Литературный конкурс "Для чего живешь?" (в рамках историко-культурно-патриотической программы "С любовью к России"
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС
в рамках историко-культурно-патриотической программы “С любовью к России”
Автор идеи: Елена Маргина, заслуженный работник культуры РФ,
директор и председатель правления Самарского филиала Российского фонда культуры.
Наши дети... С ними связаны самые большие радости и горести, надежды и мечты, чтобы они росли здоровыми и счастливыми, чтобы состоялись личностями, реализовавшимися в полную меру своего дарования, - это ли не должно стать сверхзадачей ХХI столетия? И все воплотится реалиями, если наши дети будут жить в атмосфере любви - чувства, которое философы разных времен определяли как мерило человечности, то, на чем держится мир.
Любой повторит за художником Ван Гогом: “Я - человек. Я не могу жить без любви. Иначе я замерзну и превращусь в камень”.
Любовь старше философии, давнее исконное их родство подчеркивалось именем последней, означающей - любовь к мудрости. Не случайно, одна из наиглавнейших заповедей в Святом писании - это “возлюбише”. И нарушая её, мы нарушаем гармонию Вселенной, внося в неё хаос.
Мировая история свидетельствует о том, что империи и государства гибли не только от нашествия варваров, а от того, что человек перестает быть гражданином. Когда правитель или правительство утрачивают подлинный интерес к делам государства, его народа, его судьбе, подтачивая, ослабляя страну, истощая души безверием и потерей надежды на счастье.
Сегодня каждый здравомыслящий человек понимает, что мощь государства определяется не только численностью населения, военной мощью и экономическим благополучием, но и духовным, нравственным потенциалом.
Что такое гражданственность? Что такое патриотизм? Это - мироощущение, в котором обостренное чувство совестливости, обостренное чувство ответственности.
Француз Серж Готье очень долго переводил “Всемирную историю”. Можно представить себе, какой титанический труд был им проделан. Но случилось так, что дом, в котором находилась рукопись перевода, сгорел, и уже на старости лет, почти обезумев от свалившейся на него беды, Серж Готье взялся вновь за перевод. А на все вопросы отвечал: “Это мне повелевает мой гражданский долг”. И Серж Готье исполнил его.
Чтобы воспитать в нашей стране нечто важное, нужны века, чтобы разрушить это важное - достаточно одного поколения. Нынешнее поколение мы не должны потерять. А иначе вместе с ним мы можем потерять и свое будущее. Мы должны противопоставить экстремизму нынешнего западного влияния свою культуру.
Я была в гостях у своих друзей, проживающих во Франции. Там установили квоты, пошлины, налоги на доходы, которые экономически ограничивают агрессию западной массовой культуры.
В России необходим закон о защите родного языка. Приняла же опять Франция “Закон Тубона”, который защищает французский язык. Между прочим, жестко ограничены там возможности американизации названий фирм и рекламы.
В столице, конечно же, хорошо знают о положении нашей культуры, о нашествии на нее западного суррогата. Но демократия у нас какая-то странная - видит и одобряет в зарубежье лучшее, а следует чаще всего - худшему.
Какие книги читают наши дети? Какая музыка звучит в их доме чаще всего? Какое впечатление оставил просмотренный спектакль? Всё это - не праздные вопросы...
Как-то передо мной поставили задачу в нескольких словах и сразу же ответить, что такое культура. Для меня она прежде всего определяется культурой чувств, воспитанием, сочетанием эстетического и духовного. Развитое эстетическое чувство - признак благородства. Человек, владеющий им, не только стремится к самовыражению, но и пытается усовершенствовать окружающий мир.
Эстет не способен портить или уничтожать красивое, он внутренне запрограммирован на уничтожение безобразного. И вот на этой почве - эстетического, определяющего пограничные полосы между плохим и хорошим, красивым и уродливым, - происходит духовное созревание личности. И воплощением этого прекрасного и духовного должны быть, конечно же, наши дети, наша молодежь. Вот почему они в центре внимания историко-культурно-патриотической программы “С любовью к России”.
Мы знаем, как трудно человеку выразить то, что он думает и чувствует, как трудно достучаться до души другого и быть понятым. ХХI век - век эгоцентризма, век одиночества. Особенно сложно в нём юноше, вступающему в жизнь и обдумывающему, для чего он живет.
Предоставить возможность подрастающему поколению поделиться своими мыслями, чувствами и проблемами в познании мира и себя в нем, установить обратную связь с ним старшему поколению, дать ответы на волнующие вопросы жизни, которые помогли бы молодым стать самодостаточными, преуспевающими и счастливыми - вот чем была продиктована идея проведения в губернии литературного конкурса “Для чего живешь?” (диалог поколений). Профессиональные литераторы, деятели культуры и искусств, образования вступили в диалог с детьми в возрасте от 10 до 18 лет на темы:
“Что такое личность и как стать ею?”, “Идолы и идеалы”, “Ведомый”, “Первая любовь”, “Умей сказать “нет”, “Гордость и гордыня”, “Что такое талант?”, “Почему я одинок?”, “Слово и дело”, “О вкусах спорят”, “ Больно и обидно”, “Призвание”, “Чему учить детей в XXI веке?”, “Что бы я сказал Президенту”, “Что такое Родина?”, “Герой нашего времени”.
Повышение авторитета молодых, их мнений и взглядов, меры ответственности государства за их духовно-нравственное, профессиональное становление, активизацию гражданской позиции - вот что создало и укрепило содружество учредителей литературного конкурса “ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЕШЬ?”: Российского фонда культуры, Самарского филиала Российского фонда культуры, Управления по вопросам культуры и организации досуга населения Администрации городского округа Самара, областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина.
Информационную поддержку конкурсу оказал областной журнал “Самара и Губерния”.
Ответственность в проведении этого конкурса взяли на себя известные деятели культуры и искусств России и Самарской области:
Н.С. Михалков - председатель жюри, Президент Российского фонда культуры, народный артист России;
Э.М. Кондратов - заместитель председателя жюри, член Союза писателей и журналистов России, заслуженный работник культуры Российской Федерации,
Г.А. Луконькина - ответственный секретарь жюри, главный специалист Управления по вопросам культуры и организации досуга населения администрации городского округа Самара;
Члены жюри:
А.С. Кагирова - руководитель Управления по вопросам культуры и организации досуга населения администрации городского округа Самара;
Е.И. Маргина - директор и председатель правления Самарского филиала Российского фонда культуры, член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры Российской Федерации;
А.Н. Завальный - главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки, сопредседатель Самарского отделения Союза краеведов России, заслуженный работник культуры Российской Федерации;
Л.В. Кузнецова - кандидат исторических наук, директор Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина;
Л.Г. Вохмянин - директор института художественного образования Самарского государственного педагогического университета, композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации;
А.Я. Пономаренко - солист Самарского академического театра оперы и балета, народный артист России.
Итоги конкурса подведены. 28 апреля в областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина состоялось награждение победителей, вручение им, как полагается в таком случае, дипломов и подарков.
И еще один, самый ценный подарок сделан - получен грант губернатора Самарской области К.А. Титова на издание книги “Сохраняя достоинство” для детей и юношества, куда отдельной главой войдут литературные работы победителей конкурса “ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЕШЬ?”. Книга станет достоянием детских и юношеских библиотек не только Самары и губернии, но и всей России.
Хорошее, доброе дело сделано и, как водится у нас на Руси, всем миром.
Конкурс “Для чего живешь?” - это дань русском языку, на котором говорили и писали Александр Пушкин, Лев Толстой, Федор Достоевский, Михаил Шолохов...
А помните эти слова И.С. Тургенева: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”? И мы, россияне, должны гордиться этим наследием, беречь его, сохранять его, как дорогое и вечное.
Дорогие участники конкурса “Для чего живешь?”!
С праздником вас, с подведением итогов конкурса!
Дети, вы самое дорогое и ценное, что у нас есть в жизни. Я глубоко убежден, что дар Божий, данный вам, вы используете во благо земли нашей русской православной, во благо своего Отечества. И сегодня, когда к вам приходит первое признание, я искренне желаю вам счастливой творческой судьбы.
С любовью, президент Российского фонда культуры, председатель жюри конкурса Никита Михалков
Победители конкурса литературных работ “Для чего живешь?”
10 - 12 лет
1. Загорская Лиза,
1-А класс МОУ СОШ № 70, г. Самара
2. Раздобудько Сергей,
1-А класс МОУ СОШ № 70, г. Самара
3. Понырко Анастасия,
МОУ № 25 с углубленным изучением отдельных предметов им. сестер Харитоновых, г. Самара
13 - 15 лет
1. Воронкова Юлия,
МОУ СОШ № 133, г. Самара
2. Баранов Николай,
Гимназия № 2, г. Самара
3. Муллова Наталья,
МОУ СОШ № 140, г. Самара
16 -18 лет
1. Чибисова Евгения,
МГАТУ им. К.Э. Циолковского, г. Ступино, Московская обл.
2. Лёвин Денис,
МОУ СОШ “Самарская Вальдорфская школа”, г. Самара
2. Малышева Елена,
МОУ СОШ № 6 им. М.В. Ломоносова, г. Самара
3. Решетникова Наталия,
МОУ СОШ № 6 им. М.В. Ломоносова, г. Самара
3. Иванникова Лиана,
Исаклинская ЦБС, Исаклинская библиотека
Профессиональные литераторы,
деятели культуры и искусств
1. Карапин Владимир Сергеевич ,
Исаклинская ЦБС, Сокская сельская библиотека
2. Альчина Мира,
Исаклинская ЦБС, Исаклинская библиотека
3. Ждамирова Людмила Николаевна,
преподаватель русского языка и литературы МОУ СОШ № 80