- На женщинах держится весь мир
- Шмелёва Альбина Ростиковна
- Волова Лариса Теодоровна
- Анисимова Елена Владимировна
- Александрова Ирина Яковлевна
- Бахтинова Татьяна Сергеевна
- Николай Курсов. Солдатский век
- Поволжье стало ближе
- «Золотые перья» губернской журналистики
- Долгожданное открытие
- Пятью пять – двадцать пять
- Делать людей лучше и сильнее
- Федерация бокса Самарской области: Продолжение традиций
- Славянские забавы
- Королева спорта
- Без тормозов...
- ЦСК ВВС превратилось в «Динамо»
- «Volga Quest»: трудности зимней кругосветки
- «Жемчужина Поволжья». Мировой стандарт
- «Энергетика-2013» продемонстрировала инновации мирового уровня
- Энергетический менеджмент как инструмент энергосбережения
- Тернистый путь энергосбережения
- Механизмы финансирования энергосервисных контрактов
- Энергосбережение – задача государственная
Человек, влюблённый в музыку
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 1#2013 (апрель)
В культурной жизни Самары два года назад произошло событие, равное взрыву, извержению вулкана, землетрясению. Бессменный руководитель филармонии, заслуженный деятель культуры России Наталья Степановна Глухова оказалась в кресле генерального директора Самарского академического театра оперы и балета.
Смена руководителя не замедлила сказаться на имидже театра. В нашей прошлой, так сказать, дореформенной жизни последнего десятилетия – полупустые залы, неровное и, что греха таить, не всегда успешное прочтение оперных и балетных шедевров, незаинтересованность прессы и публики. Но вот счастливо совпало долгожданное окончание реконструкции театра и появление энергичного, высокопрофессионального руководителя. И с марта 2011 года – новая жизнь старого театра. Ежевечерние аншлаги, не появлявшаяся ранее информация у окошечка кассы: «Все билеты проданы». И вопросы: как бы достать билет? Достать! Да когда по отношению к нашим билетам применялся такой глагол? И толпы народа, чуть ли не за час до спектакля стекающиеся к заветным дверям. В общем, всё то, что в «филармонический период» работы Натальи Степановны можно было наблюдать в филармонии. В чём секрет успешной работы, в чём состоит «алгоритм руководства»?
Будучи директором филармонии, Н.С. Глухова размышляла об изменениях, происходящих в культурной стратегии последние 30 лет: «Когда-то здесь проходили Ленинские музыкальные фестивали и протокольные мероприятия. Сегодня зал почти всегда полон, а репертуар бесконечно разнообразен. И это не случайно. Думаю, что пришло время обратиться к классической культуре и прежде всего к классической музыке. Я уверена в том, что наше общество понемногу совершенствуется. И интерес к истинному искусству возрастает. Мы делаем тысячу шестьсот концертов в год. Мало кто может позволить себе такой масштаб деятельности. Могу с уверенностью сказать, что мы входим в пятёрку лучших филармоний страны».
Такой успех вполне закономерен. При Н.С. Глуховой возникло целое направление в деятельности филармонии – появился орган, была приглашена на работу в Самару замечательная органистка, европейски образованный музыкант и редкостный энтузиаст своего дела Людмила Камелина. Два абонемента, посвящённые пропаганде органной музыки, собирают вокруг себя весь самарский культурный бомонд. Работает в филармонии «Форте-квартет», коллектив очень высокой профессиональной квалификации. Трудится блестящий оркестр. Налажена современная система работы со слушателем, филармонические абонементы раскупаются едва ли не в день своего появления.
И вот, поставив филармоническую работу на свои рельсы, Н.С. Глухова, со своим немалым организаторским опытом, приходит в оперный театр. Вероятно, такая резкая «смена климата» не могла не вызвать у Натальи Степановны некоторой растерянности. Помнится, в одном из своих первых интервью в новой должности она сказала: «Театр – это как три филармонии, вместе взятые». Но для человека с профессиональным музыкальным образованием, умеющего видеть людей, руководить большим коллективом музыкантов, нет и в такой ситуации ничего неразрешимого. Кстати, профессиональное образование Н.С. Глухова получила как дирижёр-хоровик. А тридцать лет ежедневного посещения концертов во вверенной ей филармонии дали и колоссальный слушательский опыт. Тридцать лет, подумать только – это ведь как минимум пять-шесть тысяч прослушанных концертных программ, соответственно десятки тысяч произведений – не рискну даже предположить, сколько их на самом деле было! Такое количество не может не перейти в качество.
Из чего ещё, кроме знания огромного количества произведений и умения сориентироваться во множестве исполнительских концепций, складывается это качество? Кроме профессиональной добросовестности, кроме того, что называется «твёрдая рука» – это ещё и любовь к тому, чем занимаешься. Журналисты часто расспрашивают музыкантов: «А что вы ещё любите? Чем занимаетесь на досуге? Есть ли у вас хобби?»
Такие вопросы задавали и Наталье Степановне. «Что люблю? – переспрашивала она. – Музыку! Чем занимаюсь на досуге? У меня нет никакого особого досуга, а если и образуется вдруг некоторое свободное время – музыку слушаю. Хобби? Музыка!» Один раз, правда, добавила: «Очень люблю свою семью. А лучший отдых для меня – прокатиться на пароходе по Волге». Конечно, не только артисты, но и администрация, в частности, директора театров и филармоний должны откуда-то черпать вдохновение, отрываться от производственного процесса и от непрерывного погружения в искусство – а если это человек с самарскими корнями, волжанин – действительно, лучше Волги ничего не придумаешь.
Оперный театр при Глуховой... Новый период... Аншлаги на «Анюте». Невиданная активность в организации зрителя – новая система продажи билетов, детские конкурсы, всякого рода акции. Обновление старого и осуществление нового – «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Мадам Баттерфляй», «Травиата». Приглашение в штат и на гастроли первых лиц российского театра. Долгожданное рождение обещанного ещё три года назад прежним руководством «Бориса Годунова» – грандиозный спектакль, в котором эффектно задействованы новые технические возможности театра. Аншлаговая «Баядерка». Настоящие фейерверки информации о работе театра – после каждой премьеры десятки статей в самарской и российской прессе. Гастроли в Германии и Италии. Спектакли, концерты, фестивали. И никогда не пустующее директорское кресло. Впрочем, в парадной «императорской» ложе Наталья Степановна никогда не сидит. Её любимое место – в партере.
Автор: Наталья Эскина