Оглавление
2#2023
Оглавление
О главном
Города и районы Самарской области
Гостеприимство
Гражданское общество
Замечательные женщины Самарской области
Звезда
Здравоохранение
История
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Эколидер
Юбилей
Нацпроекты

Вставай, страна огромная!

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 2#2023 (июль)

Великая Отечественная война 1941–1945 годов была самой великой за всю историю Европы. Когда в многочисленных европейских войнах сходились армии нескольких государств, вся остальная часть континента жила спокойно, порой и не зная о кровопролитии на другом его конце. И только в Великую Отечественную представители всех стран Европы приняли участие в войне против одной страны – Советского Союза. От самых крупных, определяющих географию и политику континента, до самых малых с численностью населения менее полумиллиона.

Патриотизм

Накануне войны население Советского Союза составляло менее 200 миллионов человек, а в Европе, без Великобритании, нашей союзницы, около 400 миллионов. Кроме Германии, войну нам объявили Финляндия, Румыния, Венгрия. Словакия, Хорватия. Эти государства выставили вполне вымуштрованные войска общей численностью около 800 тысяч человек. Но за Гитлера воевали при негласном поощрении своих правительств добровольцы ещё 17 стран, включая формально нейтральные и союзные. Их общее число достигало двух миллионов человек, из них итальянцев – 374 тысяч, болгар – 300 тысяч, французов – 250 тысяч, испанцев и голландцев – по 50 тысяч, латышей – 35 тысяч, эстонцев, боснийцев и хорватов – по 20 тысяч и т.д.

Кроме того, вся промышленность Европы со всем её гражданским населением работала на германский фронт. Так, к примеру, только чешская фирма «Шкода» производила вооружения больше, чем довоенная Великобритания. То же произошло и с французской промышленностью. В Польше строились самолёты для немецкой авиации, а в концлагерях обречённые на гибель евреи работали с немецкими химикатами. Когда погиб Гитлер, Португалия учинила недельный траур – так ей, «нейтральной», выгодно было торговать с воюющей Германией.

Все годы с начала нынешнего века можно воспринимать как период нарастания мировой злобы... Всё чаще стали появляться «знатоки», которых неудержимо тянет пересмотреть итоги Второй мировой войны, вплоть до уравнения в вине за её начало Германии и Советского Союза. Их можно понять, но нельзя принять нам, советским и российским. Вероятно, они ощутили элементарное неудобство за безнравственность своих предков. Если быть по-российски снисходительным, возможно, им стало стыдно на своих отцов, дедов и прадедов. Если же быть по-российски безапелляционным, вероятно, они захотели повторить подлость своих предков. Именно последнее ныне обрело реальность... И сегодня можно только удивляться, как страны, претендовавшие на высоты современной культуры и гуманитарных наук, могли опуститься до уровня элементарного бандитизма. Были забыты, заброшены все нормы морали величайших европейских мыслителей, философов, учёных, попраны все ценности христианства. Это высшая степень позора европейских стран времён войны. За это во веки веков им нет прощения. Стыдиться таких предков – естественно, сваливать при этом вину на других, невиновных, на жертвы произвола, насилия и грабежа – новая форма современной европейской подлости.

Для нас, сынов и дочерей великой России, прошлое, наше страшное прошлое, бесконечно дорого. Оно – как вечный фундамент нашего морального превосходства, нынешнего и будущего процветания нашей страны.

У нас принято в превосходной степени говорить о победах в годы войны на фронтах и в тылу. И это очень справедливо. Но без тех почти двух десятилетий мирной предвоенной жизни этого бы не было. Не было бы без того советского образования, что получил народ впервые за всю свою историю. Не было бы без той трагической ломки сельского хозяйства со спасительными машинно-тракторными станциями (МТС), которые не только дали новые технологии отечественному сельскому хозяйству, но и многократно увеличили производительность труда, высвободив тысячи и миллионы рабочих рук для строительства новых городов и новой промышленности.

Вместе с урбанизацией в Советском Союзе происходило стремительное развитие образования, наук, новых, доселе неизвестных производств. «Поскобли» генеалогию любого горожанина – он в третьем-четвёртом поколении сельский. И мы забываем о том, что МТС дали советскому фронту большое число технически подготовленных солдат и командиров. Где бы страна взяла их без сельских машинно-тракторных станций. Сельское население тогда составляло две трети. И если со многих городских производств вынуждено не призывали на войну, то из сёл призывали практически поголовно. Армия-победительница в той страшной войне в большинстве состояла из вчерашних сельчан. Село было, есть и будет бесценным кладом России!

История наших военных лет дала пример ещё более потрясающих событий. К концу 1941 года с территорий, обречённых на оккупацию, были эвакуированы 2600 предприятий, в том числе 1500 крупных. Из них в Сибирь – 322, в Поволжье – 226, в Среднюю Азию и Казахстан – 308, на Урал – более 600. При этом эвакуировали ещё около 17 миллионов человек. По численности это средняя европейская страна. Для меня эти цифры святы и трагичны. Моя семья была в числе этих миллионов. А отказавшиеся от эвакуации из Витебска нашли свою погибель во рву у речки Витьба. Сколько тысяч там полегло – неизвестно. Моя двоюродная тётя с двумя детьми и родителями – там.

Заводы, перевезённые на восток, остались там навсегда и сформировали новые крупные промышленные центры. Так, Куйбышев стал авиационной столицей за счёт Воронежского завода, уральские города стали «танкодромами» за счёт Ленинградского и Харьковского заводов. При этом базовые заводы в последующие годы сохранили свой «вес» в промышленном производстве страны.

Многомиллионное великое переселение и смешение людей разных национальностей не нарушило советских норм межчеловеческих отношений. Более того, новые смешанные браки вопреки религиозным запретам одарили страну детьми, ставшими позже национальными гениями.

Жизнь человеческая сложна, и её благополучие определяется множеством факторов и условий. Мы их не выбираем, мы приходим в этот мир на готовые, и по взрослению они входят в сферу наших интересов, а некоторые становятся важнейшими, первостепенными. К их числу я хочу отнести великолепное слово и понятие – СВОБОДА. Каждая эпоха в истории нашей страны имеет свои достоинства и недостатки, но никогда, ни при одном из более 80 правителей, включая Рюриковичей, Романовых, советских вождей, российский народ не был так СВОБОДЕН, как в наше время. Никогда!

Свободен в самом главном в жизни – в реализации своих личных природных способностей при высоком уровне личного образования.

В советское время неотвратимое человеческое желание улучшить условия своего существования сталкивалось с массой ограничений. Вплоть до запрета на вторую работу. Свою карьеру вузовского педагога я начал с должности ассистента с окладом в 105 рублей. У меня не хватило дерзости спросить ЦК КПСС, как на эти средства жить семье с двухлетним ребёнком. Мог бы подрабатывать слесарем-инструментальщиком или мотористом, однако за такую подработку меня бы уволили с работы как оскорбившего высокое звание вузовского педагога. Советские реалии, непостижимые здравым умом.

Патриотизм

Ныне россияне свободны, прежде всего, в выборе доступного образования, в выборе работы и даже нескольких работ в любой точке страны и за её пределами. Свободны в выборе продуктов питания, личной одежды, жилья... Для меня, прошедшего бесчисленное количество жалких съёмных углов, клетушек, общежитий, казарм, кубриков, нет важнее заботы, чем жильё. Поэтому меня так радует массовое превращение старых избушек и бараков на улицах наших городов и сёл в современное благоустроенное жилье. Равно как и строительство многоэтажных жилых комплексов в городах России. Меня восхищает забота государства и его вооруженных сил о своих офицерах.

Сегодня в Госдуме раздаются голоса за возвращение к советской системе высшего образования, доказавшей своё высокое качество в нашем прошлом. Скопированный на Западе бакалавриат недодаёт теоретическую и практическую подготовку студентам по сравнению с советским вузом. Например, объём часов на изучение такой важной инженерной дисциплины, как «сопротивление материалов», сокращён на 40% (с 240 до 144 часов). Технические дисциплины более чем «ополовинены», лекции урезаны в два раза, а лабораторные занятия с приборами на машинах и узлах – более чем в три. Так изувечить вузы могли только несостоявшиеся педагоги министерства...

На мой взгляд, взгляд типичного провинциала, есть только один верный способ укрепить своё отечество: бескомпромиссно изучить опыт всех трёх общественно-политических формаций, что складывались в истории нашей страны. Принять всё положительное, что в них есть, совершенствуя в соответствии с достижениями современной науки и производства.

Великий русский экономист Николай Дмитриевич Кондратьев (1892–1938) в 1925 году в своём научном труде «Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения» подарил миру теорию экономических циклов длительностью 45-55 лет. Автор поплатился за своё открытие жизнью в 1938 году. Однако сегодня мы можем надеяться, что Россия в конце прошлого десятилетия удачно вступила в новый цикл своего развития и никакие геополитические катаклизмы не столкнут её с пути к процветанию.

Автор: Иосиф Брумин


Автор:Иосиф Брумин