- Сергей Пушкин: «Будущее – за высокотехнологичными многопрофильными больницами»
- Золотой век «Пироговки» ещё впереди
- Юбилей профессионалов с золотыми сердцами
- Объективность, ответственность, профессионализм
- Учим побеждать!
- Опорные и базовые школы СамГМУ
- ОЦ «Южный город» – гордость самарского региона
- Традиции и инновации школы № 132
- Профориентация по-кинельски
- Воспитывая ребёнка, мы закладываем наше будущее
- Новые горизонты Самарского хореографического училища
- Новое слово в организации пространства
- Куйбышев – Самара – DSCH...
- Ответственная мода
- Театр – территория равных возможностей
Учим побеждать!
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2021 (октябрь)
Государственное училище олимпийского резерва г. Самара – единственное в Поволжье федеральное образовательное учреждение, приоритетными направлениями которого являются подготовка спортсменов высокой квалификации для спортивных сборных команд региона и страны, а также обеспечение отрасли профессиональными педагогическими и тренерскими кадрами. На счету выпускников и студентов училища множество медалей чемпионатов и первенств России, Европы, мира, Олимпийских и Паралимпийских игр. Об успехах спортсменов, истории, настоящем и дальнейших перспективах училища беседуем с его директором Сергеем Алексеевичем Половинкиным.
С&Г: Сергей Алексеевич, расскажите, с чего начиналась история училища?
Сергей Половинкин: История училища началась в 1994 году, когда на базе ЦСК ВВС было создано Республиканское училище олимпийского резерва, а в 1995 открылись два его филиала – в Смоленске и Кисловодске. С тех времён и до 2017 года его возглавлял Гарри Захарович Карнаухов, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры и спорта РФ, посвятивший всю свою жизнь развитию спорта.
Интересна история нашего знакомства с Гарри Захаровичем. В 1985 году я учился в спортивном интернате в Алма-Ате, а директором там был Гарри Захарович Карнаухов. Через несколько лет мы оба переехали в Самару. Он руководил училищем, а я, завершив профессиональную спортивную карьеру, работал в городском департаменте физической культуры и спорта. В это время мы и познакомились, начали общаться и поняли, что двадцать лет назад я был его студентом и спортсменом в далёком Казахстане. В том же 2017 году он предложил мне перейти на работу в училище. Не долго думая, я согласился. И уже через год я его возглавил.
Хочется особо отметить, что на сегодняшний день мы – одно из топовых федеральных училищ олимпийского резерва России, у нас уже 39 участников и призёров Олимпийских и Паралимпийских игр, достойно представивших регион и страну на мировой арене. Поверьте, такими достижениями могут похвастаться далеко не все училища олимпийского резерва и спортивные вузы нашей страны.
С&Г: По каким видам спорта сегодня идёт подготовка? Какие из них наиболее успешные?
С.П.: В настоящее время в училище проходят обучение спортсмены, занимающиеся базовыми олимпийскими видами спорта – это бокс, велоспорт, дзюдо, настольный теннис, плавание, прыжки на батуте, греко-римская борьба, теннис, тхэквондо (ВТФ), фехтование.
Если говорить о наиболее успешных на сегодняшний день, априори это фехтование. Мы очень горды тем, что шесть наших выпускников достойно выдержали высочайшую конкуренцию, успешно прошли все отборочные этапы и приняли участие на прошедшей Олимпиаде в Токио. Трое из них пополнили олимпийскую копилку губернии серебряными медалями. Это братья-рапиристы Антон и Кирилл Бородачёвы и шпажист Павел Сухов.
Братья Бородачёвы пришли в училище три года назад кандидатами в мастера спорта (кмс – это начальная ступень для поступающих на спортивное направление), затем они стали мастерами спорта, мастерами спорта международного уровня и на выпуске – заслуженными мастерами спорта России. Это просто колоссальный успех! Нередко на такие достижения уходит вся жизнь, а ребята добились этого всего за три года.
Павел Сухов – заслуженный мастер спорта России по фехтованию, он обладатель практически всех мировых титулов, не хватало только одного – призёра Олимпийских игр, и теперь он его завоевал.
К нам поступают спортсмены высокой спортивной квалификации, с которыми работают заслуженные тренеры РФ, профессионалы с большой буквы, поэтому и есть результат.
Второй вид спорта, который я бы хотел отметить и который является базовым и перспективным в Самарском регионе, – тхэквондо, олимпийская дисциплина ВТФ. Также большие надежды мы возлагаем на греко-римскую борьбу, прыжки на батуте, пятиборье. По этим дисциплинам наши спортсмены являются одними из сильнейших в стране и, как следствие, ведущими спортсменами сборных команд. Именно на них в ближайшее время мы делаем ставку и акцент.
С&Г: Как проходит отбор в училище?
С.П.: Всего в России 12 федеральных училищ олимпийского резерва. Министерство спорта Российской Федерации ставит довольно серьёзные требования к училищам олимпийского резерва, которым мы полностью соответствуем. Совместно с педагогами, тренерами, медиками и психологами в училище разработана современная система отбора, которая позволяет с достаточной степенью точности предсказать, результата какого уровня может достичь определённый спортсмен. В зависимости от этого у нас два вида поступления – спортивное направление (бюджетное) и подготовка кадров для отрасли (внебюджетное). На бюджет поступают только спортсмены высокой спортивной квалификации, имеющие высокий спортивный результат на время поступления по нашим базовым видам спорта, и вместе с тем интеллектуально подготовленные и эрудированные. Давно уже прошло то время, когда говорили, что спортсмен – человек необразованный, недалёкий. К примеру, в этом году проходной балл по общеобразовательным предметам у нас составлял 4,5, а конкурс – 5 человек на место. С каждым учебным годом уровень образованности абитуриентов повышается, а соответственно – и конкуренция за право обучаться в училище.
На внебюджетное направление рассматриваются ребята, не имеющие на момент поступления достаточной спортивной квалификации, это могут быть разрядники, кандидаты в мастера спорта, но каждый из них имеет возможность быть переведённым на бюджетное обучение в случае достижения определённого спортивного результата. Пусть они не станут победителями и призёрами первенств России, Европы, мира. Не завоюют олимпийских наград. Но зато с полной уверенностью могу сказать, что они будут высококлассными тренерами, педагогами и пополнят ряды профессиональных кадров спортивной отрасли.
На оба направления проводится индивидуальное психологическое и медицинское обследование. Помимо того, что ребята приносят справку о здоровье, у нас есть ещё и свой медицинский центр. С каждым абитуриентом мы проводим собеседование. Нам очень важно понять мотивацию спортсмена – почему он сюда пришёл. Ведь спорт – особый мир, с самого начала мы работаем на доверии и взаимопонимании. Если я вижу, что у спортсмена горят глаза, даже если он ещё и не достиг спортивных высот, но хочет остаться в отрасли в качестве специалиста, то да – с такими мы готовы сотрудничать. Поэтому в нашем училище царит атмосфера полного понимания, поддержки и здоровой спортивной конкуренции. Среди наших студентов бытует мнение, что они поступили и обучаются в семье, в СЕМЬЕ ГУОР.
География поступающих очень широкая: у нас обучаются студенты от Калининграда до Камчатки. В этом году больший поток абитуриентов из Москвы, Санкт-Петербурга, Кавказа, есть студенты из ближнего и дальнего зарубежья. На сегодняшний день в училище 300 студентов. Из них 111 – это спортсмены высокой спортивной квалификации, так называемые «сборники». Другие станут специалистами высокого уровня.
С&Г: Сергей Алексеевич, какой процент выпускников остаётся в спорте?
С.П.: Больше 80% наших выпускников остаются работать в отрасли. Естественно, после окончания нашего училища многие остаются действующими спортсменами, но есть и те, которые по тем или иным причинам заканчивают со спортом и работают тренерами, преподавателями физической культуры, инструкторами фитнес-центров. Сегодня это очень востребованная профессия. Такая возможность у них есть благодаря диплому с правом осуществлять образовательную деятельность. Это важный элемент социальной защиты спортсмена на протяжении всей его спортивной карьеры.
С&Г: В чём преимущества вашего учебного заведения?
С.П.: Одно из основных преимуществ – создание комфортных условий для учёбы и тренировок. Активно занимаясь спортом, наши студенты действительно полноценно получают знания и квалификацию, которые после окончания спортивной карьеры сразу помогут им найти своё место в обществе. Я своим студентам всегда говорю: «Ребята, спортивная карьера быстротечна, а наше образование всегда даст возможность работать, вы будете востребованы». Наша отрасль испытывает большой кадровый голод. Тем более сейчас, когда в соответствии с федеральными стандартами внесены изменения в Закон о физической культуре и предъявляются новые требования к подготовке кадров и научному обеспечению спорта. Сейчас спортсмен должен быть высококлассным специалистом в своей сфере. В связи с этим мы занимаемся также переподготовкой кадров и повышением квалификации с правом выдачи сертификатов. Получать первое в своей жизни профильное образование к нам приходят даже заслуженные тренеры, подготовившие не одного мастера спорта, потому что новые федеральные стандарты требуют этого.
В свете тенденций отраслевого регионального развития в части подготовки спортивного кадрового резерва приоритетной для нашего училища остаётся деятельность по развитию сотрудничества и партнёрства с учреждениями высшего образования. Так, в 2020 году мы заключили договор о сотрудничестве с Самарским государственным социально-педагогическим университетом. Мы адаптировали наши образовательные программы, и двадцать наших выпускников уже поступили на ускоренный срок обучения – два с половиной года. Для спортсмена это большое подспорье. Спортивный век недолгий. Если есть возможность за пять-шесть лет получить и среднее специальное, и высшее образование, я считаю, это очень здорово – готов дипломированный специалист в области спорта, как спортсмен, так и тренер или преподаватель.
С&Г: Поделитесь планами.
С.П.: Коллектив нашего училища молодой и очень амбициозный! Нас объединяет общая цель – создание федерального учебно-спортивного центра подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включённым в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, в том числе развитие инфраструктуры центра спортивной подготовки студенческих сборных команд в образовательных организациях среднего профессионального образования для подготовки из числа контингента обучающихся спортивного резерва и студенческих сборных команд, что поможет расширить и модернизировать образовательные и тренировочные возможности нашего учреждения, решать вопросы как федерального, так и регионального уровня по поиску и подготовке талантливых спортсменов для включения их в составы спортивных сборных команд Российской Федерации. Это позволит нам двигаться в направлении создания непрерывной вертикали совместного спортивного и общего образования. Такова наша приоритетная задача.
Автор: Юлия Леонтьева