состоялся 10 ноября 1878 года.

Классика для современников

Спектакль Самарского художественного театра «Бесприданница» по пьесе Островского в постановке режиссёра Павла Карташёва был приурочен к 140-й годовщине со дня премьеры в Малом театре и, как значится в программке, стилизованной под пассажирский билет на пароход «Ласточка», посвящён Эльдару Рязанову. Что тоже весьма смело, ибо мало кто отважится повторить успех легендарного фильма, впрочем, как и выдержать сравнение с известными актёрами, занятыми в картине.

Но смелость оказалась вполне оправданной. Грамотная режиссура, хорошая актёрская игра, продуманное решение сценического пространства, оригинальное музыкальное оформление – всё это вывело спектакль на достойный уровень пусть пока ещё не МХАТа, но уже и не скромного провинциального театра. Минимализм и простота декораций, которые объясняются недостатком бюджета, с лихвой компенсировались красивыми костюмами, созданными художником Екатериной Лагутенковой и ставшими поистине украшением спектакля.

Глубокий психологизм, которым, по мнению специалистов, отличается драма Островского, и который делает её сложной для постановки на театральной сцене, в данном случае был цепко схвачен, творчески интерпретирован постановщиком, вполне удачно воплощён актёрским составом и, безусловно, стал стержнем спектакля.

Лариса Огудалова в исполнении молодой артистки Анны Калгановой получилась многогранной личностью, сильной и в то же время простодушной, наивно доверившейся холодному красавцу и традиционно им обманутой. Сам же холодный красавец в исполнении артиста с аристократическим именем Дэн Издольный, как и подобает Паратову, ходил по сцене тяжёлой мужской поступью, поглядывал уверенным взглядом и томно поглаживал бутафорский ус. Хороша в роли Хариты Игнатьевны замечательная самарская артистка Алла Набокова. Её Огудалова, мудрая, хоть и ушлая, совсем не похожая на Огудалову Алисы Фрейндлих, стала для спектакля неким философским ключом, открывающим смысл жестокой и несправедливой жизни. Органичен и убедителен в роли Карандышева артист Дмитрий Давыдов, создавший образ не жалкого, а скорее несчастного, не имеющего возможности доказать свою значимость человека. Также и Робинзон в интерпретации артиста Сергея Медведева оказался не столько пьяным шутом, сколько хитрым умом, хорошо понимающим происходящее и выполняющим свою задачу.


Известно, что Рязанов в своё время подвергся критике за слишком вольное отношение к классике. Павел Карташёв в этом смысле был весьма почтительным, но опытные критики (на один из премьерных показов приезжала Анастасия Ефремова, известный театральный критик, дочь великого артиста) наверняка, найдут огрехи и в его работе. Впрочем, для театра на этапе перехода на новый творческий уровень это естественно.

Павел Карташёв: Художник всегда творит о себе. Социальные аспекты, лирика, поэтика – всё это проявляется настолько, насколько материал «попадает в режиссёра». У меня с «Бесприданницей» личная история. После театрального училища я играл Паратова в Новосибирском городском драматическом театре у известного режиссёра Сергея Афанасьева. И материал уже тогда «попал в меня». Сегодня же мне было интересно поговорить со зрителем языком классической театральной постановки, без интерпретаций, без осовременивания. И я рад, что этот диалог сложился.

С&Г: Почему вы посвятили свой спектакль Рязанову?

П.К.: Фильм «Жестокий романс» я впитал в себя, я на нём рос. Конечно, очень тяжело было освободиться от рязановских приёмов, и актёрам, которые играли Паратова и Кнурова, было непросто перемахнуть эту махину, я имею в виду талант Михалкова и Петренко. Но когда я увидел, что складывается актёрский ансамбль, понял, что иду в верном направлении.

С&Г: Как вы оцениваете ту работу, которая была проведена за то время, что вы являетесь худруком театра?

П.К.: Достойно. Хочу отметить, что тандем, который складывается у нас с Аллой Набоковой (основатель и директор театра, актриса – прим. авт.), приносит свои плоды. На ближайший год у нас много планов, много работы, и это, честно говоря, спасает от лишних мыслей о том, как мы выглядим на фоне других самарских театров. У нас есть свой зритель, от которого я часто слышу положительные отзывы. Видимо, это говорит о том, что наша работа, как минимум, качественна.

С&Г: Каковы ближайшие планы театра?

П.К.: Сейчас идёт работа над пьесой Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Здесь всё построено на поэтическом тексте, ритуальная структура, много пластики. Мы работаем с переводом Бориса Пастернака, в нём наиболее ярко ощущаются те поэтические вибрации, которые есть в оригинале. Думаю, этот спектакль будет понятен молодёжи. Также – в планах «Чемоданчик» Юрия Полякова. Это комедия, причём коммерческая и остросовременная. Начинаем репетиции «Аленького цветочка» Аксакова. Ставить его будет режиссёр Денис Малютин, известный как постановщик спектаклей для детей и подростков. В ближайшей перспективе ещё один спектакль для детей – «Остров сокровищ» Стивенсона. Ну, и следующий театральный сезон надеемся открыть чеховской «Чайкой».

Самарский художественный театр

Карташёв Павел, художественный руководитель Самарского художественного театра, российский театральный режиссёр, сценарист, поэт, общественный деятель, блогер

Родился в городе Новосибирск. В 1998 году окончил Новосибирское государственное театральное училище по специальности «актёр театра и кино», в 2003 году – РАТИ ГИТИС по специальности «режиссура музыкального театра» (курс Романа Виктюка).

Член Национальной ассоциации драматургов, соорганизатор и член жюри международного конкурса современной драматургии «Время драмы», член Экспертной комиссии Общественного совета Минкультуры России по вопросам театра.

Автор: Ольга Кувичка


Автор:Ольга Кувичка